Согласные глухие и звонкие
Оценка 4.7

Согласные глухие и звонкие

Оценка 4.7
docx
06.02.2020
Согласные глухие и звонкие
«Согласные глухие и звонкие.docx

Конспект занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

- Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина - Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна - Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)

- Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)

- Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)

- А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)

- А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

- А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

- Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

- Как вы это определили?

- А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

- Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться.

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

том - (дом)

собор - (забор)

кот - (год)

почка - (бочка)

шар - (жар)

финт - (винт)

- А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка)

зайка - (сайка)

блещут - (плещут)

жест - (шест)

грот - (крот)

вол - (фол)

8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку).

У Андрея болит (зуб).

Есть он может только (суп).

Зимой мы строим ледяную (горку).

Мышонок грызёт хлебную (корку).

Расставаться с другом (жаль).

Бабушка связала (шаль).

9. Упражнение "Припоминай-ка".

- А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

- А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)

Конспект занятия по обучению грамоте дефектологом

Тема«Звук и буква И»

Цель:

1) Познакомить со звуком и буквой И с использованием метода загадывание загадки; учить выделять звук [И] в словах через этап характеристика звука [И], определять место звука в слове через игру «Доскажи словечко»;

2) Развивать навыки словообразования; закреплять умение условно обозначать гласные звуки; закреплять правильную артикуляцию и произношение звука с использованием дидактической игры «Узнай звук по артикуляции» и этап характеристика звука [И]; Развивать и совершенствовать фонематическое восприятие через игру «Доскажи словечко», графические навыки посредством работы в тетради;

3) Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: кассы букв, полоски для обозначения слов, красные фишки.

I. Вводная часть

1) Орг. момент

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы настроение у нас было хорошее.

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, О, У, А, У, О, А.

2) Актуализация знаний

Дефектолог предлагает детям отгадать загадку.

На калитку посмотри:

Чем она не буква?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В. Степанов

Что это за буква?

Дети называют букву И.

3) Сообщение темы

- Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: игла, ива, игра, игрушка. (правильно звук «И»). Сегодня вы познакомитесь со звуком и буквой «И» и научитесь его четко произносить.

II. Основная часть

1) Характеристика звука и

Когда мы произносим звук И горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску.

Дети произносят звук.

- Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук и?

- Какой это звук(гласный)

- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?

2) Характеристика буквы И

- Нарисуйте в воздухе большую и маленькую буквы И.

- Найдите буквы в своих кассах и покажите их.

- Из каких элементов состоит буква и?

- На что похожа эта буква?

Физминутка

3) Игра «Доскажи словечко»

Ребята поиграем в игру. Я читаю стихотворение, а вы заканчиваете их

Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесило ветки с обрыва

Такая грустная …. (ива).

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик ….(иголка).

Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан … (иней).

Дети отгадывают загадки и голосом выделяют звук И

4) Определение места и звука и в словах

- Давайте еще раз произнесем слова: ива, иголка, иней. (выделяют звук)

- Определим место звука в слове ива? Иголка? Иней?

- Отметим этот звук на полосках, обозначающих слова.

5) Работа в тетради

Ребята у вас на столах лежат листы, что на них изображено? (буквы)

Вам нужно будет подчеркнуть все большие и маленькие буквы И (И, У, О, и, И, И, и, О, И).

III. Заключительная часть

- С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

- Какие звуки обозначаются этой буквой?

- Из каких элементов состоит эта буква?


 

Конспект занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация»

Конспект занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация»

А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий

А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий

Конспект занятия по обучению грамоте дефектологом

Конспект занятия по обучению грамоте дефектологом

Дети произносят звук . - Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук и ? -

Дети произносят звук . - Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук и ? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020