План-конспект урока
Класс 7А
Тема урока «Сообщающиеся сосуды»
Средства учебник А. В, Перышкин «Физика 8 класс», Москва, Дрофа; Л. А. Кирик «Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»
Основное содержание курса: сообщающиеся сосуды, давление жидкости, плотность вещества, высота столба жидкости.
Планируемые результаты ПДУ: иметь представление о понятии сообщающиеся сосуды; знать от чего зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах; уметь приводить примеры сообщающихся сосудов; применять полученные знания на практике.
Задачи учителя:
· Продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда.
· Изучить закон Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
· Научить находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
· Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков
· Формировать умение самостоятельной работы.
· Развивать умение анализировать учебный материал и навыки его краткой записи.
· Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Методы преподавания: беседа по пройденному учебному материалу, работа с книгой, конспектирование, решение задач, демонстрация
Цель урока: ввести понятие сообщающихся сосудов, изучить их свойства, научить находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, жидкости с различной плотностью.
Ход урока:
Время |
Действия учителя |
Действия обучающихся
|
12.45-12.47 |
Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе |
Приветствуют учителя, занимают свои места. |
12.47-12.50 |
Подготовка к усвоению нового материала. Тема сегодняшнего урока: «Сообщающие сосуды». Запишите тему в тетрадь.
|
Записывают в тетрадь тему урока «Сообщающиеся сосуды» |
12.50-13.00 |
Актуализация опорных знаний учащихся. Но прежде чем продолжить изучение темы, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы. 1. Что такое давление? 2. В чем заключается закон Паскаля? 3. Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной? 4. От каких величин и как зависит давление в жидкости на дно сосуда?
Решаем задачи на повторение: №1. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определите давление воды в море на этой глубине. №2. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?
|
Отвечают на вопросы: 1.Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. 2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях. 3. С глубиной, давление жидкости на дно сосуда увеличивается. 4. Давление в жидкости на дно сосуда зависит от плотности и от высоты столба жидкости. Выходят у доске, решают задачи. |
13.00-13.18 |
Изучение новой темы. Демонстрация сообщающихся сосудов (различные примеры). Определение: Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися. Демонстрация опыта №1 с двумя стеклянными трубками, соединенные резиновой трубкой. Демонстрация опыта №2 . Прибор, демонстрирующий установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах. Вывод 1: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково). Демонстрация опыта №3 с сообщающимися сосудами и жидкостями разной плотности. Вывод 2: При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
|
Наблюдают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (записывают определение и выводы). |
13.18-13.28 |
Закрепление полученных знаний. Ответьте на вопросы: 1. Какие примеры сообщающихся сосудов вы можете привести? 2. Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах? 3. Как располагаются поверхности разноднородных жидкостей в сообщающихся сосудах?
А теперь давайте используем наши знания и попробуем объяснить действие водомерного стекла парового котла (стр. 121, упр. 18, №1)
Изменится ли расположение жидкости (рис. 116), если правый сосуд будет шире левого; уже левого; если сосуды будут иметь разную форму?
|
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Решают задачи у доски и на местах.
Действие этого прибора основано на принципе сообщающихся сосудов. Поэтому, посмотрев на водомерное стекло, мы можем легко определить количество воды и количество пара в паровом котле. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако, уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и остаются равными. |
13.28-13.30 |
Домашнее задание. · Параграф 41. · Упражнение 18. № 2, 3 · Задание № 1, 2, 3 |
Записывают домашнего задания в дневник. |
Решение задач:
№1. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?
Дано: p = 50 кПа ρ = 1000 |
Решение: 1 кПа = 1000 Па p = ρgh h=p/(ρ*g) h = 50 000 Па / (1000 * 9.8 ) = 5.1 м
Ответ: h = 5.1 м |
h - ?
|
№2. Определите высоту водонапорной башни, если манометр, установленный у основания, показывает давление равное 50 кПа?
Дано: p = 50 кПа ρ = 1000 |
Решение: 1 кПа = 1000 Па p = ρgh h=p/(ρ*g) h = 50 000 Па / (1000 * 9.8 ) = 5.1 м
Ответ: h = 5.1 м |
h - ?
|
Демонстрация опыта №1:
С сообщающимися сосудами можно проделать следующий простой опыт. В начале опыта (рис. 116, а) резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок наливают воду. Затем зажим открывают, и вода начинает перетекать в другую трубку до тех пор, пока поверхности воды в обеих трубках не установятся на одном уровне (рис. 116, б). Можно закрепить одну из трубок в штативе, а другую поднимать, опускать или наклонять в стороны. И в этом случае, как только жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми (рис. 116, в).
Рис. 116. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
Демонстрация опыта №2:
Рис. 118. Прибор, демонстрирующий установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).
Демонстрация опыта №3:
Рис. 119. Установление уровня жидкостей разной плотности.
Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй — другой, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. И это понятно. Мы ведь знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны.
При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью (рис. 119).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.