Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»,
347250, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комарова 64/49, тел.,
8 (86393) 2-17-10, электронная почта dsalenusсhka@yandex.ru
В современном мире каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей («Конвенции о правах ребёнка»). Одной из актуальных проблем педагогики является поиск путей оказания качественной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Закон прописывает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности, которые проявляет ребенок в процессе обучения.
Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.
Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят необходимы мероприятия:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.
Среди наиболее частых патологий у детей с ОВЗ особое место занимают нарушения речи, заболевания нервной системы и психической сферы. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому узким специалистам, воспитателям групп, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и корректировать психическое и физическое состояние ребёнка.
Учебная деятельность педагогов нашего ДОУ с детьми с ОВЗ заключается в систематическом применении технологий сохранения и стимулирования здоровья и соблюдении принципов их применения.
Особое внимание необходимо уделить упражнениям на развитие мелкой и общей моторики. Обязательно использовать в конце каждого занятия релаксацию для снятия напряжения после сильных переживаний и физических усилий.
Формы работы с детьми с ОВЗ:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- массаж
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- проектная деятельность
- прием детей на улице в теплое время года
2. Совместная деятельность с детьми
- индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, дни здоровья.
- здоровьесберегающие технологии: народные игры, подвижные игры, спортивные игры; игровые упражнения, игровые задания; гимнастика коррегирующая; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; динамические паузы; релаксация; прогулки; утренняя гимнастика; закаливание; бодрящая гимнастика после сна; индивидуальная профилактическая работа; свободная двигательная активность.
3. Самостоятельная деятельность детей
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка
4. Интеграция с другими образовательными областями
художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
5. Взаимодействие со специалистами
консультации дефектолога, логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала
6. Внешние связи
- СОШ (проведение совместных спортивных мероприятий)
- с детской поликлиникой (прививки, наблюдение за здоровьем детей, витаминизация)
- с ЦВР
- с другими ДОУ.
Очень важно сохранять эмоциональное психологическое здоровье детей с ОВЗ именно в дошкольном учреждении, потому что ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагога— это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Необходимо предусмотреть:
1.организацию зоны для психологической разгрузки
2.обучение
агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
3.обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях,
приемам саморегуляции
4.обучение детей бесконфликтному общению с помощью
эмоционально-развивающих игр
5.повышение
самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
6.обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным
действиям в команде.
Основная задача воспитателя в групповой работе - найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.
Игротерапия
Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.
Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.
Психогимнастика
Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики - игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.
Сказкотерапия и куклотерапия
Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.