Содержание воспитательной работы классного руководителя начальных классов.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.1с
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности.
Хочется процитировать слова Антона Семеновича Макаренко: « Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте –родители и педагоги».
В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, общественные организации.
Но школа- является одним из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Для самоактуализации личности растущего человека классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться".
В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. В своей работе , как классного руководителя, я создаю ситуацию успеха, в котором инструментом оценки служит слово , его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.(3с) Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика
Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Так как деятельность классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, то для это необходима :
установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
разработка форм, методов и приемов деятельности;
реализация намеченных планов;
анализ результатов деятельности;
коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач. (4с)
Уметь планировать воспитательную
деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную
организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно
проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
Планирование позволяет классному руководителю:
· предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
· четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;
· целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;
· прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации. Способствует этому внеурочная деятельность
Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: толерантность, доброту и т. д.
Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности. Опыт показывает, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы необходимо в первую очередь развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Нужно уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника, если учитель может пережить с ним радость победы и горечь неудач. С этой целью практикую современные подходы в воспитательный процесс, которые позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями. В своей работе уже много лет не только в образовательном, но и в воспитательном процессе активно применяю технологию сотрудничества. Раньше это были звездочки, сейчас группы.
Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды. Это групповые проекты на различные темы: «Моя Родина », « Моя улица», и др.
Все классные руководители со мной согласятся, что одинаковых детей не бывает. Поэтому для воспитания просто необходим личностный подход к каждому .
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. При применении данной программы и выявляются те, которые может быть не имеют больших успехов в обучении отдельного предмета, но проявляют себе в другом виде деятельности. Это артистические , художественные, артистические и другие способности.
И конечно же наиболее часто применяемые в начальных классах игровые технологии, которые используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. («Папа, мама, я — читающая (дружная, спортивная, читающая) семья». (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями.
Так как современный школьник – разносторонне –развитая личность ,
напрвления работы
Гражданско- патриотическое, правовое и поликультурное воспитание Смотр строя и песни, посвящённый Дню Победы Фестиваль «Наурыз собирает друзей» День языков РК
Духовно-нравственное, эстетическое воспитание
Интеллектуальное воспитание. интеллектуальные игры
Физическое воспитание и пропаганда ЗОЖ Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Спортивный праздник «День здоровья»
Экологическое воспитание. Конкурс «Кормушка для птиц»
Семейное воспитание 6сл
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации;
презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры;
праздники, мероприятия, экскурсии;
представления, выступления, карнавалы, фестивали;
встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников
(по Дереклеевой Н. И.) с примерами
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо, при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Спасибо за внимание!
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.1с
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте –родители и педагоги. А. С. Макаренко
В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, общественные организации.
Но школа является одним из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка(2с). И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.(3с) Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Для самоактуализации личности растущего человека классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться".
Критерии эффективности работы классного руководителя.
Деятельность классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:
установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
разработка форм, методов и приемов деятельности;
реализация намеченных планов;
анализ результатов деятельности;
коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач. (4с)
Уметь планировать воспитательную
деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную
организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных
форм и методов и точных календарных сроков.
Планирование позволяет классному руководителю:
· предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
· четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;
· целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;
· прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации. Способствует этому внеурочная деятельность
Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: толерантность, доброту и т. д.
Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности. Опыт показывает, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы учитель развивает в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника, если учитель может пережить с ним радость победы и горечь неудач. С этой целью практикую современные подходы в воспитательный процесс, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Современные подходы позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Технология сотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. («Папа, мама, я — читающая (дружная, спортивная, читающая) семья». (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями
Технологии КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела 5 с) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Постулаты КТД: - коллективное творчество; единое дело и добровольное участие в нём; - свобода выбора форм деятельности; - содружество взрослых и детей; - развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров
напрвления работы
Гражданско- патриотическое, правовое и поликультурное воспитание Смотр строя и песни, посвящённый Дню Победы Фестиваль «Наурыз собирает друзей» День языков РК
Духовно-нравственное, эстетическое воспитание
Интеллектуальное воспитание. интеллектуальные игры
Физическое воспитание и пропаганда ЗОЖ Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Спортивный праздник «День здоровья»
Экологическое воспитание. Конкурс «Кормушка для птиц»
Семейное воспитание 6сл
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации;
презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры;
праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические);
представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
встречи с интересными людьми, игры по интересам;
2 Правила эффективного взаимодействия
классного руководителя и младших школьников
(по Дереклеевой Н. И.) с примерами
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо, при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.