Данный материал содержит информацию,которая отражает опыт работы воспитателя детского сада по теме самообразования. В работе представлены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников, которые могут использоваться как на занятиях общей образовательной деятельности, так и на прогулках во время наблюдений за объектами природы.сообщение из опыта работы воспитателя детского сада
статья из опыта работы.docx
Дидактические игры как средство экологического воспитания
дошкольников
Сообщение из опыта работы
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по
которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном
согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое
удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более
интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития
экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое
образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у
специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать
планету: нужны разумные организация и управление.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении
всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все
способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков
красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»
не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в
дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственноэкологических позиций личности, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно
благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у
детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней,
активности в решении некоторых экологических проблем.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования
сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей,
чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину
мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях
взаимоотношений в этом мире?
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации
воспитательнообразовательной работы с детьми и построения новых моделей
взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой
деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и
воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети
отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь
природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в
активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка
развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания
детей важно по целому ряду причин:
развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует
становлению личности, сохранению здоровья;
доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней,
проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; ставит
взрослого и ребенка в партнерские отношения; в
игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем:
слух, зрение, осязание, обоняние
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у
детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания,
воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности
ребенка; позволяет развивать у ребят самые
разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские
взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества,
взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка это серьёзное занятие.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский. Особое
место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают
дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей
осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и
одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В
процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют,
расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие
мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не
отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению
личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в
процессе игры и пр.) Поэтому целью своей педагогической
деятельности определила формирование экологических знаний у детей
дошкольного возраста через дидактические игры.
Исходя из цели выделила задачи:
формирование системы элементарных экологических знаний;
развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
воспитание гуманного, бережного, эмоционально положительного отношения
к природе. Дидактическая игра
является доступным средством формирования интереса дошкольников к
природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую
дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и
заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в
природе. Для этого отобрала и систематизировала
разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3.игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях
неживой природы; 4. игры на
ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.
Дидактические игры использую на занятиях в качестве его составной части или
вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на
территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми провожу
комплексные занятия, игры, организую практическую и исследовательскую
деятельность. При проведении занятий по
экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с
привлечением игрушек аналогов, с использование литературных персонажей
хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон,
Винни Пух и др.) При создании
игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы
продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идет через лес к
бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные
растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет
развернуть беседу о ягодах).
Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с
Лесовичком. Они проходят в разное время года и способствуют расширению у
детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и
растительного мира, умению устанавливать причинноследственные связи,
формированию эмоционально положительного, бережного отношения к
природе. При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников
возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с
ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим
условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки
умственных и практических навыков. Применение игровых обучающих
ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с
персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их
личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого,
вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений,
особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения
правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве
» и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли
путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли
которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
Используя информационнокоммуникационную технологию, разработала серию игр
экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто
и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш», «Кто
где живет?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях
животного и растительного мира, формированию эмоциональноположительного,
бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.
Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно
развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности
ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют
возможность наблюдать за жизнью растений, в библиотеке просмотреть книги
энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины
пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к
играм, удовлетворить основную потребность в игре.
В результате дети стали эмоционально реагировать при встрече с прекрасным,
проявлять интерес к объектам природы, стараются соблюдать правила поведения в
природе, проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней.
Предлагаю дидактические игры природоведческого содержания с детьми дошкольного
возраста по теме «Животные»: Словесная игра
«Концовки» Если жираф выше тигра,
значит, тигр.... Если слон тяжелее зебры,
значит, зебра.... Если крокодил длиннее
ящерицы, значит, ящерица.... Если лев сильнее
черепахи, значит, черепаха.... Если гепард бегает
быстрее черепахи, значит, черепаха....
Словесная игра «Кто больше?»
Ведущий называет какоелибо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше
этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и
задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия
животных нельзя.
Словесная игра «Родственники»
Елка родственница ежа, потому что....
Клубок родственник ежа, потому что....
Медведь родственник ежа, потому что...
Енот родственник ежа, потому что....
Дидактическая игра «Без чего не может быть? У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он
должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может
существовать. Собака кость, конура, шерсть,
ошейник, хозяин. Лошадь грива, овес, сбруя, конюшня.
Корова молоко, вымя, трава, ведро. Кошка
мышка, мясо, когти, блюдце, молоко. Коза
мясо, дом, рога, веревка.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие
качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее
любить, бережно к ней относиться.
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.