Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Оценка 4.9
Документация
doc
дефектология
Детсад
27.07.2017
В статье подробно описан материал по формированию у детей различных видов памяти. Представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ . Раскрыты цели и задачи коррекционно-развивающего обучения по этому вопросу. Подробно описаны различные игры и игровые приемы., проводимые с детьми..сообщение из опыта работы
развитие памяти..doc
Городская творческая группа
учителейдефектологов
Сообщение
по теме: « Развитие слуховой памяти
у старших дошкольников с
нарушением интеллекта»
Учитель – дефектолог Сухова М.М.
г. Комсомольск – на Амуре
декабрь 2010 г.
Развитие слуховой памяти у детей с ОВЗ.
ОБРАЗНО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ПАМЯТЬ
«СКЕЛЕТОМ», НА КОТОРОМ ФОРМИРУЮТСЯ
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Л.С. Выготский. ПАМЯТЬ: это психическое свойство человека, способность, к
накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и
информации;
это сложный психологический процесс воссоздания образа предмета,
воспринимаемого ранее, основа целостности личности, которая обеспечивает
ее развитие и полноценное функционирование, лежит в основе умственной
деятельности и создает хранилище информации, в котором собирается опыт
личности и приобретенные знания;
имеет свои индивидуальные особенности у каждого человека по объему
запоминаемого материала, скорости запоминания и воспроизведения
информации, характеру запоминаемого материала, прочности сохранения,
точности и другим параметрам.
Первые попытки объяснить процессы памяти были сделаны в конце
прошлого века(1896) г. В семидесятые годы нашего столетия подход к памяти
как к сложной психической деятельности позволил раскрыть основные
закономерности ее функционирования и развития. В основу такого подхода
были положены концепции Л. С. Выготского о формировании высших
психических функций, как процесса освоения ребенком культурного опыта
человечества.
В процессе воспитания и обучения взрослые передают ребенку опыт
людей по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
Правильная организация умственной деятельности ребенка помогает
успешно освоить приемы и способы переработки информации, овладеть своей
памятью и управлять ею.
По характеру психической активности различают основные виды
памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словеснологическая.
Слуховая память это одно из подразделений образной памяти,
направленной на запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее
воспринимавшихся предметов и явлений.
Дети с нарушением интеллекта при нормальном слухе слышат, но не
умеют слушать, запоминать по слуху и воспроизводить поступившую
информацию.
У дошкольников с с нарушением интеллекта проявляются нарушения
памяти в следующих формах:
медленное запоминание;
трудность воспроизведения;
быстрое забывание, неполноценная сохранность материала;
преобладание механических приемов запоминания;
неумение пользоваться смысловыми приемами запоминания; преобладание первосигнальной информации при запоминании;
отставание в развитии произвольной памяти.
Причинами нарушения памяти являются:
особенности центральной нервной системы;
отставание в развитии;
педагогические ошибки;
патология мозговых структур.
виды патологических нарушений:(низкий уровень активности
(лимбическая зона; затрудненные кодирования (теменно височная
зона);блокирование информации(лобная зона)
Информация, поступающая через органы чувств, в том числе и органов
слуха проходит три этапа преобразования:сенсорный, оперативный и
долговременный.
На сенсорном этапе переработка информации сохраняется доли
секунды в перцептивных зонах мозга со внешними признаками, его называют
кратковременная память.
На этапе оперативной памяти информация сохраняется на время
операций преобразования или на время деятельности, пока используется эта
информация. Переход информации в долговременную память происходит
путем кодирования и размещения в соответствующих участках системы
памяти.
В долговременной памяти информация претерпевает многократные
преобразования, вступая в сложные взаимосвязи многомерной системы
памяти.
Процесс сохранения памяти имеет обратную сторону своего
проявления процесс забывания, который представляет собой активную
блокаду некоторой информации. Блокирование информации протекает в
виде временного затормаживания некоторых связей многомерной системы
памяти. Известны две особенности, которые сопровождают процесс
забывания: реминисценция и интерференция.
Реминисценция процесс отсроченной активизации запоминаемого
материала, который может проявляться с особой яркостью.
Интерференция
процесс торможения связей под влиянием
предыдущей или последующей информации, которая может даже стираться,
если не успела перейти в долговременную память, так как операция не
прошла кодирования и не вступила в системные связи с другой информацией.
Поскольку у детей с нарушением интеллекта более развита непроизвольная
память, где они кратковременно запоминают более яркую и понятную им
информацию, в дошкольном возрасте необходимо развивать признаки волевой
регуляции
в развитии слуховой памяти( произвольная, активно произвольная); процессы развития памяти(запоминание, воспроизведение,
сохранение).
Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе необходимо научить
его вслушиваться в речь педагога, в звуки, запоминать их и уметь
воспроизвести по инструкции.
повторение,
слов)
прослушивание,
Начинаю работу по развитию слуховой памяти с упражнений по
вслушиванию в звуки природы, окружающей жизни в быту, запоминанию
простой инструкции:
воспроизведение
инструкции без отсрочки и затем с отсрочкой. Далее предлагаю вспомнить и
повторить инструкцию по окончании выполнения задания с целью проверки
правильности выполнения задания. Работа по развитию слуховой памяти
невозможна без развитого слухового внимания и начинается с
воспроизведения одного простого задания, инструкции( звука, слова), затем
количество заданий(звуков,
постепенно увеличивается и
воспроизводится без отсрочки. Когда слуховое внимание более развито,
начинаю приучать ребенка прослушивать двухсоставную инструкцию и
повторять ее неоднократно совместно с педагогом и самостоятельно и только
затем начинаю работу по реминисценции. При продолжительной, системной
работе с опорой на интересный доступный игровой материал у детей
развивается слуховое внимание и память. Дети неплохо запоминают звуки,
короткие слова в услышанной последовательности, затем
научаются
подбирать картинки к услышанным звукам и словам в указанной
последовательности.
Работа по слуховому вниманию и памяти проводится на всех годах
обучения последовательно, систематично, с опорой на дидактический
материал и игровые приемы, понятные детям.
Игры и упражнения по развитию слуховой
памяти. (Игровые упражнения проводятся сначала без отсрочки, затем с
отсрочкой от двух до десяти секунд).
«Послушай и запомни»: (звук рвущейся и мнущейся бумаги, стук
молоточка по столу, журчанье переливающейся воды из сосуда в сосуд,
шум при пересыпании разных круп, ходьба ребенка, бег, прыжок и т. д.);
Содержание: Педагог производит действие с объектом, затем
предлагает ребенку вспомнить и воспроизвести звуки в указанном порядке,
что сначала, что потом.
«Запомни слово»: (от двух до пяти знакомых, затем незнакомых
слов);
Содержание: Педагог проговаривает слова несколько раз от трех раз
до одного, затем предлагает ребенку вспомнить и проговорить их по
порядку, или расположить картинки в порядке услышанных слов
«Встань на крылечко, назови словечко»: (словапаронимы,
при затруднении с опорой на картинки);
Содержание: Педагог предлагает построить крылечко, затем
проговаривает словапаронимы и показывает картинки, затем показывает
картинку и предлагает вспомнить ее название, найти и отразить в речи
пароним к ней. Если ребенок выполняет правильно, то игрушка
поднимается на следующую ступеньку крылечка.
«Запомни и расскажи»: (воспроизведение коротких рассказов,
сказок, стихов в следующие дни после занятия);
«Концерт зверей»: (звукоподражание, сначала без определенного
порядка, затем в услышанном порядке);
Содержание: Педагог подражает голосу животным, дети в услышанном
порядке достают животных из мешочка или из – за ширмы.
«Веселая полянка»: (воспроизведение звуков насекомых без
определенного порядка и в услышанном порядке»;
«Волк и козлята»: (звукоподражание с учетом
силы, тембра звука);
Содержание: Дети передают голоса разных козлят,
прослушанных на магнитофоне . Заранее придумываются имена козлятам и прослушивается голос каждого
козленка.( Вспомни, как кричит самый маленький козлик имя.
«Колокольный звон»: (воспроизведение звука колокольчиков по
громкости);
«Что звучит»: (воспроизведение звучания музыкальных игрушек);
«Артисты поют»: (воспроизведение звука от громкого до тихого в
пределах 45 и от тихого до самого громкого);
Содержание: Ребенок слушает пение или проговаривание слов различной
громкости педагогом или другим ребенком, затем воспроизводит
громкость по названному педагогом слову(как я проговорила слово дети,
громко или тихо повтори и т. д.)
«Послушай и посчитай» :(составление услышанного количества
игрушек, равного количеству звуков);
«Веселые трели»: (воспроизведение птичьих звуков, услышанных в
записи или на природе.
«Музыка весны»: (воспроизведение звуков капели, журчание ручья,
шум дождя, тихого ветра);
«Часики»: (воспроизведение громкого и тихого звуков);
« Кто пришел, кто уходит»: (дифференциация тихого и громкого
звука);
«Угадай, чья дорожка» :(дифференциация длинного и короткого
звука, подбор длинной и короткой полоски);
«Где звучит?»: определение направления звука по памяти: где
звучало /далеко близко, дальше ближе, вверху – внизу, справа –
слева, сзади – впереди/;
«Машины на городской улице»: (воспроизведение сигнала
разных машин с подбором игрушек);
«Звери гуляют»:(на громкий звук – шагают, как медведи,; на более
тихий – лисички, еще более тихий и веселый – зайчики). «Времена года»: (подбор картинок или цветовых флексагонов к
услышанным звукам, грустный осень, веселый – лето);
«Вспомни и расскажи»: (воспроизведение событий из опыта
ребенка, воспринимаемых на слух – что говорила воспитательница, как
чирикали воробьи, как каркала ворона и т. д.);
«Разноцветная цепочка»: (педагог называет основные цвета и
оттенки, ребенок воспроизводит по памяти в цепочке из разноцветных
кружков)
«Красивые бусы»: (по типу игры, указанной выше, но составляется
из геометрических форм разного цвета или одной формы разного цвета
в услышанном порядке). Затем задание усложняется дети собирают
бусы или цепочку по услышанным двум признакам: цвет и форма,
величина и форма и т. д.;
«Математическая дорожка»: (выкладывание по памяти
услышанных цифр в виде дорожки);
«Кто позвал»: (узнавание сверстников по голосу);
Содержание: Ребенку предлагают отвернуться или надевают очки. Два –
три сверстника называют его имя , ребенок отражает в речи имена детей
кто первый, кто второй. Литература.
1. С. Я. Рубинштейн « Психология умственно отсталого школьника».
Москва «Просвещение» 1986 г.
2. А.А. Катаева «Дошкольная олигофрено педагогика»
Москва. Владос 2001 г.
3. Г. А. Урунтаева «Дошкольная психология».
Москва. Асадема 1996 г.
4. Т. А. Власова «Отбор детей во вспомогательную школу»
Москва «Просвещение» 1983 г.
5. Н. В. Микляева « Коррекционно развивающие занятия в детском
саду». Методические рекомендации для специалистов и воспитателей
ДОУ.
Москва. Творческий центр. 2008 г.
6. Т. В. Башаева. « Готовим ребенка к школе, развиваем познавтельные
возможности».
Ярославль. Академия развития. 2008 г.
7. И. Е Светлова «большая книга заданий и упражнений по развитию
внимания малыша».
Москва. Эксмо. 2005 г.
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Сообщение из опыта работы " Развитие памяти у детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.