«Сообщающиеся сосуды»
Оценка 4.7

«Сообщающиеся сосуды»

Оценка 4.7
docx
22.10.2020
«Сообщающиеся сосуды»
сообщающие сосуды.docx

План-конспект урока

Класс 7А

 

Тема урока «Сообщающиеся сосуды»

 

Средства учебник А. В, Перышкин «Физика 8 класс», Москва, Дрофа; Л. А. Кирик «Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»

 

Основное содержание курса: сообщающиеся сосуды, давление жидкости, плотность вещества, высота столба жидкости.

 

Планируемые результаты ПДУ: иметь представление о понятии сообщающиеся сосуды; знать от чего зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах; уметь приводить примеры сообщающихся сосудов; применять полученные знания на практике.

 

Задачи учителя:

·        Продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда.

·         Изучить закон Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

·        Научить находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

·        Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков

·        Формировать умение самостоятельной работы.

·        Развивать умение анализировать учебный материал и навыки его краткой записи.

·        Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

 

Методы преподавания: беседа по пройденному учебному материалу, работа с книгой, конспектирование, решение задач, демонстрация

 

Цель урока: ввести понятие сообщающихся сосудов, изучить их свойства, научить находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

 

Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, жидкости с различной плотностью.

 

 

 

 

Ход урока:

 

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

 

12.45-12.47

Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе

Приветствуют учителя, занимают свои места.

12.47-12.50

Подготовка к усвоению нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Сообщающие сосуды». Запишите тему в тетрадь.

 

Записывают в тетрадь тему урока «Сообщающиеся сосуды»

12.50-13.00

Актуализация опорных знаний учащихся.

Но прежде чем продолжить изучение темы, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.

1.      Что такое давление?

2.      В чем заключается закон Паскаля?

3.      Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?

4.      От каких величин и как зависит давление в жидкости на дно сосуда?

 

Решаем задачи на повторение:

№1. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определите давление воды в море на этой глубине.

№2. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?

 

Отвечают на вопросы:

1.Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

3. С глубиной, давление жидкости на дно сосуда увеличивается.

4. Давление в жидкости на дно сосуда зависит от плотности и от высоты столба жидкости.

Выходят у доске, решают задачи.

13.00-13.18

Изучение новой темы.

Демонстрация сообщающихся сосудов (различные примеры).

Определение: Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.

Демонстрация опыта №1 с двумя стеклянными трубками, соединенные резиновой трубкой.

Демонстрация опыта №2 . Прибор, демонстрирующий установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Вывод 1: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).

Демонстрация опыта №3 с сообщающимися сосудами и жидкостями разной плотности.

Вывод 2: При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

 

 

Наблюдают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (записывают определение и выводы).

13.18-13.28

Закрепление полученных знаний.

Ответьте на вопросы:

1.      Какие примеры сообщающихся сосудов вы можете привести?

2.      Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

3.      Как располагаются поверхности разноднородных жидкостей в сообщающихся сосудах?

 

А теперь давайте используем наши знания и попробуем объяснить действие водомерного стекла парового котла (стр. 121, упр. 18, №1)

 

 

 

 

 

 

Изменится ли расположение жидкости (рис. 116), если правый сосуд будет шире левого; уже левого; если сосуды будут иметь разную форму?

 

Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Решают задачи у доски и на местах.

 

 

 

 

 

 

 

Действие этого прибора основано на принципе сообщающихся сосудов. Поэтому, посмотрев на водомерное стекло, мы можем легко определить количество воды и количество пара в паровом котле.

При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако, уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и остаются равными.

13.28-13.30

Домашнее задание.

·         Параграф 41.

·         Упражнение 18. № 2, 3

·         Задание № 1, 2, 3

Записывают домашнего задания в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач:

№1. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?

 

Дано:

p = 50 кПа

ρ = 1000

Решение:

1 кПа = 1000 Па

p = ρgh

h=p/(ρ*g)

h = 50 000 Па / (1000  * 9.8  ) = 5.1 м

 

 

Ответ: h = 5.1 м

h - ?

 

 

 

№2. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?

 

Дано:

p = 50 кПа

ρ = 1000

Решение:

1 кПа = 1000 Па

p = ρgh

h=p/(ρ*g)

h = 50 000 Па / (1000  * 9.8  ) = 5.1 м

 

 

Ответ: h = 5.1 м

h - ?

 

 

 

 

Демонстрация опыта №1:

С сообщающимися сосудами можно проде­лать следующий простой опыт. В начале опыта (рис. 116, а) резиновую трубку в середине за­жимают и в одну из трубок наливают воду. За­тем зажим открывают, и вода начинает перете­кать в другую трубку до тех пор, пока поверх­ности воды в обеих трубках не установятся на одном уровне (рис. 116, б). Можно закрепить одну из трубок в штативе, а другую поднимать, опускать или наклонять в стороны. И в этом случае, как только жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми (рис. 116, в).

Рис. 116. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

 

Демонстрация опыта №2:

http://900igr.net/datai/fizika/Soobschajuschiesja-sosudy-fizika/0004-003-Opyt-s-sosudami-raznoj-formy.jpgРис. 118. Прибор, демонстрирующий установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).

 

Демонстрация опыта №3:

http://900igr.net/datai/fizika/Davlenie-zhidkosti/0010-004-Soobschajuschiesja-sosudy.jpgРис. 119. Установление уровня жидкостей разной плотности.

Если в один из сообщающихся сосудов на­лить жидкость одной плотности, а во второй — другой, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. И это понятно. Мы ведь знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плот­ности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотно­стью (рис. 119).


 

План-конспект урока Класс 7А

План-конспект урока Класс 7А

Ход урока: Время

Ход урока: Время

Изучение новой темы. Демонстрация сообщающихся сосудов (различные примеры)

Изучение новой темы. Демонстрация сообщающихся сосудов (различные примеры)

Решение задач: №1. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?

Решение задач: №1. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?

Рис. 116. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах

Рис. 116. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020