Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль-фа»).
Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, в котором изучается теория музыки, музыкальная грамота.
Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где большое внимание уделялось обучению мальчиков пению. Основным элементом в таких занятиях обычно было разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и изменения высоты звуков учитель указывал условными движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а также мимикой и движениями головы.
Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с возникновением нотного письма.
Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как предмета, связанного с практическим музицированием, непрерывно возрастает.
Сольфеджио
Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот
соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый
развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит
пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово:
оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в
странах английского языка предмет так и называется — «соль
фа»).
Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный
предмет, в котором изучается теория музыки, музыкальная
грамота.Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из
музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где
большое внимание уделялось обучению мальчиков пению.
Основным элементом в таких занятиях обычно было
разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и
изменения высоты звуков учитель указывал условными
движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а
также мимикой и движениями головы.
Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с
возникновением нотного письма.
Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как
предмета, связанного с практическим музицированием,
непрерывно возрастает.
Одновременно с обогащением средств музыкального языка и
развитием инструментальной музыки и расширяются границы
сольфеджио. Создаются специальные упражнения на изучение
ритма, тональностей, интервалов и аккордов. Появляются
различные методы их практического освоения. Они
объединяются двумя основными системами сольфеджио —
абсолютной и относительной. В последней, имеющей более
древние традиции, при пении слоговые названия звуков не
связываются с одной определенной высотой (например, слогом
«до» может обозначаться любой звук). При этом вместо нот и
нотных линеек применяются ручные знаки (по типу
хейрономии), буквенные и цифровые обозначения звуков в ладу,а также слоговые обозначения ритмических длительностей.
С XIX в. эта система распространилась во многих странах
(Англии, Франции, Германии и др.), получив множество
различных вариантов. Сейчас она широко используется в
Венгрии, а в нашей стране — в республиках Советской
Прибалтики.
Относительной системой нередко пользуются в начальный
период обучения в музыкальной школе. Дальнейшее же
обучение, связанное с инструментальной игрой, основывается
на абсолютной системе, где каждый звук в пении называется так
же, как и соответствующий ему звук на инструменте.
Понимать музыкальный язык разных эпох и стилей можно лишь
путем всестороннего воспитания музыкального слуха. Он есть у
каждого человека, но не у всех одинаковый. Некоторые
обладают абсолютным слухом, то есть, способностью
определять и воспроизводить точную высоту звуков. Слух
может быть и относительным, его надо развивать с детства.
Сегодняшнее сольфеджио — предмет, включающий пение по
нотам и упражнения, направленные на развитие чистой
интонации, чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание
на слух мелодий и созвучий), а также навыков нотной записи
звучащей музыки (музыкальный диктант).
Слово «сольфеджио» имеет и другое значение. Так называютупражнение для вокалистов для развития музыкального слуха
(часто с инструментальным сопровождением), которое
исполняется с называнием нот.
Итак, сольфеджо — это:
1. Учебный предмет, ставящий своей целью воспитание
музыкального слуха; включает пение одноголосных и
многоголосных отрывков из музыкальной литературы или
специально написанных упражнений с произнесением
названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на
слух только что прозвучавших музыкальных отрывков
2. Специальные вокальные упражнения, главным образом с
сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные
звуки; называются также Вокализами.