Сольфеджио

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль-фа»). Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, в котором изучается теория музыки, музыкальная грамота. Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где большое внимание уделялось обучению мальчиков пению. Основным элементом в таких занятиях обычно было разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и изменения высоты звуков учитель указывал условными движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а также мимикой и движениями головы. Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с возникновением нотного письма. Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как предмета, связанного с практическим музицированием, непрерывно возрастает.
Иконка файла материала 1.docx
Сольфеджио   Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот  соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый  развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит  пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово:  оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль­ фа»).  Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, в котором изучается теория музыки, музыкальная  грамота.Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из  музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где  большое внимание уделялось обучению мальчиков пению.  Основным элементом в таких занятиях обычно было  разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и  изменения высоты звуков учитель указывал условными  движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а  также мимикой и движениями головы.  Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с  возникновением нотного письма.  Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как  предмета, связанного с практическим музицированием,  непрерывно возрастает.  Одновременно с обогащением средств музыкального языка и  развитием инструментальной музыки и расширяются границы  сольфеджио. Создаются специальные упражнения на изучение  ритма, тональностей, интервалов и аккордов. Появляются  различные методы их практического освоения. Они  объединяются двумя основными системами сольфеджио —  абсолютной и относительной. В последней, имеющей более  древние традиции, при пении слоговые названия звуков не  связываются с одной определенной высотой (например, слогом  «до» может обозначаться любой звук). При этом вместо нот и  нотных линеек применяются ручные знаки (по типу  хейрономии), буквенные и цифровые обозначения звуков в ладу,а также слоговые обозначения ритмических длительностей.  С XIX в. эта система распространилась во многих странах  (Англии, Франции, Германии и др.), получив множество  различных вариантов. Сейчас она широко используется в  Венгрии, а в нашей стране — в республиках Советской  Прибалтики.  Относительной системой нередко пользуются в начальный  период обучения в музыкальной школе. Дальнейшее же  обучение, связанное с инструментальной игрой, основывается  на абсолютной системе, где каждый звук в пении называется так же, как и соответствующий ему звук на инструменте.  Понимать музыкальный язык разных эпох и стилей можно лишь  путем всестороннего воспитания музыкального слуха. Он есть у каждого человека, но не у всех одинаковый. Некоторые  обладают абсолютным слухом, то есть, способностью  определять и воспроизводить точную высоту звуков. Слух  может быть и относительным, его надо развивать с детства.  Сегодняшнее сольфеджио — предмет, включающий пение по  нотам и упражнения, направленные на развитие чистой  интонации, чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание  на слух мелодий и созвучий), а также навыков нотной записи  звучащей музыки (музыкальный диктант).  Слово «сольфеджио» имеет и другое значение. Так называютупражнение для вокалистов для развития музыкального слуха  (часто с инструментальным сопровождением), которое  исполняется с называнием нот.  Итак, сольфеджо — это:  1. Учебный предмет, ставящий своей целью воспитание  музыкального слуха; включает пение одноголосных и  многоголосных отрывков из музыкальной литературы или  специально написанных упражнений с произнесением  названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на  слух только что прозвучавших музыкальных отрывков  2. Специальные вокальные упражнения, главным образом с  сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные  звуки; называются также Вокализами.