Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Сообщение из опыта работы:
«Разучивание
песен с детьми
с помощью метода схематизации»
Муз. руководитель:
Жуланова М. Р.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, способствующие их дальнейшему музыкальному развитию. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Однако, часто у детей возникают трудности в изучении песен. Это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла. Рассмотрим данную проблему подробнее.
1. На музыкальном занятии дети получают первоначальное целостное представление о песне, дальнейшая работа с детьми по запоминанию стихотворного текста песни, а также закреплению основных музыкальных показателей песни происходит в группе совместно с воспитателем, тем самым, снижая уровень музыкальности детей в исполнении песен. Это объясняется тем, что далеко не всегда воспитатель обладает развитыми музыкальными способностями, умением музыкально – грамотно преподносить детям песенный репертуар. Поэтому очень часто заучивание текстов песен происходит методом “дрессировки”, посредством многократного послогового повторения, что отрицательно сказывается на дальнейшем музыкально – осмысленном изучении песен, а также способствует снижению интереса детей к данному виду деятельности.
2. Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не “прожитые” самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.
3. Дети при изучении песни ориентируются, прежде всего, на исполнение педагога, поэтому в данном случае детское исполнение является репродуктивным, в ходе которого дети не осознают выразительных возможностей музыки, а всего лишь воспроизводят за взрослым.
4. При заучивании текста и основных музыкальных показателей песни не читающие дети опираются только на слуховую память. Это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным.
Особенно тяжело это для детей – визуалов, у которых, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания может затягиваться.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На мой взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации (опорные схемы, наглядные модели, символы). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Первый раз я с детьми использовала готовые схемы, чтобы детям было понятно. Потом предложила им из готовых картинок, выложить самим схему. А 3 этап, самостоятельно зарисовать.
В результаты использования метода схематизации:
-У детей появился интерес к самостоятельному разучиванию песен.
-Ребята быстрее и легче запоминают текст и музыкальные показатели в песне.
- Исполнение песен стало более осмысленным и выразительным.
- И если раньше дети достаточно быстро забывали песни без постоянного «тренажа», то сейчас большая часть ребят воспроизводят любую из выбранных песен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.