Сообщение «Особенности содержания педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФОП ДО»

  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сообщение).docx

Сообщение «Особенности содержания педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФОП ДО»

                                     

Актуальность. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. В соответствии с пунктом 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений o видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Цели художественно-эстетического развития детей младших дошкольников:

- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности. Совершенствование умений в рисовании, лепке.

- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Задачи художественно-эстетического развития включают: развитие художественного восприятия, интереса к музыке и изобразительному искусству, знакомство с народными игрушками, поддержка интереса к малым формам фольклора, развитие умения выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.

Деятельность педагога заключается в:

- формировании мотивации у детей к восприятию произведений искусства;

- воспитании эмоциональной чувствительности и эмоционального отклика на музыкальные произведения;

- обучении изобразительному искусству;

- ознакомлении с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства;

- развитии творческого воображения.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ГКДОУ — это процесс формирования у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

В рамках художественно-эстетического развития дети занимаются различными видами деятельности, такими как рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность, театральная деятельность, культурно-досуговая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие имеет свою структуру:

- приобщение к искусству;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка);

-конструктивная деятельность;

-музыкальная деятельность;

-театрализованная деятельность;

- культурно-досуговая деятельность.

Приобщение к искусству. В этом направлении мы развиваем у детей художественное и эстетическое восприятие, содействие возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

В Изобразительной деятельности (рисование, лепка), мы формируем представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из пластилина лепят. Обращаем внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учим следить за движением карандаша по бумаге, дополнять нарисованное изображение характерными деталями. Формировать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми, круговыми движениями ладоней. Соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

В музыкальной деятельности, мы воспитываем у детей интерес к музыке, желание её слушать. Формируем интерес воспитанников к музыкальной деятельности. Развиваем музыкальные способности. Педагог формирует у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук). Выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Театрализованная деятельность формирует у детей живой интерес к театральной игре. Создает оптимальные условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности. Развивать речь и координацию движений у детей. Для организации театрализованной деятельности используются различные виды театра:

- пальчиковый театр,

- резиновые куклы,

- настольный театр,

- куклы би-ба-бо,

- теневой театр.

Культурно-досуговая деятельность. Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе для обеспечения детям комфорта, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы с художественными материалами. Привлекает детей к участию в играх с пением, забавах, развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках.

Художественно – эстетическая деятельность реализуется на занятиях, в самостоятельной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, в работе с родителями путем подбора консультаций, бесед, памяток, приобщение родителей к изготовлению поделок к тематическим праздникам. Так же в педагогической работе педагог использует нетрадиционные техники рисования.

1.                 Рисование пальчиками. Нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии.

2.                 Рисование ладошкой. Нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и прикладывание её к листу бумаги для получения отпечатка.

3.                 Рисование с помощью штампа. Нанесение краски на поверхность специальной формы, прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

4.                Монотипия. Рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно.

Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад, поэтому родителям, воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса так как художественно-эстетическое развитие очень важно для всестороннего развития ребенка и направлена на приобщение детей к ценностям «Культуры», «Красоты».

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.               Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.

2.               Давыдова Г. И.  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

3.               Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты. Москва, ТЦ Сфера, 2007.    4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

5.               Лепка с детьми раннего возраста. Янушко Е. А. Издательство Владос, 2017 г. 21. Рисование с детьми раннего возраста. Янушко Е. А. Издательство Владос, 2016.

6.               Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

7.               Полозова, Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста/ Е.В. Полозова. - Воронеж: 2009.

8.               Сенсорное воспитание детей раннего возраста, Хохрякова Ю. М. Издательство Сфера 2017 г.

9.               Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития -Академия холдинг», 2004 г.

10.          Федеральная образовательная программа дошкольного образования, 2023 г.