Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Оценка 4.9

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Оценка 4.9
Документация
doc
дефектология
Детсад
27.07.2017
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
В статье подробно описан материал по формированию у детей различных видов памяти. Представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ . Раскрыты цели и задачи коррекционно-развивающего обучения по этому вопросу. Подробно описаны различные игры и игровые приемы., проводимые с детьми..сообщение из опыта работы
развитие памяти..doc
Городская творческая группа учителей­дефектологов Сообщение        по теме: « Развитие слуховой памяти у старших дошкольников с нарушением интеллекта»                                                         Учитель – дефектолог Сухова М.М.                                                               г. Комсомольск – на Амуре декабрь 2010 г. Развитие слуховой памяти у детей с ОВЗ. ОБРАЗНО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ПАМЯТЬ  «СКЕЛЕТОМ», НА КОТОРОМ ФОРМИРУЮТСЯ  ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕКИЕ ПРОЦЕССЫ. Л.С. Выготский. ПАМЯТЬ:  это   психическое   свойство   человека,   способность,   к накоплению,   (запоминанию)   хранению,   и   воспроизведению   опыта   и информации; это   сложный   психологический   процесс   воссоздания   образа   предмета, воспринимаемого ранее, основа целостности личности, которая обеспечивает ее развитие и полноценное функционирование, лежит в основе умственной деятельности и создает хранилище информации, в котором собирается опыт личности и приобретенные знания;   имеет   свои   индивидуальные   особенности   у   каждого   человека   по   объему запоминаемого   материала,   скорости   запоминания   и   воспроизведения информации,   характеру   запоминаемого   материала,   прочности   сохранения, точности и другим параметрам. Первые   попытки   объяснить   процессы   памяти   были   сделаны   в   конце прошлого века(1896) г. В семидесятые годы нашего столетия подход к памяти как   к   сложной   психической   деятельности   позволил   раскрыть   основные закономерности ее функционирования и развития. В основу такого подхода были   положены   концепции   Л.   С.   Выготского   о   формировании   высших психических функций, как процесса освоения ребенком культурного опыта человечества.  В процессе  воспитания  и  обучения  взрослые  передают  ребенку опыт людей по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.  Правильная организация умственной деятельности    ребенка помогает успешно освоить приемы и способы переработки информации, овладеть своей памятью и управлять ею.             По   характеру   психической   активности   различают  основные   виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно­логическая. Слуховая   память   ­  это   одно   из   подразделений   образной   памяти, направленной на запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений.  Дети с нарушением интеллекта при нормальном слухе слышат, но не умеют   слушать,   запоминать   по   слуху   и   воспроизводить   поступившую информацию.   У дошкольников с с нарушением интеллекта проявляются нарушения памяти в следующих формах:  медленное запоминание;  трудность воспроизведения;  быстрое забывание, неполноценная сохранность материала;  преобладание механических приемов запоминания;  неумение пользоваться смысловыми приемами запоминания;  преобладание первосигнальной информации при запоминании;  отставание в развитии произвольной памяти. Причинами нарушения памяти являются:  особенности центральной нервной системы;  отставание в развитии;  педагогические ошибки;  патология мозговых структур.  виды патологических нарушений:(низкий уровень активности  (лимбическая зона; затрудненные кодирования (теменно ­ височная  зона);блокирование информации(лобная зона)   Информация, поступающая через органы чувств, в том числе и органов слуха   проходит   три   этапа   преобразования:сенсорный,   оперативный   и долговременный.  На   сенсорном   этапе  переработка   информации   сохраняется   доли секунды в перцептивных зонах мозга со внешними признаками, его называют кратковременная память.  На   этапе   оперативной   памяти  информация   сохраняется   на   время операций преобразования или на время деятельности, пока используется эта информация.   Переход   информации   в   долговременную   память   происходит путем   кодирования   и   размещения   в   соответствующих   участках   системы памяти.   В долговременной памяти  информация претерпевает  многократные преобразования,   вступая   в   сложные   взаимосвязи   многомерной   системы памяти. Процесс   сохранения   памяти  имеет   обратную   сторону   своего проявления­   процесс   забывания,   который   представляет   собой   активную блокаду   некоторой   информации.     Блокирование   информации   протекает   в виде   временного   затормаживания   некоторых   связей   многомерной   системы памяти.   Известны   две   особенности,   которые   сопровождают   процесс забывания: реминисценция и интерференция. Реминисценция­  процесс   отсроченной   активизации   запоминаемого материала, который может проявляться с особой яркостью. Интерференция­  процесс   торможения   связей   под   влиянием предыдущей или последующей информации, которая может даже стираться, если   не   успела   перейти   в   долговременную   память,   так   как   операция   не прошла кодирования и не вступила в системные связи с другой информацией. Поскольку у детей с нарушением интеллекта более развита непроизвольная память,   где   они   кратковременно   запоминают   более   яркую   и   понятную   им информацию, в дошкольном возрасте необходимо развивать признаки волевой регуляции     в   развитии   слуховой   памяти(   произвольная,   активно­ произвольная);  процессы   развития   памяти(запоминание,   воспроизведение, сохранение).   Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе необходимо научить его   вслушиваться   в   речь   педагога,   в   звуки,   запоминать   их   и   уметь воспроизвести по инструкции.    повторение,   слов)   прослушивание, Начинаю   работу   по   развитию   слуховой   памяти   с   упражнений   по вслушиванию   в   звуки   природы,   окружающей   жизни   в   быту,   запоминанию простой   инструкции:   воспроизведение инструкции без отсрочки и затем с отсрочкой. Далее предлагаю вспомнить и повторить инструкцию по окончании выполнения задания с целью проверки правильности   выполнения   задания.   Работа   по   развитию   слуховой   памяти невозможна   без   развитого   слухового   внимания   и   начинается   с воспроизведения одного простого задания, инструкции( звука, слова), затем количество   заданий(звуков,   постепенно   увеличивается   и воспроизводится   без   отсрочки.     Когда   слуховое   внимание   более   развито, начинаю   приучать   ребенка   прослушивать   двухсоставную   инструкцию   и повторять ее неоднократно совместно с педагогом и самостоятельно и только затем начинаю работу по реминисценции. При продолжительной, системной работе   с   опорой   на   интересный   доступный   игровой   материал   у   детей развивается слуховое внимание и память. Дети неплохо запоминают звуки, короткие   слова   в   услышанной   последовательности,   затем     научаются подбирать   картинки   к   услышанным   звукам   и   словам   в   указанной последовательности. Работа   по   слуховому   вниманию   и   памяти   проводится   на   всех   годах обучения   последовательно,   систематично,   с   опорой   на   дидактический материал и игровые приемы, понятные детям.  Игры и упражнения по развитию слуховой памяти. (Игровые упражнения проводятся сначала без отсрочки, затем с отсрочкой  от двух до десяти секунд).  «Послушай и запомни»: (звук рвущейся и  мнущейся бумаги, стук  молоточка по столу, журчанье переливающейся воды из сосуда в сосуд,  шум при пересыпании разных круп, ходьба ребенка, бег, прыжок и т. д.);     Содержание: Педагог производит действие с объектом, затем    предлагает ребенку вспомнить и воспроизвести звуки в указанном порядке, что сначала, что потом.  «Запомни слово»: (от двух до пяти знакомых, затем незнакомых  слов);    Содержание: Педагог проговаривает слова несколько раз ­ от трех раз  до одного, затем предлагает ребенку вспомнить и проговорить их по  порядку, или расположить картинки в порядке услышанных слов  «Встань на крылечко, назови словечко»: (слова­паронимы,  при затруднении с опорой на картинки); Содержание: Педагог предлагает построить крылечко, затем  проговаривает слова­паронимы и показывает картинки, затем показывает  картинку и предлагает вспомнить ее название, найти и отразить в речи  пароним к ней. Если ребенок выполняет правильно, то игрушка  поднимается на следующую ступеньку крылечка.   «Запомни и расскажи»: (воспроизведение коротких рассказов,  сказок, стихов в следующие дни после занятия);  «Концерт зверей»: (звукоподражание, сначала без определенного  порядка, затем  в услышанном порядке); Содержание: Педагог подражает голосу животным, дети в услышанном  порядке достают животных из мешочка или из – за ширмы.   «Веселая полянка»: (воспроизведение звуков насекомых без  определенного порядка и в услышанном порядке»;  «Волк и козлята»: (звукоподражание с учетом  силы, тембра звука); Содержание: Дети передают голоса разных козлят,  прослушанных на магнитофоне . Заранее придумываются имена козлятам и прослушивается голос каждого  козленка.( Вспомни, как кричит самый маленький козлик­ имя.  «Колокольный звон»: (воспроизведение звука колокольчиков по  громкости);  «Что звучит»: (воспроизведение звучания музыкальных игрушек);  «Артисты поют»: (воспроизведение звука от громкого до тихого в  пределах 4­5 и от тихого до самого громкого); Содержание: Ребенок слушает пение или проговаривание слов различной  громкости педагогом или другим ребенком, затем воспроизводит  громкость по названному педагогом слову(как я проговорила слово дети,  громко или тихо ­ повтори и т. д.)  «Послушай и посчитай» :(составление услышанного количества  игрушек, равного количеству звуков);  «Веселые трели»: (воспроизведение птичьих звуков, услышанных в  записи или на природе.   «Музыка весны»: (воспроизведение звуков капели,  журчание ручья, шум дождя, тихого ветра);  «Часики»: (воспроизведение громкого и тихого звуков);  « Кто пришел, кто уходит»: (дифференциация тихого и громкого  звука);  «Угадай, чья дорожка» :(дифференциация длинного и короткого  звука, подбор длинной и короткой полоски);  «Где звучит?»: определение направления звука по памяти: где  звучало /далеко ­ близко, дальше ­ ближе, вверху – внизу, справа –  слева, сзади – впереди/;  «Машины на городской улице»: (воспроизведение сигнала  разных машин с подбором игрушек);  «Звери гуляют»:(на громкий звук –  шагают, как медведи,; на более  тихий – лисички, еще более тихий и веселый – зайчики).  «Времена года»: (подбор картинок или цветовых флексагонов к  услышанным звукам, грустный ­ осень, веселый – лето);  «Вспомни и расскажи»: (воспроизведение событий из опыта  ребенка,  воспринимаемых на слух – что говорила воспитательница, как  чирикали воробьи, как каркала ворона и т. д.);  «Разноцветная цепочка»: (педагог называет основные цвета и  оттенки, ребенок воспроизводит по памяти в цепочке из разноцветных  кружков)  «Красивые бусы»: (по типу игры, указанной выше, но составляется  из геометрических форм разного цвета или одной формы разного цвета  в услышанном порядке). Затем задание усложняется ­ дети собирают  бусы или цепочку по услышанным двум признакам: цвет и форма,  величина и форма и т. д.;   «Математическая дорожка»: (выкладывание по памяти  услышанных цифр в виде дорожки);  «Кто позвал»: (узнавание сверстников по голосу); Содержание: Ребенку предлагают отвернуться или надевают очки. Два – три  сверстника называют его имя , ребенок отражает в речи имена детей­  кто первый, кто второй. Литература. 1. С. Я. Рубинштейн « Психология умственно отсталого школьника». Москва «Просвещение» 1986 г. 2. А.А. Катаева «Дошкольная олигофрено ­   педагогика» Москва. Владос 2001 г. 3. Г. А. Урунтаева «Дошкольная психология». Москва. Асадема 1996 г. 4. Т. А. Власова «Отбор детей во вспомогательную школу» Москва «Просвещение» 1983 г. 5. Н. В. Микляева « Коррекционно ­ развивающие занятия в детском  саду». Методические рекомендации для специалистов и воспитателей  ДОУ. Москва. Творческий центр. 2008 г. 6. Т. В. Башаева. « Готовим ребенка к школе, развиваем познавтельные  возможности». Ярославль. Академия развития. 2008 г. 7. И. Е Светлова «большая книга заданий и упражнений по развитию  внимания малыша». Москва. Эксмо. 2005 г.

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"

Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2017