Сообщение по теме: "Изобразительная деятельность в жизни ребёнка"
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразие детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детскому саду является, изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя. Как воспитатель, я большое внимание уделяю организации изобразительной деятельности у детей, так как считала и считаю, что именно изобразительная деятельность несет наибольшую раскрепощенность: позволяет детям выразить через рисунок своё отношение к окружающему миру, выделить свое "я" в этом мире, свою значимость. Через рисунок ребёнок выплёскивает свои негативные эмоции и заряжается положительным эмоциональным настроем, развивает фантазию и воображение. А чем больше рёбенок фантазирует, воображает, "творит", тем успешнее он развивается умственно, находя именно свои пути решения и художественные материалы для достижения цели - "рисунка". У детей формируются и навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности преодолевать трудности, то есть изобразительная деятельность, как и любая другая, способствует развитию волевых качеств характера. Также именно изобразительная деятельность, как никакая другая, способствует развитию мелкой мускулатуры кисти, умению правильно держать карандаш, кисточку, развивает уверенное движение руки, что способствует в дальнейшем успешному обучению в школе чистописанию, красивому подчерку.
Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. В своей работе я расширяю представление детей о различных техниках рисования, об изобразительных материалах и их применении, знакомлю детей с шедеврами именитых художников и пытаюсь вызвать интерес к изобразительной деятельности и поверить в свои силы.
Для детей старшего возраста, рисование - это не только удовольствие, но и способ усовершенствовать свои творческие и интеллектуальные навыки.
Дошкольник мыслит обратно, поэтому, чем больше он рисует и создает новые образы, тем лучше он развивается в интеллектуальном и психологическом плане. В процессе творческой деятельности ребенок развивает креативность, учится создавать множество новых образов, менять детали по своему желанию, ассоциировать свои шедевры с предметами, животными, людьми. Кстати, такая игра в ассоциации отлично тренирует фантазию, ум, мышление и заменяет даже самые современные методики развития дошкольника. Для развития творческих способностей детей мной применяются разнообразные методы и приемы для достижения целей в художественно - творческих способностях.
Наглядный метод: (к наглядным методам и приемам обучения
относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных
пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения
и способов действий; показ детских работ в конце занятия, при их оценке).
Словесный метод: (рассказ; беседа; загадки, пояснения).
Практический метод: (включает в себя следующие приемы: планирование
выполнений заданий ; постановка задача; анализ результатов) .
Информативно-рецептивный метод: (воспитатель дает информацию, а воспитанники
ее воспринимают, осмысливают. Включает в себя следующие приемы: рассматривание,
наблюдение, экскурсия).
Репродуктивный метод: (включает в себя следующие приемы работы с детьми:
прием выполнения формообразующих движений рукой).
Эвристический метод: (направлен на проявление самостоятельности в каком-либо
моменте работы на занятии).
Исследовательский метод: (направлен на проявление не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества).
Использовала и всегда используются в работе игры: "Жанры живописи",
"Угадай и расскажи", "Найди друзей среди красок", "Составь
натюрморт", "Собери матрешку", "Распиши платок для мамы".
При работе над развитием творческих способностей детей использовались
разнообразные фоны и фактуры, разнообразные материалы и методы работы.
Творчество детей развиваю в разнообразных видах деятельности: на прогулках, наблюдениях, в рассматривании картин и книжных иллюстраций, использование художественного текста, беседах на занятиях по изобразительной деятельности. Наблюдая за детьми я увидела, что все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому на своих занятиях по изобразительному искусству использую нетрадиционную технику рисования позволяющую ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. В ходе своей работы, наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, и обсуждения с коллегами развития творческих способностей в образовательному учреждении привели меня к выводу о необходимости использовании таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, я сделал вывод, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Благодаря применению на моих занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования на много повышался интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Неоценимое значение в работе над творческими способностями ребенка и в работе педагога в целом, имеет положительная оценка и свобода выбора.
Я всегда даю несколько вариаций на тему ... ребенок может выбрать то, что ему нравится и по силам. Дети должны обязательно знать, что если у них что-то не получилось - то это не плохо - это так, как именно у него должно быть!
Обязательно дети должны чувствовать поддержку и положительный настрой педагога. Т.е. не просто слышать слово "Молодец", но и "Если ты вот здесь добавишь штрих, то будет просто супер!" или "Какие замечательные краски ты подобрал для...", или "Ну и что, что расплылось - получилось как будто в тумане или под дождем", или "Это же твоя картина, а она не должна быть похожа на остальные!" и т.д.
В.А.Сухомлинский
писал: "Общение с искусством - одна из больших радостей жизни".
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать
и чаще всего является устойчивым увлечением не только "особо"
одаренных, но и всех детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.