Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Сообщение из опыта работы:
«Разучивание
песен с детьми
с помощью метода схематизации»
Муз. руководитель:
Жуланова М. Р.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, способствующие их дальнейшему музыкальному развитию. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Однако, часто у детей возникают трудности в изучении песен. Это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла. Рассмотрим данную проблему подробнее.
1. На музыкальном занятии дети получают первоначальное целостное представление о песне, дальнейшая работа с детьми по запоминанию стихотворного текста песни, а также закреплению основных музыкальных показателей песни происходит в группе совместно с воспитателем, тем самым, снижая уровень музыкальности детей в исполнении песен. Это объясняется тем, что далеко не всегда воспитатель обладает развитыми музыкальными способностями, умением музыкально – грамотно преподносить детям песенный репертуар. Поэтому очень часто заучивание текстов песен происходит методом “дрессировки”, посредством многократного послогового повторения, что отрицательно сказывается на дальнейшем музыкально – осмысленном изучении песен, а также способствует снижению интереса детей к данному виду деятельности.
2. Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не “прожитые” самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.
3. Дети при изучении песни ориентируются, прежде всего, на исполнение педагога, поэтому в данном случае детское исполнение является репродуктивным, в ходе которого дети не осознают выразительных возможностей музыки, а всего лишь воспроизводят за взрослым.
4. При заучивании текста и основных музыкальных показателей песни не читающие дети опираются только на слуховую память. Это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным.
Особенно тяжело это для детей – визуалов, у которых, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания может затягиваться.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На мой взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации (опорные схемы, наглядные модели, символы). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Первый раз я с детьми использовала готовые схемы, чтобы детям было понятно. Потом предложила им из готовых картинок, выложить самим схему. А 3 этап, самостоятельно зарисовать.
В результаты использования метода схематизации:
-У детей появился интерес к самостоятельному разучиванию песен.
-Ребята быстрее и легче запоминают текст и музыкальные показатели в песне.
- Исполнение песен стало более осмысленным и выразительным.
- И если раньше дети достаточно быстро забывали песни без постоянного «тренажа», то сейчас большая часть ребят воспроизводят любую из выбранных песен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.