Сообщение из опыта работы
«Футбол в проектной деятельности»
«Бог не дал нам крылья, но подарил мяч...
Он знал, что нам это понравится больше»
Мирослав Клозе
С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Дети мяч бросают, ловят, катят рукой и ногой без особых физических усилий, и каких либо указаний. Футбол – спортивная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей стране и мире. Это не случайно. Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т.д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.
Футбол эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). Футбол — спорт, где формируются важные черты характера, развиваются многие навыки, происходит становление личности и взросление. Этот вид спорта помогает ребенку научиться рассчитывать каждый свой шаг, оценивать действия других игроков, планировать. Ребенок научится бороться, будет понимать, что такое цель. Футбол — также отличный способ выработать силу воли и трудолюбие, так как настоящий успех в жизни ждет настойчивых и усердных людей.
В настоящее время охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Наблюдается снижение интереса к спортивным играм, что ведет к дефициту двигательной активности и нарушению функциональных возможностей организма.
Чтобы расширить представления детей дошкольного возраста об игре «футбол», её истории, активизировать двигательную активность, познавательное и творческое развитие воспитанников, мы разработали и реализовали проект: «Навстречу футболу».
Мы выбрали проектную деятельность так как она является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, и становится инструментом саморазвития дошкольников.
Проектная деятельность основана с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, изучения, исследования и т. п.).
Потенциал проектной деятельности велик и разнообразен. Каждый проект позволяет увидеть «движение вперёд» каждого ребёнка в его собственном пространстве развития и образования.
Идея нашего проекта – объединить детей, родителей и педагогов ОДО в совместную познавательно-спортивно-игровую деятельность, развивать интерес к футболу, повысить интерес к проектной деятельности.
П Р О Е К Т
«Навстречу футболу»
(5-7 лет)
Футбол — идеальный вид спорта для детей. Он развивает выносливость и скорость, учит играть в команде и разделять с товарищами победы и поражения, позволяет проявить лидерские качества и дать выход скопившейся энергии.
|
Образовательная область: |
Физическая культура
|
|
Вид проекта: |
Спортивно-оздоровительный, познавательный
|
|
Продолжительность: |
Краткосрочный с 11.09.2023 – 01.11.2023 г |
|
Участники проекта: |
воспитанники старшей, подготовительной групп; воспитатели; воспитатель – методист по ИЗО; родители. |
|
Цель проекта: |
Расширить представления детей о спортивной игре футбол. Обучить воспитанников элементам спортивной игры футбол, развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол. |
|
Задачи:
|
¾ Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни, прививать любовь к спорту. ¾ Знакомство детей с историей возникновения футбола, мяча, правила командной игры. ¾ Развивать у дошкольников физические качества: меткость, быстроту, координацию, силу, выносливость. ¾ Обучать воспитанников правильной технике выполнения элементов спортивной игры футбол (удар, передача, ведение). ¾ Формировать у детей устойчивый интерес к спортивным играм. ¾ Обогащать мировоззрение через различные формы образовательной деятельности. ¾ Воспитывать у детей морально-волевые качества. ¾ Вовлекать родителей в совместную деятельность через оптимизацию различных форм физкультурно-оздоровительной работы в ОДО. |
|
Основные направления реализации проекта: |
беседы, чтение загадок, просмотр презентаций: «История возникновения футбольного мяча», «История возникновения футбола», творческая деятельность, пополнение спортивного уголка, привлечение родителей к игре футбол. |
|
Сдерживающие силы проекта: |
Климатические условия, отсутствие финансирования. |
|
Этапы проекта: |
1. Предварительный; 2. Реализация проекта; 3. Заключительный; |
|
Ожидаемый результат:
|
¾ Сформировано представление о футболе, как виде спорта и о подвижных играх с использованием мячей. ¾ Применение в самостоятельной деятельности игр с мячом. ¾ Овладение теоретическими и практическими знаниями воспитанников элементами спортивной игры футбол. ¾ Повышение двигательной активности, формирование таких качеств, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность. |
|
Методические источники: |
¾ Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 159с. ¾ Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Пер. с итал. - М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. - 244с. ¾ Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8-10 лет) - М.: Олимпия; Человек, 2007. - 112с. ¾ // Дошкольное воспитание № 6 – 2005г. Л. Волошина, Г. Тиунова «Играем в футбол», стр. 46-52. ¾ // Дошкольное воспитание № 6 – 2010г. Б.Куланин «Дошкольники и спортивные игры», стр. 60-62. ¾ Интернет-источники: |
1 Этап. Подготовительный:
Изучение
современной литературы о футболе для дошкольников.
Создание картотеки по спортивной игре футбол.
Подготовка презентаций для теоретических занятий.
Подготовка атрибутов для элементов спортивной игры футбол.
Подбор раскрасок для самостоятельной деятельности детей.
Беседы с родителями дошкольников, занимающихся футболом.
Консультация для педагогов ОДО «Значение футбола для дошкольников».
2 этап. Реализация проекта.
|
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
|
1 |
Беседа «Что я знаю о футболе», «Правила игры в футбол». Просмотр презентации «История возникновения футбольного мяча» Чтение художественной литературы: Сказка про футбол: «Как мячик попал на Чемпионат Мира»; «Сказка про мальчика Вову и его футбольный мяч»; «Рассказ про футбол»; Загадки о футболе, атрибутах к нему. «Футбол - чудесная игра» Ю. Зверев |
Сентябрь - Октябрь
|
|
2 |
Привлечение родителей к изготовлению мячей для спортивного уголка. |
сентябрь |
|
3 |
Встреча с тренером по футболу |
октябрь |
|
4 |
Просмотр мультфильмов «Как утенок музыкант стал футболистом», «Как казаки в футбол играли», «Уличный футбол, «Метеор. Футбольные звезды», «Смешарики-футбол», «Галактический футбол». |
октябрь |
|
5 |
Рисование на тему «Игра в футбол» |
октябрь |
|
6 |
Виртуальная экскурсия на стадион «Шериф» |
|
|
7 |
Включение элементов игры футбол на занятиях по физкультуре (упражнения с мячом, эстафеты, игры). |
Постоянно |
|
8 |
Подвижные игры по мини-футболу. |
октябрь |
|
9 |
Эстафеты с мячом на свежем воздухе |
Сентябрь - октябрь |
|
10 |
Игра в мини - футбол между детьми |
Октябрь |
|
11 |
Лепка «Футбольный мяч» |
Сентябрь |
|
12 |
Создание настольных игр: «Пальчиковый футбол», «Воздушный футбол», «Сенсорный футбол». |
Сентябрь - октябрь |
|
13 |
Настольные игры по футболу в самостоятельной деятельности детей. |
По желанию детей |
3. Заключительный этап:
Спортивно-познавательный праздник «Навстречу футболу».
Информационные плакаты о футболе.
Выставка рисунков «Футбол».
Выставка декоративно-прикладного творчества «Футбол».
Вывод:
Работа над проектом показала, что игры и упражнения с элементами футбола, мини- турниры по футболу дают детям возможность не только ликвидировать дефицит движений, но и реализоваться, утвердить себя, получить положительные эмоции от собственной активности и творчества, от взаимодействия с командой.
В результате реализации данного проекта у наших воспитанников сформировались представления о футболе, как виде спорта. Дети получили мощный стимул к развитию творческого воображения и познавательного интереса. Повысилась их двигательная активность, улучшилась ловкость, координация, умение ориентироваться в пространстве. Значительно вырос интерес родителей к совместной игровой деятельности, к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.