Сообщение на школьном МО по теме "Использование дидактических игр на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Сообщение на школьном МО по теме "Использование дидактических игр на уроках русского языка"

Оценка 4.7
docx
04.05.2024
Сообщение на школьном МО по теме "Использование дидактических игр на уроках русского языка"
Сообщение на школьном МО учителей начальных классов по теме "Использование дидактических игр на уроках русского языка"
выступление на МО.docx

Тема: «Использование дидактических игр на уроках русского языка»

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания придавал  А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастёт».

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать детей. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Цель игры - помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Задача дидактических игр состоит в том, чтобы развивать у детей с нарушениями интеллектуальной деятельности поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности, и таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

                Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

          Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

          Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

          Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

          Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

          Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

          Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

          Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

 

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные  и  психологические;

 

По характеру педагогического процесса:

1.  обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.   познавательные, воспитательные, развивающие;

3.  репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

 

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

 

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и др..

 

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

Дидактические игры могут быть различной целевой направленности:

- игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза;

- игры, развивающие творческие способности учащихся;

- игры – соревнования.

Игры, развивающие внимания, память, наблюдательность

«Найди ошибку», «Составь слово по первой букве в названии первой картинки», «Прочитай и обведи слово», «Впиши букву по цвету шарика», «Учитель».

 

Игры, развивающие творческие способности учащихся 

«Измени слова» Убрать один слог так, чтобы получилось новое слово: смородина, волки, забор, бабочки, стрекоза, баранка и т.д.

 

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза

«Буква потерялась», «Звуки, буквы, слоги, слова».

 

Игры- соревнования: «Собери слово из слогов», «Эстафета».

 

Работая с детьми пришла к выводу, что дидактические игры – это мощный стимул в обучении. По средствам игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

 

Предлагаю вам поиграть в игру «Ладошка»

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Какой идёт месяц?

- Какое время года сейчас? И т.д.

«Эстафета»

Содержание игры: первый ученик – читает буквы, второй ученик – читает слоги, третий ученик – слово, четвёртый ученик – считает сколько слогов в слове, пятый ученик – показывает  картинку.

 «Учитель»

Детям раздаются карточки со словами. Ребёнок должен написать пропущенную букву. Например: …втобус, м..лина, п..льто, пл..ток.Затем дети обмениваются карточками и исправляют ошибки в словах (если они есть).


 

Тема: «Использование дидактических игр на уроках русского языка»

Тема: «Использование дидактических игр на уроках русского языка»

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся

Игры, развивающие внимания, память, наблюдательность «Найди ошибку», «Составь слово по первой букве в названии первой картинки», «Прочитай и обведи слово», «Впиши букву по цвету шарика»,…

Игры, развивающие внимания, память, наблюдательность «Найди ошибку», «Составь слово по первой букве в названии первой картинки», «Прочитай и обведи слово», «Впиши букву по цвету шарика»,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2024