Конспект занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.
- Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:
Августина – Агния – Ангелина - Акулина.
Коля – Дима – Толя – Поля.
Полина – Наина – Люба – Галина.
Таня – Оля – Аня – Ваня.
Инна – Тина – Татьяна - Дина.
Евгений – Петя – Витя – Катя.
2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)
- Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)
- Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.
3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)
- А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.
4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)
- А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)
- А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.
5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.
- Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.
- Как вы это определили?
- А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.
- Как вы это определили?
6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться.
7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
том - (дом)
собор - (забор)
кот - (год)
почка - (бочка)
шар - (жар)
финт - (винт)
- А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
дачка - (тачка)
зайка - (сайка)
блещут - (плещут)
жест - (шест)
грот - (крот)
вол - (фол)
8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.
В конце предложения ставим (точку).
Ведёт мама в садик малышку- (дочку).
У Андрея болит (зуб).
Есть он может только (суп).
Зимой мы строим ледяную (горку).
Мышонок грызёт хлебную (корку).
Расставаться с другом (жаль).
Бабушка связала (шаль).
9. Упражнение "Припоминай-ка".
- А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.
Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.
10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)
- А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)
Конспект занятия по обучению грамоте дефектологом
Тема: «Звук и буква И»
Цель:
1) Познакомить со звуком и буквой И с использованием метода загадывание загадки; учить выделять звук [И] в словах через этап характеристика звука [И], определять место звука в слове через игру «Доскажи словечко»;
2) Развивать навыки словообразования; закреплять умение условно обозначать гласные звуки; закреплять правильную артикуляцию и произношение звука с использованием дидактической игры «Узнай звук по артикуляции» и этап характеристика звука [И]; Развивать и совершенствовать фонематическое восприятие через игру «Доскажи словечко», графические навыки посредством работы в тетради;
3) Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: кассы букв, полоски для обозначения слов, красные фишки.
I. Вводная часть
1) Орг. момент
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы настроение у нас было хорошее.
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, О, У, А, У, О, А.
2) Актуализация знаний
Дефектолог предлагает детям отгадать загадку.
На калитку посмотри:
Чем она не буква?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
Что это за буква?
Дети называют букву И.
3) Сообщение темы
- Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: игла, ива, игра, игрушка. (правильно звук «И»). Сегодня вы познакомитесь со звуком и буквой «И» и научитесь его четко произносить.
II. Основная часть
1) Характеристика звука и
Когда мы произносим звук И горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску.
Дети произносят звук.
- Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук и?
- Какой это звук? (гласный)
- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?
2) Характеристика буквы И
- Нарисуйте в воздухе большую и маленькую буквы И.
- Найдите буквы в своих кассах и покажите их.
- Из каких элементов состоит буква и?
- На что похожа эта буква?
Физминутка
3) Игра «Доскажи словечко»
Ребята поиграем в игру. Я читаю стихотворение, а вы заканчиваете их
Как это скучно – сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесило ветки с обрыва
Такая грустная …. (ива).
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик ….(иголка).
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней).
Дети отгадывают загадки и голосом выделяют звук И
4) Определение места и звука и в словах
- Давайте еще раз произнесем слова: ива, иголка, иней. (выделяют звук)
- Определим место звука в слове ива? Иголка? Иней?
- Отметим этот звук на полосках, обозначающих слова.
5) Работа в тетради
Ребята у вас на столах лежат листы, что на них изображено? (буквы)
Вам нужно будет подчеркнуть все большие и маленькие буквы И (И, У, О, и, И, И, и, О, И).
III. Заключительная часть
- С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
- Какие звуки обозначаются этой буквой?
- Из каких элементов состоит эта буква?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.