Сообщение из опыта работы «Развивающая предметно-пространственная среда как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольников»

  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала . (Доклад).docx

Сообщение из опыта работы

«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольников»

                                                                              

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Основные характеристики развивающей среды:

ü    Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

ü  Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ü Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.

ü     Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.

ü  Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

ü  Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом, дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  Кроме этого, предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Художественно-эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом, реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

ü организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

ü развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

ü использование нетрадиционных, интегрированных форм занятия;

ü  привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены должны так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Центр творчества и продуктивной деятельности стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.   В уголке изодеятельности имеются игры на развитие мелкой моторики рук, раскраски, трафареты, карандаши и народные игрушки.     Книжный уголок размещён рядом с зоной художественно-эстетического развития. Все книги обновляются, новые выставляются в соответствии с программой.

Музыкальный центр должен быть оснащен:

ü музыкальными инструментами фабричными и самодельными: металлофон, бубен, барабан, балалайка и т.д.;

ü музыкально-дидактическими играми: "Солнышко и дождик", "Узнай и назови", "Наш оркестр" и др.;

ü атрибутами к подвижным музыкальным играм: "Кот и мыши", "Кошка и котята" и др.;

ü народными музыкальными инструментами: шумелками, деревянными ложками, птичками-свистульками;

ü шумовыми инструментами для детского оркестра;

ü ленточками, цветными платочками, яркими султанчиками - атрибутами к танцевальным импровизациям по сезону;

ü ширмой настольной и набором игрушек;

ü фотоальбомом, текстами песен, музыкальными открытками и книгами;

ü магнитофоном и дисками с записями классической и народной музыки, звуками природы, различными сказками.

Центр сенсорики и конструирования создается для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.

Центр сенсорного развития способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

В построении развивающего пространства учитывается принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности.

         Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, надо учитывать период обучения, сезонности. Так, осенью группу можно украсить букетом из осенних цветов и листьев, на подносе — собранный урожай; зимой снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги воспитателями и детьми.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В центре «Маленькие художники» где есть цветная бумага, и краски, и ватные палочки, диски, трубочки и многое другое оборудование. Вместе с детьми можно создать коллективные работы и украшать ими группу или прихожую.

Также можно создать небольшой центр песка, где дети, совместно с воспитателем могут рисовать пальчиками.

Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью мы организовываем пространство в ДОУ так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Предлагаем детям, а не навязываем, помогаем, а не заставляем их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаем ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384 в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).

2.     Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

3.   Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004. №1.-с.77-79.

4.     Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

5.     Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

6.   Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

7.     Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду// под ред. Саккулиной Н. А. – М.: Просвещение, 1971

8.     Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994

9.     Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред. Ветлугиной Н.А. М.,1980.