Содержание уроков-исследований и процесс их проведения
Оценка 5

Содержание уроков-исследований и процесс их проведения

Оценка 5
docx
12.01.2021
Содержание уроков-исследований и процесс их проведения
Содержание уроков-исследований и процесс их проведения.docx

Содержание уроков-исследований и процесс их проведения

 

 В первой главе данной курсовой работы мы выяснили, что  в основание понятия исследовательская деятельность положено слово «исследовать». Иными словами, учащимся необходимо рассмотреть, изучить в целях познания какой-либо вопрос.

При исследовательской деятельности на уроке литературы очень важно, чтобы учащийся не получил в уже готовом виде необходимую для него информацию от педагога, а чтобы он самостоятельно пришёл к знаниям, проделав обусловленную поисковую работу. Это немыслимо без самостоятельной деятельности самого учащегося, педагог лишь руководит данной деятельностью, направляя её в необходимое русло. Данный учебный процесс следует именовать  «От познания к творчеству». Исследование на уроках литературы помогает продуктивно осваивать значительной и сложнейший материал, развивать творческие способности учеников. Потому как анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, рассчитывает на поиск, приводимый к открытию. А, следовательно, делает тяжелый ученический труд интересным и увлекательным.

    Поисковая работа начинается с установленной педагогом задачи либо проблемы. Проблема может быть или простой, или сложной, которая требует кропотливой работы или игры воображения, либо элементарного проявления смекалки. Всё зависит от степени знаний учеников, их возрастных особенностей и заинтересованности в грядущем деле. Чем больше вопрос будет содержать интриги, тем инициативнее ученики включатся в работу. Прежде, чем поставить перед ними какую-либо проблему, нужно заинтересовать их тем, чем предстоит заниматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


            Заинтересовать учеников можно самым простым способом – задать внезапный вопрос либо привлечь внимание учащихся подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, или предложить найти ответ в тексте осваиваемого произведения. И те ученики, кто не читал ранее данное произведение, принимаются читать в поиске ответа. Найдя его, каждый школьник чувствует радость от самостоятельно найденной отгадки. В результате цель педагога достигнута – учащийся начинает читать, при этом, он делает это внимательно, стараясь получить положительную отметку. К тому же, отдельные ученики ощущают чувство гордости за то, что сами, без помощи педагога, справились со сложным заданием. В особенности значимо правильно сформулировать свой вывод, что способствует развитию устной речи, развивает коммуникативные навыки, поскольку необходимо доказать личную точку зрения. Со временем учащиеся с легкостью вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них непринужденной и обычной. Вовлекая детей в исследование, педагог осуществляет не только образовательные, но еще и воспитательные цели. Схематично это можно представить следующим образом:

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо отметить, что одним из важнейших условий, которые позволяют воспитать у учащихся стремление к открытию новых познаний, является формирование потребности в поисковой инициативности. 
Исследовательская деятельность в современное время выступает одним из приоритетных курсов формирования современного образования. Потому сегодня так животрепещущи проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования. Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать учащихся к поиску, вырабатывать умение самостоятельного обобщения прочитанного или анализируемого материала, приводить аргументы и делать выводы. Поиск нужного решения проблемы способствует развитию самостоятельной позиции учащихся, их готовности к саморазвитию и социализации. 

Исследование может быть сформировано на всех ступенях обучения литературе, начиная с 5 класса, тем более что новые стандарты образования полагают существенные изменения в целях и задачах образования, смещение акцентов на воспитание общеучебных умений, лидирующее место среди которых занимают исследовательские умения. Это означает, что всякое обучение должно оканчиваться выходом на поисковую, творческую работу. 
Курс литературы в 5 классе предоставляет большие потенциалы для этого. Уже на первом занятии по теме «Роль книги в жизни человека» учитель задаёт проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей? Загадки о книге, выступление библиотекаря, статистические данные о читателях школы позволят учащимся включиться в осмысление проблемы и наметить пути её решения. Ученики, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, неожиданно сталкиваются с проблемой: если в 20 столетии  наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться.

Далее применяем приём «Три вопроса»: 

1.     Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека?

2.     Что хочу знать?

3.      Как узнать?

Предмет исследования – это книга. Организуем работу в группах. Первая группа: рассказ об анатомии книги (переплете, корешоке, каптале, форзаце, фронтисписе, титульном листе, книжном блоке, колонцифре, ляссе, концевом титульном листе, нахзаце). Вторая группа: подготовка сообщения «Путеводитель по книжным страницам» (титульный лист, предисловие, оглавление, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.). Третья группа: систематизация материала по теме: «История жизни книги». Дети закрепляют результаты групповых выступлений в тетрадях и переходят к работе с высказываниями известных писателей о роли книги в жизни человека.

Цитаты на доске:

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник.» Э. Хемингуэй.

«Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей...» В. Розанов.

«Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной». Ж. Санд.

Следующий этап урока – это вопросы педагога:

- Какие книги вы прочитали летом?

- Какие произведения оставили свой след в вашей душе?

- Какую роль играют книги в вашей жизни?

Учащиеся делают выводы и подходят к завершающему этапу – рефлексии: на специально прикреплённом на доске плакате «Книги, которые выбирает 5 класс» записывают наименования своих любимых книг.
Значимую роль в создании ситуаций, которые требуют использования исследовательских умений, играет организация проблемно – диалогового взаимодействия. Среди разнообразия приёмов проблемно – диалоговой технологии стоит выделить: 

- диалог, который подводит к знанию (цепочка посильных для обучающихся вопросов);

- диалог, который побуждает к гипотезам.

Самым элементарным, однако действенным приёмом на уроках открытия истины является предъявление классу противоречивых фактов. Также продуктивными являются такие уроки литературы в рамках проблемно – диалогового обучения, где сталкиваются различные мнения учащихся в сочетании с вопросом либо практическим заданием на новый материал.

Содержательными и занимательными делают уроки литературы всевозможные приёмы исследовательской деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, направив   её в сфера исследования. Эффективными являются такие формы работы: 

- «Исследуем текст». Например: «Поэтический хронотоп в балладе В. Жуковского «Светлана». 

- «Разгадываем тайну слова». Например: «Что таит в себе слово «червлёный» из «Слова о полку Игореве»? «Тайна слова «Зиждитель» в оде М. В. Ломоносова».

- «Внимание: эксперимент». Например: «Словотворчество В. В. Маяковского: пренебрежение нормами русского языка или создание неологизмов для особого художественного эффекта?». 

- «Предмет как проблема». Например: До изучения повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» создаётся проблемная ситуация: представьте, что вы очутились на необитаемом острове. Далее задаётся вопрос: что бы вы почувствовали, что предприняли? Педагог предлагает обратиться к произведению и посмотреть, как ведёт себя герой. 
Анализируя  литературные произведения также рационально  использовать такой исследовательский приём, как составление кластера (условную схему, логически связывающую между собой определённые понятия). Так, например, применяя этот приём, в процессе урока в 7 классе по теме: «Трагизм конфликта отца и сына в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев», учащиеся, анализируя сцену последней встречи Тараса и Андрия, могут раскрыть тему с предельной точностью. Основа этого кластера заключается в ключевых словах «патриотизм - предательство», к которым были логически подобраны прочие понятия, словосочетания, которые отражают главный смысл противопоставления. Применение кластера дало потенциал подойти к решению проблемы столкновения любви и долга в душах Тараса Бульбы и его сыновей через антитезу «патриотизм – предательство»:
Патриотизм: путь верного воина, преданность товариществу и Отчизне, не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» бесстрашная борьба против врагов отчизны, безграничная любовь и преданность отчизне, патриот - человек с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей Отчизны, живёт, как богатырь, умирает, как исполин.

Предательство: страшный грех, непростительное преступление, измена товарищам, Отчизне, христианской вере, самому себе, личный выбор, ставший трагедией, отказ от матери и Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки. Время, в котором жил Андрий, исключало возможность проявления сильных чувств. Его душа жаждала любви, долг требовал верности Родине. 

В заключение был сделан вывод о нравственных уроках повести Н. В. Гоголя: Тарас Бульба, Остап прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов родную землю и христианскую веру. Родина — святыня, без которых человек не может жить.

Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:

Таким образом, исследование – одна из привлекательных форм работы на уроке литературы, она ведёт учащихся в область самостоятельных поисков и открытий, воспитывает энергичную позицию в процессе обучения, обнаруживает личностный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повышает глубину понимания произведения, способствует формированию желания чтения художественной литературы и формированию речи учащихся, обогащает их словарный запас и выведет на новейшую ступень познания и творчества.


 

Содержание уроков-исследований и процесс их проведения

Содержание уроков-исследований и процесс их проведения

Заинтересовать учеников можно самым простым способом – задать внезапный вопрос либо привлечь внимание учащихся подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, или предложить найти ответ в…

Заинтересовать учеников можно самым простым способом – задать внезапный вопрос либо привлечь внимание учащихся подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, или предложить найти ответ в…

Необходимо отметить, что одним из важнейших условий, которые позволяют воспитать у учащихся стремление к открытию новых познаний, является формирование потребности в поисковой инициативности

Необходимо отметить, что одним из важнейших условий, которые позволяют воспитать у учащихся стремление к открытию новых познаний, является формирование потребности в поисковой инициативности

Уже на первом занятии по теме «Роль книги в жизни человека» учитель задаёт проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей?

Уже на первом занятии по теме «Роль книги в жизни человека» учитель задаёт проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей?

Следующий этап урока – это вопросы педагога: -

Следующий этап урока – это вопросы педагога: -

Внимание: эксперимент». Например: «Словотворчество

Внимание: эксперимент». Например: «Словотворчество

Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки

Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021