На примере слепоглухонемых детей.
На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.
Обучение воспитанников на школьном этапе ведется на основе материалов и программ обучения по речевому развитию, предметным урокам, математике, труду, физическому воспитанию, разработанных лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Материалы к программам составлены с расчетом на обучение детей, получивших подготовительное воспитание в детском доме для слепоглухонемых, и в условиях семьи. В программах предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого воспитанники овладевают словесным языком, получают общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку, дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального труда.
Содержание школьного этапа обучения.
На примере слепоглухонемых детей.
и в условиях семьи.
На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают
словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками
работы в одной из мастерских.
Обучение воспитанников на школьном этапе ведется на основе
материалов и программ обучения по речевому развитию, предметным
урокам, математике, труду, физическому воспитанию, разработанных
лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей.
Материалы к программам составлены с расчетом на обучение детей,
получивших подготовительное воспитание в детском доме для
слепоглухонемых,
В программах
предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого
воспитанники овладевают
получают
общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы,
физическую и трудовую подготовку, дающую возможность перехода к
обучению одному из видов профессионального труда.
Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их
переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие
уроки, особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и
прогулок.
Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения
слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по
арифметике.
словесным языком,
Речевое развитие
Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является
овладение им средствами общения.
Первыми специальными
средствами общения для него являются жесты. Жестами ребенокобозначает предметы, их функции, действия, элементы поведения.
Овладение жестами- необходимый этап речевого развития ребенка.
Следующий за жестами этап усвоения средств общения-
формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной
форме является надстройкой над жестовой речью, возникает внутри
нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и
доминирующую форму речи.
Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые
и часто встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для
ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами
другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет
можно обозначать по–другому. В дальнейшем он обозначает предмет,
показанный ему, новым для него жестом, даже не подозревая, что уже
владеет словом, составленным из букв, так, как зряче-слышащий
ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он
говорит побуквенными словами.
Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не
просто слов, а со слов в системе связного смыслового текста.
Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые
дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами
мимики. Тут слова выступают на правах жестов. Лишь после усвоения
нескольких десятков слов , обозначающих конкретные предметы,
ребенку дается дактильный алфавит, которым он уже практически
владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое
слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом.
Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное
значение потому, что ребенок в процессе этого заучивания обучается
восприятию дактильных букв с руки учителя.
После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается
точечное обозначение букв . Пальцевая артикуляция и точечное
изображение букв у ребенка должны быть безукоризненными и
совершенными.
Для совершенствования в этом подбирается
специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих хорошо
известные ребенку предметы. Этот же словарь используется в
дальнейшем для усвоения грамматического строя.Для усвоения грамматического строя словесного языка особенно
важна письменная речь, чтение и письмо. Сначала учитель обучает
учащегося читать и писать текст, состоящий из простых
нераспространенных предложений,
описывающих действия с
предметом. Потом тексты усложняются за счет введения простых
распространенных предложений.
Огромное значение в обучении слепоглухонемых имеет чтение.
Вместе с усвоением элементов повествовательной речи ведется
работа по развитию разговорной речи (в дактильной форме), сначала в
виде простых побудительных предложений, а в дальнейшем и более
сложных.
Низкий уровень первоначального владения словесной речью не
должен искусственно ограничивать общение ребенка, так как это
неизбежно приведет к задержке его общего развития. Необходимо,
особенно в первый период обучения, использовать жестовую форму
общения.
Устная речь для слепоглухонемых не является средством обучения,
она- один из предметов изучения. Занятия по устной речи проводятся в
форме индивидуальных уроков.
Предметные уроки.
При обучении слепоглухонемых учащихся предметные уроки являются
одним из основных методов сообщения им знаний об окружающем
мире. Предметы изучаются в определенной последовательности и в
доступных пониманию детей связях и отношениях. На предметных
уроках, проходящих одновременно со специальными уроками развития
речи, учащийся усваивает язык, развивает словесное общение.
Знания, полученные на предметных уроках, закрепляются чтением и
проработкой учебных текстов. Учащиеся самостоятельно пишут
сочинения, которые исправляет и дополняет учитель. Учебные тексты
составляются самим учителем или подбираются из учебников по
чтению в доступной для учащихся форме. Учебный текст подводит
ученика к логическому мышлению, помогает ему выразить свои мысли,обогащает его речь, закрепляет полученные на предметном уроке
знания. Ученики получают первоначальные сведения о явлениях
природы, характерных для каждого времени года, о предметах труда, о
работе людей в разных отраслях хозяйства, обо всем , что связано с
жизнью и деятельностью человека, о мире животных, о неживой
природе.
Тематика чтения и самостоятельных сочинений обусловливается
тематикой предметных уроков. От конкретных знаний, полученных на
предметных уроках, учащиеся переходят к закреплению этих знаний в
форме рассказов, доступных их пониманию.
С 7 класса начинается систематический курс учебного предмета по
природоведению, даются элементарные сведения по географии,
истории.
Задача последующих классов- систематизировать и расширить
представления о природе, ознакомить детей с использованием
природы человеком, научить их пользоваться картой, привить детям
чувство любви и уважения к своей стране, желание принимать участие
в работе.
Математика
Преподавание математики имеет целью обучить учащихся
производить действия с целыми и дробными числами и применять
полученные знания к решению задач и выполнению простых расчетов в
практике. Объем заданий, даваемых учащимся с 1 по 10 класс, в
основном соответствует объему материалов четырехлетней массовой
школы. Программа для слепоглухонемых построена по линейному
принципу- начав изучать какую либо тему, учащиеся проходят ее доконца в пределах данной программы. Затем осуществляется переход к
следующей теме или вопросу, который также изучается полностью.
В первом классе изучение математики начинается с усвоения
нумерации в пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить
основную идею десятичной системы.
Усвоение нумерации
осуществляется на счетных палочках и других материалах. Например,
счетах.
После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению
четырех арифметических действий. Учащимся даются также
материалы, связанные с изучением мер. Большое значение в усвоении
материала придается практическим работам по измерению,
взвешиванию, определению расстояния. Особое внимание обращается
на усвоение учащимися мер времени и определение времени по часам.
Обучение решению задач начинается с практических действий с
предметами. Потом постепенно задачи усложняются, и их решение
становится все более отвлеченным от конкретных действий.
Примерное распределение материалов программ по
Речевому развитию , предметным урокам, математике.
Первый класс.
Слепоглухонемой учащийся обучается словесному общению при
помощи дактильного алфавита, овладевает чтением и письмом при
помощи рельефно-точечного шрифта. Программа речевого развития
включает в себя обучение ребенка называнию ( в дактильной форме)
окружающих его предметов, пониманию и выполнению простых
поручений, сформулированных словесно ( встань, иди , возьми и т.д.) .
Воспитанник учится словесно называть свои действия простыми
предложениями (Я играл, я пишу…), описывать действия других (Оля
ест), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Что ты делал? Что
ты ел?) .На предметных уроках ребенок знакомится с детским домом. Класс
(пол, стены, окно, дверь, батарея, мебель, учебные предметы, счеты и
т.д.), столовая (посуда, мебель), пища , спальня, умывальная комната,
гардероб.
На доступном ученику уровне изучаются одежда, обувь.
Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются
называть ее и обозначать ее функции. В связи с едой проходятся темы
“Фрукты”, “Овощи”. Во время привития санитарно-гигиенических
навыков изучаются названия частей тела людей.
В процессе ухода за животными в живом уголке проходят названия
животных, их описание. Изучаются растения. Изучаемые предметы
дети учатся лепить из пластилина, узнавать их в макетах и муляжах.
По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000,
учится жестовому обозначению чисел. Учится прямому и обратному
счету. Знакомится со счетами. Усваивается календарное время.
Обучение распознавать и лепить геометрические фигуры.
Второй класс.
Программа по речевому развитию для второго класса предусматривает
понимание более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за
парту, Повтори, Проверь примеры, Возьми книгу, Положи тетрадь на
стол.). Ученик учится выражать свою просьбу словесно (Дайте
пожалуйста тетрадь. Можно выйти?), учится кратко и развернуто
отвечать вопросы ( Ты написал?- Да, я.), задавать вопрос (Кто пришел?
Как вас зовут?).
Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий
несколько связанных между собой действий ( Оля сидела. Оля взяла
пластилин. Оля лепила дом. Оля мыла руки.).
На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются
экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в
живом уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но
словарный запас расширяется. В детском доме ученик знакомится сбиблиотекой, кабинетом врача, учительской, в столовой изучает
посуду, инвентарь и т.д. На экскурсиях в семьи учителей знакомится с
семьей, профессиями людей, с элементами города, с транспортом,
домашними животными, обучается называть сезонные и погодные
явления, участвует в проведении праздников.
По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100,
понятиями НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. Знакомятся с кругом, квадратом,
треугольником, четырехугольником.
В конце второго класса обучаются решать задачи на нахождение
суммы и на увеличение данного числа на несколько единиц.
Третий класс
По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в
словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь?
- К врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.).
Ученики учатся выражать в форме связного рассказа события дня,
учатся писать письма.
Продолжают изучать детский дом, тематически изучают виды пищи,
посуду, мебель. Исследуются и называются различные виды одежды
(летняя, зимняя), обуви, головных уборов.
Все вышеизложенное дает представление о формировании
средств общения и развития речи слепоглухих на первоначальном
этапе обучения, на основе исторически сложившейся теории и
практики обучения слепоглухих как в нашей стране, так и за рубежом.
Задача последующих классов – систематизировать и расширить
представление о природе, ознакомить детей с использованием
природы человеком, научить их пользоваться картой, привить детям
чувства любви и уважения к своей родине, желание принимать участие
в общественно полезном труде.
Программа 4 класса включает в себя обучение вести разговор
в вопросно-ответной форме, отвечать на вопрос кратким рассказом.
Обучение с помощью писем- родителям, товарищам, учителю.Овладение умением в связном рассказе описать событие, известное из
личного опыта.
На предметных уроках продолжают изучать помещения детского
дома, формируя цельное представление о здании, расширяют знания о
назначении всех помещений, о работе, ведущейся в них. Формирование
на экскурсиях знания о разных видах магазинов. Усвоение
классификации различных предметов, расширение понятия семьи.
Изучение времен года, месяцев, расширение знания о природе.
Ведение календаря природы.
По математике изучают вычитание в пределе 1000, решение
задач на вычитание.
Программа 5 класса включает в себя возможность учащегося
развернуто рассказать о выполненном поручении, описать событие,
выделяя главное, изложить прочитанное по вопросам учителя
( дактильно и по Брайлю).
На предметных уроках учащиеся ведут индивидуальные календари
природы, в живом уголке приобретают навыки по уходу за животными,
выращивают растения из семян. Во время таких процессов учитель
прививает учащимся навыки труда, расширяет их знания и умения.
Также расширяются и углубляются знания и по другим темам: «Сад»,
«Лес», «Животные», «Времена года».
По математике изучают меры длинны, умножение, меры времени,
учатся решать простые задачи на умножение.
В 6 классе учащиеся словесно (в «разговоре» и письменном
сочинении) описывают предмет (школа, животное, растение).
Систематически пишут дневник, описывают экскурсии, жизнь детского
дома. Пишут изложения по плану. На предметных уроках изучают
погоду в разные времена года, связь погоды с видами труда.
Знакомятся с общественными учреждениями: поликлиникой, аптекой,
почтой и др. знакомятся с окрестностями города (поле, луг роща,
сад)формируют представление о поверхности местности(равнина,
холм, овраг), моделируют местность в лепке.
Ученики читаютсоответствующие статьи из «Родной речи» для 2 и 3 классов массовой
школы. По математике проходят деление. Обучаются мерам веса.
Овладевают практическим взвешиванием на весах. Решением задач на
деление.
По программе 7 класса нужно уметь описать предмет (помещение,
животное и др.) в сравнительном плане дать развернутое описание
экскурсии с выделением главного, вести дневник по темам (о погоде, о
труде и т.д.). на предметных уроках проходятся темы «погода и
урожай», «явления природы и временна года». Ведется календарь
природы, проводится сравнение с записями прошлых лет, делаются
выводы. Школьники изучают компас для слепых, учатся определять
направления (север, юг, восток, запад), изображать на рельефном
чертеже план комнаты, дома, а потом и ближайшей местности. У них
формируется понятие масштаба. Ученики знакомятся с рельефной
картой нашей родины, с глобусом как моделью земного шара.
Изучение разделов учебников «Родная речь» для 2 – 4 классов массовой
школы.
По математике начинают изучать простейшие дроби,
многозначные числа. Обучаются четырем арифметическим действиям в
пределе 1000000, решению задач на нахождение части. По геометрии
усваивают понятия прямая линия, отрезок, строят квадрат и
четырехугольник с заданными размерами сторон.
Программа 8 класса по речевому развитию предусматривает
составление разных вариантов ответов на один и тот же вопрос,
описание экскурсий по самостоятельно составленному плану,
изложение прочитанного рассказа, сочинение на свободную тему,
сочинение на заданную тему. На предметных уроках изучаются темы
«характерные признаки лета, осени, весны, зимы» « цветочные,
овощные растения, сорняки», «полезные и вредные животные».
Выполняются практические работы: получение крахмала из картофеля,
выращивание рассады, сбор урожая. Проводится работа с календарем,
формируется представления о годе, месяце, временах года, сутках,
утре, дне, вечере, ночи. Читаются сокращенные и адаптированныетексты из «Родной речи» для 4 класса массовой школы о прошлом
нашей Родины; о путешественниках и других выдающихся людях – из
«Родной речи» для 3 класса. По математике проходят простые и
составные именованные числа, раздробление и превращение,
арифметические действия с составными именованными числами.
Изучают таблицу мер времени. Учатся решению задач на вычисление
времени и простых задач на движение.
В 9 классе учащиеся должны общаться свободно с окружающими в
словесной форме , читать простою художественную и научно –
популярную литературу, писать сочинения, отображая события как
своей жизни, так и жизни других, писать сочинения на определенную
тему (о жизни птиц, о зиме и т.д.). Программа по предметным урокам
продолжает темы природоведческого характера, изучение тела
человека, уход за ним, включает сведения о труде жителей нашей
страны, расширяет сведения о прошлом и настоящем нашей страны.
Прорабатываются темы «Поверхность суши» и др. по теме «Тело
человека и охрана его здоровья» учащиеся изучают скелет, мышцы,
внутренние органы, питание, рациональный режим, физическую
культуру, получают некоторые сведения о болезнях. На практических
занятиях по этой теме учатся искать пульс, считать его удары, на себе
и на других показывать расположения сердца и других основных
внутренних органов, накладывать повязку при ранении, оказывать
первую помощь при ожоге, обмораживании и др. Сведения об истории
и о настоящем нашей страны прорабатываются в объеме учебника
«Родная речь» для 4 класса массовой школы. По математике ученики
изучают римские цифры, осваивают измерение площади, знакомятся с
таблицей квадратных мер, с измерением объема. Учатся решать
простые задачи на вычисление площади и объема.
Распределение материалов по годам следует рассматривать как
примерное, оно не должно сковывать инициативу учителя. При
прохождении программ предусматривается, что некоторые из
обучающихся будут перегонять своих товарищей, другие – отставать.Это иногда обуславливает необходимость перевода ученика из одной
группы в другую еще до конца учебного года.
Взрослый возраст
Основная работа с такими людьми сводится к процессу социализации
их в обществе. Задача социальных ведомств- формирование
положительного опыта социального поведения, навыков коммуникации
с обычными людьми. Необходима психологическая поддержка,
способствующая ликвидации барьера между слепо-глухим и обычным
человеком. После школы слепо-глухой человек сформирован как
личность, способен к самостоятельной жизни, и необходимо
максимальное содействие ему для его дальнейшего продвижения по
жизни.
Должна проводиться дальнейшая работа по недопущению замыкания
слепо-глухого человека в себе- проведение психологических тренингов,
создание клубов, кружков.
Предшествующий опыт показывает, что успешная социализация
слепо-глухих возможна. Существуют примеры того, как ,даже будучи
слепо-глухим, человек добивался огромных успехов в жизни, вплоть до
мирового признания. Яркий пример- Элен Келлер- общественный
деятель, писатель, философ. Потеря зрения и слуха произошла в
возрасте 1 года 7 месяцев. Однако эта женщина сумела пройти путь
социализации и достигла высот, до которых большинству обычных
здоровых людей далеко.
В России к таким личностям необходимо отнести Ольгу Ивановну
Скороходову. Ольга Ивановна потеряла слух и зрение в возрасте 8 лет.
Однако это ее не остановило, и , опираясь на близких, и в первую
очередь на саму себя Ольга Ивановна сумела преодолеть свою
первоначальную беспомощность и стать известным философом и
мыслителем, выпустив не одну книгу как у нас так и на Западе.
Очерк о жизни Ольги Ивановны СКОРОХОДОВОЙ (1911-1982)
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет
отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны.Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе,
которая представлена на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не
соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и
слуха.
Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга
Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля)
бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит
ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной
азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова
защищала свою ставшую широко известной книгу "Как я воспринимаю
и представляю окружающий мир". Перед ученым советом лежали
чешское, китайское, румынское, немецкое издания.
Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала
науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни,
победив мрак и безмолвие. Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая
1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее
родители - бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала:
"Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной
работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и
больного дедушки.
Мать много работала - батрачила у священника... Но как ни тяжелы
были годы моей маленькой жизни, они все же были моим "золотым
детством" до того дня, как я заболела". В арсенале кинематографистов
есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает
изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне
редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо
страшнее, если нечто подобное случается в жизни.
Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение,
потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина...
Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково.
Только руки ей "рассказывали" о том, что происходит вокруг. Мать Оли
- Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в
Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да
советовали матери не падать духом.Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с
утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от
внешнего мира. В той же автобиографии Скороходова пишет:
"Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год...
Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой
девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...". А новая беда
уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в
полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.
Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования
направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925
года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику
для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор
И.А. Соколянский (1923). "Для меня, - пишет Ольга, - началась
совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже
пять воспитанников. Нас окружили большой заботой.
Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не
меньше, чем своих родных детей". Прошло некоторое время, и у Ольги
Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной
методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и
рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано
систематическое обучение всем предметам школьного курса. Любимым
предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький.
В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности
писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею
Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не
скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка.
Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.
Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было
часами говорить о литературе, искусстве... Начитанность ее была
поразительной.
Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором
все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только
любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький
считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к
примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения "Весна":Молодая весна многозвучий полна, Прилетела из дальнего края.
Зашумели леса, заблестела гроза, Пробужденье природы встречая...
Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают
тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом
мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая
оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка,
обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и
огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха...
Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы
на нескольких человек. Вот только одно из них.
Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с
ним? Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов,
чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней,
такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая
семья, есть и другая дочь... Между Ольгой и отцом начинается
переписка. Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца,
которая оказалась простой и добросердечной женщиной.
Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не
испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она
не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет
только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.
Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные
способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По
совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она
воспринимает мир.
(Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к
поступлению в Литературный институт. Но... Восемь воспитанников
было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная
война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу
гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом
спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году
наши войска освободили Харьков.
Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим
учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним
уже до самой его смерти. Наступил 1947 год. Скороходова публикуетсвою книгу "Как я воспринимаю окружающий мир". Книга представляла
исключительный интерес для дефектологии, психологии и была
отмечена премией К.Д. Ушинского.
В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником
(позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского
института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной
педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой - единственного в мире
слепоглухого научного работника - приобретают все большую
известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга "Как я
воспринимаю и представляю окружающий мир". Она тоже была
удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще
защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая
степень кандидата педагогических наук (по психологии). Известно, что
потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому
что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее
переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не
избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела
отравиться... Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это
настоящее искусство.
Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький
вкус поражений. "Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать
кипяток сердечных струй с холодной водой", - записала она однажды в
своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги
Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими
качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она
черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости
для людей с похожей на ее судьбой.
Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит
из печати большой труд "Как я воспринимаю, представляю и понимаю
окружающий мир", собравший воедино все ее книги, статьи и стихи
разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную
психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается
Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал
широко известен во многих странах.
В мировой литературе монография Скороходовой - это единственноепроизведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только
описывает свои психологические функции на разных стадиях
онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-
исследовательский труд написан в оригинальной форме -
автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания,
стихи... Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только
своими научными трудами, но и практической деятельностью.
Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном
Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей
(1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной
педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и
воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была
награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и
студенческой жизни, принимала участие в работе научных
конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела
обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М.
Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и
многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в
жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам
поможет строфа из ее стихотворения "Письмо": Я прошла сквозь мрак и
бури, Я пути искала к свету, - К жизни творческой, богатой... И нашла!
Запомни это! О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги
человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них - "наука
побеждать".