МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЕЖЕГОДНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС
МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «ИСТОКИ МАСТЕРСТВА»
СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС
Номинация: «Лучшая разработка урока по ФГОС НОО»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Ф], [Ф`],
БУКВА Ф. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»
Работу выполнила:
Шашерина Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-лицей №2» города Армянска Республики Крым
Армянск – 2015
Предмет: Урок обучения грамоте, 1 класс
Тема: «Согласные звуки [Ф], [Ф`], буква Ф. закрепление».
Цель: закрепить знания о букве Ф, о звуках [ф], [ф`], создать условия для развития умения дифференцировать слоги и слова с буквой Ф, формировать умения звукового анализа слов, навыки правильного, осознанного чтения, учить читать слоги, слова, предложения с буквой Ф; развивать фонетический слух, коммуникативные навыки, формировать познавательный интерес, обогащать словарный запас учащихся, учить работать в парах, группах, сообща, прививать любовь к чтению, развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.
Планируемые результаты:
v Предметные: научатся вычленять в словах звуки [ф], [ф`], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и предложения с буквой Ф, находить слова с этой буквой.
v Метапредметные:
- Познавательные УУД: научатся осуществлять поиск и выделение нужной информации в учебнике, карточках, афише, пользоваться знаками, символами, схемами, высказываться в устной и письменной форме;
- Регулятивные УУД: научатся формулировать и понимать учебную задачу урока, составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своей деятельности;
- Коммуникативные УУД: научатся ставить вопросы, слушать и понимать речь собеседника, выслушивать мнения одноклассников, доказывать собственное мнение, оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
v Личностные: научатся проявлять интерес к учебному материалу, развивать учебные мотивы познавательных интересов, готовность к сотрудничеству, артистические навыки.
Оборудование: фотографии животных и растений, короны фей Флоры и Фауны, маски животных для сценки, карточки для групп, карточки для работы в группе, веселая буква Ф, афиша, карточки со слогами, фишки для подведения итога урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой. Сообщение темы
Встаньте ровно. Улыбнитесь друг другу, мысленно подарите добрые слова, уверенность в себе. Сегодня на уроке мы закрепим знания о букве «эф», будем читать слоги, слова с ней, предложения. (Приложение №6)
Фонетическая разминка:
· Как поет синичка? (синь-синь, фью-фью)
· Как пыхтит каша? (пф)
· Нюхаем фиалку
· Обрызгиваем ее водой
· Брызги попадают на ёжика, он недовольно фыркает (фр)
· Положите пушинку на ладошку, ласково на нее подуйте.
2. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:
ü Наша речь состоит из… (предложений)
ü Предложение состоит из… (слов)
ü Слова состоят из… (букв)
ü Буква – это знак… (звука)
ü Звуки бывают гласные и… (согласные)
ü Согласные звуки бывают твердые и… (мягкие), звонкие и… (глухие)
ü Гласные бывают ударные и… (безударные)
ü В слове столько слогов, сколько в нем… (гласных)
3. Введение в тему
Гость. Сегодня к нам на урок пришел гость. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь:
Цирк, представление, шляпа-цилиндр, костюм, плащ, карты, волшебная палочка, чудо.
Кто же это? (фокусник) (Приложение №6) Как его еще можно назвать? (маг, иллюзионист, волшебник) Наш гость, фокусник, не просто так пришел к нам на урок, он принес с собой разные задания и надеется, что вы с ними справитесь.
4. Закрепление и осмысление знаний. Обобщение и систематизация
Отгадайте:
· Какое может быть имя у фокусника, если слово начинается на букву Ф? (Сергей, Филипп, Николай)
· А фамилия? (Степанов, Иванчук, Фролов, Петренко)
· В каком городе он живет? (Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта)
· Каким видом спорта увлекается? (хоккей, волейбол, футбол, баскетбол)
Вместе с фокусником прилетел его помощник. Кто же это?
Когда светло – прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин)
Найдите ребус, где зашифровано это слово.
– Филин живет дольше многих птиц, порой до 70 лет. Наверное, поэтому его считают мудрецом. Глаза у него как два больших фонаря. За острое зрение и тонкий слух его называют пернатой кошкой.
Звуковой анализ слова «Филин». Возьмите звуковые пеналы и выложите с помощью фишек звуковую модель слова «Филин».
Филин принес картину своего хозяина – фокусника, где изображены его любимые предметы, они напоминают ему о доме. Найдите среди них те, в которых есть звуки [ф] и [ф`], и скажите, где они находятся: в начале, в середине, в конце слова. (Приложение №8)
А какой буквой обозначаются звуки [ф] и [ф`]? У вас на столе лежит какая-то буква. Какая? (эр). Сейчас, по моей команде, на счёт 3, каждый из вас станет фокусником и превратит её в букву «эф».
Р – Ф. Раз, два, три!
А теперь посмотрите на следующее задание фокусника. На полоске записаны буквы. Среди них есть и буква «эф». Найдите ее и посчитайте, сколько раз она повторяется. (4) Назовём все буквы. (Приложение №2)
Фокусник хочет посмотреть, как вы умеете складывать буквы в слоги. Филин раздал некоторым ученикам гласные буквы. Я сейчас буду их называть, а ребята с буквами ко мне подходят. Вместе будем читать слоги с буквой «Ф». Готовы?
– Прибежал весёлый а, прочитали дети фа
– Прибежал задорный о, прочитали дети фо
– Прибежал угрюмый у, прочитали дети фу
– Прибежал пузатый ы, прочитали дети фы
– Прибежал тихоня и, прочитали дети фи
– Прибежал забавный е, прочитали дети фе
А теперь составим из слогов слова (второй или первый слог – на наборном полотне) (Приложение №2)
Ø Это название птицы (Фазан)
Ø Его показывает фокусник (Фокус)
Ø Это большая грузовая машина (Фура)
Ø Их надевают люди на шею, когда холодно (Шарфы)
Ø Слово, противоположное слову «старт» (Финиш)
Ø Это горячий напиток (Кофе)
А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки. В них фокусник спрятал слова с буквой Ф. возьмите свои волшебные палочки, найдите слова и подчеркните их. (Фонарь, Фокус; Федя, Футбол; Финиш, Светофор) (Приложение №4)
Кто из вас, ребята, помнит, как зовут фею растений из сказки о Королеве Природе? (Флора) А фею животных? (Фауна) (Приложение №10) Маша у нас будет феей растений, а Тоня – феей животных. Ребята, поднимите картинки. Феи должны набрать свои команды.
Флора
Фикус – тропическое вечнозеленое дерево
Фасоль – бобовое растение
Шалфей – лекарственное растение
Фиалка – комнатное растение
Кофейное дерево – из его плодов, зёрен, делают кофе
Фауна
Жираф – африканское животное с длинной шеей и длинными ногами
Форель – небольшая промысловая рыба
Фазан – крупная промысловая птица из отряда куриных
Фламинго – южная водяная птица
Дельфин – очень разумное млекопитающее, спасающее людей
Положите картинки. (Приложение №9)
А теперь задание группам: прочитайте слова и составьте слово из первых букв каждого слова. Читайте вместе. (Светофор) (Приложение №3)
Физминутка «Светофор»
Красный свет – присесть, жёлтый – встать, зелёный – бежать на месте.
Ребята, а когда приезжает цирк, что расклеивают в городе? (Афиши) Одна из таких афиш появилась и в сказочном лесу. Давайте ее прочитаем! (Приложение №1)
Дети показывают сценку (Приложение №7)
– Подумаешь, фокусы, – сказал филин Федя. – С волшебным фонариком каждый сможет. А я вот и без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фиалка?
– У меня! – Сказала медведица Фая и принесла фиалку в горшке.
– Ставь на пенёк и давай сюда свой фартук! – Накрыл Федя фартуком фиалку и громко прошептал, – Фабэс, мабэс, рабэс! Фиалка стань фикусом. – Потом как сдернет фартук, фиалка как грохнется об землю. Горшок вдребезги!
– Я тебе за такой фокус знаешь, что сделаю? – Взревела медведица. – Поучись сначала, а потом уже фокусы показывай, факир-недоучка!
Ребята, а вы хотите стать на минуту фокусниками? Попробуйте слово бантик превратить в то, что остаётся от конфет (фантик), рыбу сазан превратить в птицу (фазан). Молодцы!
Давайте порадуем фокусника своим чтением по Букварю. Прочитаем статью «Что обозначают имена». А кто знает значение своего имени? (Дети отвечают, информация была подготовлена заранее)
А откуда же взялись фамилии? Когда людей на земле стало много, обходиться именем стало трудно. Ведь людей с одинаковыми именами много. Так появились фамилии. Сначала их давали от имени отца (отец Иван – значит сын Иванов; отец Гаврила – сын Гавриленко). Если кто-то был хорошим работником, то давали фамилии по названию ремесла, профессии. Хороший плотник имел фамилию Плотников, хороший токарь – Токаренко, прекрасный рыболов – Рыбальченко, Рыбин. Это фамилии ребят нашего класса.
Прочитаем стихотворение о фамилиях «Прадеды» (по 2 строки) А кто знает происхождение своей фамилии? (Дети отвечают)
5. Итог урока, рефлексия
С какой буквой мы сегодня работали, читали с ней слоги, слова, предложения? Какие звуки она обозначает?
Фокусник убедился, что вы усвоили из урока, можете дружно работать, выполнять трудные задания, думать, размышлять.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
А теперь возьмите в руки фишки. (Приложение №5)
Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите и покажите красную фишку, если спокойное – жёлтую, если грустное – зелёную.
А теперь давайте сделаем фейерверки из нашего настроения!
Спасибо! Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.