«С чего начать подготовку к школе детей с задержкой психического развития»
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается отставание в таких психических процессах, как внимание, мышление, память и восприятие по сравнению с возрастной нормой. Эмоционально-волевая сфера также развита недостаточно, при этом доминируют игровые интересы и низкий уровень интеллектуальной активности. Это означает, что их развитие соответствует уровню более младших детей.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя характеристики, определяющие содержание, качество и динамику эмоциональных состояний человека.
Воля отражает осознанную саморегуляцию поведения, целью которой является мобилизация активных действий ради достижения значимых целей.
Существуют три группы нарушений в этой сфере:
• расстройства настроения (эйфория, тревожность, депрессия)
В состоянии эйфории дети ощущают чрезмерное счастье, радость, восторг или удовлетворение, что может проявляться как кратковременно, так и длиться достаточно долго.
Тревожное состояние у детей характеризуется необоснованным страхом, беспокойством и ощущением неопределенности, а также ожиданием негативных событий. Если тревожность проявляется незначительно, она считается индивидуальной психологической чертой, но в случае усиления может указывать на психическое расстройство.
Депрессия выражается в плохом настроении, сниженной психической активности и замедленности движений. Эта форма состояния часто связана с какой-либо неудовлетворенностью или неразрешенной проблемой.
• расстройства поведения (апатия, эмоциональная притупленность)
Апатия проявляется в утрате интереса к вещам или событиям, которые ранее приносили радость, а также в снижении стремлений и безразличии к окружающим событиям и людям, что сопровождается эмоциональной подавленностью и отсутствием мотивации.
Эмоциональная заторможенность характеризуется невозможностью выразить свои чувства как словами, так и невербально. Мимика и жесты становятся редкими, а интонация лишена живости.
• нарушения психомоторики (гиперактивность и разные формы агрессии).
Гиперактивные дети испытывают трудности с концентрацией, у них меняется настроение и они не могут закончить начатые дела.
Агрессивное поведение может быть нормой в общении, а также иметь разные проявления, от пассивной агрессии до защитной реакции на внешние раздражители, которые могут проявляться как в адекватной, так и в избыточной форме.
Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития.
Недостаточное развитие данной сферы проявляется у детей с ЗПР при их переходе к регулярному
обучению. Исследования показывают, что детям с ЗПР свойственны хаотичность, отсутствие критического самовосприятия и неадекватная самооценка. Эмоции таких детей, как правило, поверхностны и нестабильны, что делает их подверженными внушению и имитации.
К основным особенностям эмоционального развития детей с ЗПР можно отнести:
1) нестабильность эмоционально-волевой сферы, что выражается в непродолжительной концентрации на целенаправленных действиях;
2) появление негативных черт кризисного развития, трудности в налаживании коммуникации;
3) эмоциональные расстройства, такие как страх и тревога.
Симптомы органического инфантилизма также являются характерными для таких детей: отсутствие ярких эмоций, повышенная утомляемость и гиперактивность. В зависимости от состояния настроения выделяют два типа органического инфантилизма: неустойчивый и тормозной.
Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.
В зависимости от преобладающего эмоционального состояния, органический инфантилизм можно разделить на два типа: неустойчивый, который характеризуется повышенной психомоторной активностью, импульсивностью и трудностями в саморегуляции, и тормозной, для которого типично снижение настроения.
Дети с задержкой психического развития проявляют зависимость, непосредственность и неспособность выполнять задания целенаправленно или контролировать их выполнение. Это приводит к низкой продуктивности их учебной деятельности, нестабильному вниманию и слабой познавательной активности. Однако при переходе к играм, соответствующим их эмоциональным потребностям, продуктивность значительно возрастает.
Эмоционально-волевая незрелость у детей с ЗПР затрудняет их познавательное развитие из-за недостаточной мотивации и низкого уровня самоконтроля.
Дошкольники с ЗПР сталкиваются с проблемами адаптации, что негативно сказывается на их эмоциональном комфорте и балансе нервных процессов. Эмоциональный дискомфорт снижает их мотивацию к познавательной деятельности и приводит к повторяющимся действиям, что подчеркивает взаимосвязь эмоций и интеллекта.
Дети с проблемами поведения и особенностями эмоционально-волевой сферы испытывают значительные трудности с адаптацией к новым условиям и нуждаются в целенаправленной поддержке со стороны педагогов и организации процесса обучения.
Цель занятий по подготовке к школе заключается в создании у ребенка с ЗПР основы для успешной интеграции в учебный процесс и общение в школьной среде. Подход к обучению каждого ребенка определяется типом школы, которая наиболее подходит его уровню познавательных и речевых способностей, а также навыкам взаимодействия с окружающими. В процессе коррекционной работы ориентиры могут корректироваться в зависимости от прогресса и развития ребенка.
Когда педагогическая и родительская поддержка организована должным образом, дефициты в развитии могут быть полностью или значительно преодолены. В некоторых случаях дети достигают необходимого уровня развития к моменту завершения коррекционной группы и после повторной оценки комиссией ПМПК могут перейти в обычный класс. В других ситуациях дети продолжают обучение в массовой школе, но в классе с коррекционно-развивающей программой, по окончании которого они повторно обследуются комиссией.
Иногда у ребенка, прошедшего начальную школа по коррекционно-развивающей программе, сохраняется выраженное недоразвитие психических функций, что часто наблюдается при серьезных задержках развития, усложненных неврологическими проблемами. Такие дети не способны усвоить программу массовой школы.
Как подготовить ребенка, имеющего задержку психического развития к школе?
Для успешной социализации и адаптации ребенка в школьной среде важно развивать навыки сотрудничества и совместной деятельности. Это включает в себя умение работать в группах, слушать и учитывать мнения сверстников, а также развивать способности к компромиссу и разрешению конфликтов. Участие в совместных играх и проектах способствует формированию чувства ответственности за общие результаты, что, в свою очередь, способствует укреплению уверенности в своих силах.
Кроме того, необходимо целенаправленно развивать у ребенка организованность и ответственность. Это включает в себя навыки планирования и контроля за выполнением поставленных задач. Умение управлять своим временем и ресурсами позволит ребенку успешно адаптироваться к требованиям школьной программы и стать более самостоятельным в учебной деятельности.
Не менее важным является формирование у детей позитивного отношения к обучению. Совместная работа с педагогами должна способствовать созданию комфортной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя ценным и нужным участником процесса. Это создаст прочный фундамент для будущих достижений и успешной социализации в школьной жизни.
Таким образом, важно создать атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. В процессе обучения необходимо использовать игровые элементы, что поможет удерживать интерес и внимание. Применение игровых методик позволит ребенку не только осваивать новые знания и навыки, но и развивать способность к взаимодействию с окружающими, что крайне важно для социализации. Например, можно организовать ролевые игры, в которых детям предстоит выполнять различные задания, что способствует развитию коммуникационных способностей и логического мышления.
Кроме того, при проведении практических занятий важно акцентировать внимание на положительном результате. Поддержка и похвала от взрослого помогут ребенку чувствовать свои достижения и укрепят мотивацию к дальнейшему обучению. Стимулирование интереса к учебной деятельности может быть достигнуто через разнообразные формы работы, например, использование технологических средств или создание совместных проектов, где ребенок будет видеть непосредственный результат своих усилий.
Не менее важным является развитие навыков самообслуживания и опрятности, которые являются основой для формирования независимости. Постепенное вовлечение ребенка в бытовые задачи, такие как уборка игрушек или подготовка к занятиям, позволит ему освоить необходимые навыки и почувствовать ответственность за свои действия. Важно помнить, что каждый шаг должен быть уверенным, и процесс должен быть организованным, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией или заданиями.
Важно также развивать у ребёнка навыки самоанализа, которые помогут ему в будущем более эффективно справляться с задачами. Для этого можно использовать методы, которые способствуют глубокой рефлексии: например, предложить ребёнку вести дневник, в котором он будет записывать, что получилось, а что нет, и почему. Это не только улучшит его способность к самооценке, но и укрепит навык выражения мыслей в письменной форме.
Также полезно проводить игры, в которых требуется обсуждение процесса выполнения заданий. Например, можно организовать ролевые игры, где ребёнок будет выступать в роли «учителя», объясняя своему «ученику» правила выполнения задания. Это не только способствует усвоению материала, но и развивает коммуникационные навыки.
Не забывайте, что похвала и поддержка играют важную роль в этом процессе. Когда ребёнок начинает показывать положительные результаты в самоконтроле, важно отмечать его успехи, что будет мотивировать его двигаться дальше. Постепенно, с ростом уверенности, он станет способен самостоятельно анализировать и корректировать своё поведение и действия, что значительно улучшит его учебный процесс и общее развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.