Содержание экспериментального обучения.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя. Анализ художественного произведения предполагал оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагал диалог учащихся с автором произведения.
Иконка файла материала Содержание экспериментального обучения.doc
Содержание экспериментального обучения. На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три   этапа   работы   над   художественным   произведением:   первичный   синтез, анализ,   вторичный   синтез.   При   этом   ведущей   деятельностью   учеников является   анализ   произведения   под   руководством   учителя.   Анализ художественного   произведения   предполагал   оценку   учащимися   героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря   другими   словами,   анализ   предполагал   диалог   учащихся   с   автором произведения.   Но   как   ввести   детей   в   диалог   с   автором?  Для   того,   чтобы вступить   в   такой   диалог,   ребенку   необходимо   самому   побыть   автором, погрузиться в стихию художественного творчества. Благодаря такому, говоря словами М.М. Бахтина, ''быванию'' в позиции творца он изнутри поймет, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он   их   преодолевает.   С   этой   целью   учащимся   предполагалось   передать содержание рассказов А.П. Платонова ''Еще мама'' и В.Г. Распутина ''Мама куда­то пошла'' с определенными  изменениями. После того, как на уроках чтения   данные   произведения   были   прочитаны   и   проанализированы,   детям предлагалось в качестве домашнего задания к первому рассказу придумать продолжение, рассказать о том, как могли разворачиваться события дальше. При пересказе второго произведения учащимися нужно было добавить, что могло   предшествовать   той   ситуации,   которая   изображена   в   произведении. Задания   подобного   рода   развивают   у   учащихся   умение   видеть   в   тексте произведения мотивы и последствия поступков героев. Необычность такого рода домашнего задания вызвала у учащихся живой интерес. Во время проверки домашнего задания ответили почти все учащиеся, некоторые   стремились   ответить   дважды.   При   этом   лишь   три   человека   из класса не справились с заданием. Начало их рассказа никак не увязывалось ссамим произведением, ребята стремились создать свой законченный рассказ. Однако под руководством учителя учащимся удалось устранить недочеты, дети пересмотрели содержание своего рассказа. К произведению М.М, Зощенко ''Золотые слова'' был предложен другой вид   творческого   пересказа   –   с   изменением   грамматического   времени глаголов.   При   этом   обращалось   внимание   детей   на   то,   как   меняется изображение события. В данном произведении вместо глаголов прошедшего времени нужно было употребить глаголы в настоящем времени,, что создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию. Творческий   пересказ   от   лица   какого­либо   героя   произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. Такой вид пересказа учащимися использован при передаче   содержания   рассказов   Ю.И.   Ермолаева   ''Проговорился''   и   А.П. Платонова ''Цветок на земле''. При этом ребята имели возможность передать содержание   произведения   не   только   от   лица   человека:   девочки   Ирочки, дедушки   Афони,   но   и   от   имени   попугая.   По   оценкам   самих   учащихся пересказывать от лица Ирочки было достаточно неприятно. Таким образом, учащиеся   сами,   без   посторонней   помощи   подходят   к   осознанию   идеи произведения   –   надо   вести   себя   так,   чтобы   потом   не   было   стыдно   за собственные поведение. Пересказ   произведения   А.П.   Платонова   ''цветок   на   земле''   позволил оценить одни и те же события и явления с точки зрения 87 – летнего старика и 7 – летнего мальчика, увидеть и осознать разницу. Творческий   пересказ   рассказа   Б.В.   Шергина   ''Собирай   по   ягодке   – наберешь   кузовок''   предполагал   включение   в   содержание   созданных учениками   портретов   героев.   В   самом   произведении   портреты   героев отсутствуют, автор указывает лишь на качества героев: бабушка – добрая, приветливая; мастер Митя – прилежный, трудолюбивый. Совершенствование умения передавать черты характера героев через их внешний вид и поступкибудет способствовать тому, что учащиеся в дальнейшем на основе описания портрета   героя   и   его   поступков   смогут   дать   точную   характеристику   и неоднозначную   оценку   героя;   проследить,   меняется   ли   герой   по   ходу повествования.   Точная   и   неоднозначная   оценка   героя,   в   свою   очередь, способствует   формированию   собственного   отношения   к   данному   герою, которое   является   неотъемлемой   составляющей   полноценного   восприятия художественного произведения. Проверка   пересказа   показала,   что   учащиеся   достаточно   успешно справляются   с  заданием   подобного   рода.   Они   смогли   подметить   наиболее характерные черты, которые свидетельствуют о трудолюбии Мити. Среди них – описание одежды мастера ''серый фартук'', ''нарукавник'', ''перчатки, чтобы не  получить  занозу'', ''рукава   закатаны, потому  что  так  работать  удобнее'', ''рабочая одежда испачкана краской''. Кроме того, учащиеся выделили черты, касающиеся рук мастера – ''они все в мозолях'', а так же процесса работы – ''во время работы у него на лбу выступал пот''. Аналогичным   образом   во   время   достаточно   детального   описания портрета бабушки подчеркивается ее доброта и приветливость. Наиболее трудным представляется пересказ произведения Г.Б. Остера ''Как   получаются   легенды''.   Во   всех   примерах   творческого   пересказа, описанных   выше,   учащиеся   должны   были   создать   портрет   героя   или придумать начало, концовку к рассказу. Но чтобы пересказать произведение Г.Б.  Остера   от   учащихся   требовалась   интеграция   ряда   умений:   придумать начало к своему рассказу, оценить его героев, передать содержание от лица одного   из   героев   или   от   своего   собственного   лица   как   автора,   сделать концовку     к   рассказу.   Но   смотря   на   всю   трудность   задания   ребята   с увлечением выполнили его. Большинство легенд, созданных ребятами, были поучительны и несли в себе воспитательный потенциал.Творческие   пересказы   предлагались   учащимся   в   качестве   домашнего задания для устного выполнения, однако некоторые ребята выполняли это задание письменно (см. Приложения 4­6). Как известно, в книге ''Родная речь'' нет вопросов к тексту каждого художественного произведения; предлагаемые   вопросы И задания относятся к целому разделу. Учитель составляет свою систему вопросов и заданий. В ходе экспериментального   обучения   учащимся   экспериментального   классами ставить вопросы к содержанию художественного произведения. Такая работа повышала   вдумчивость   чтения,   очень   оживляла   работу   и   способствовало лучшему уяснению содержания читаемого. Таким   образом,   было   проведено   экспериментальное   обучение, включающее   различные   виды   творческого   пересказа,   направленные   на повышение   уровня   восприятия   художественного   произведения   учащимися второго класса.