Богданова С. Н. ,
учитель начальных классов
МОУ ООШ №21
г. Оленегорска, Мурманской области
«Пути взаимодействия школы и семьи»
Как появилось слово "семья"?
Как появилось слово "семья"? Когда-то о нем не слыхала земля... Hо Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: - Я. - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: - Я. |
- Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все так же ответила: - Я. - Кто платье сошьет, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? Ответь на вопросы, подруга моя! - Я... Я... - Тихо молвила Ева, - Я... Я... Сказала она знаменитых семь "Я". Вот так на земле появилась семья.
|
Семья занимает первое и главное место в системе воспитания. Все начала от семьи. Это основа воспитания.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать материальные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?
Основной причиной слабого участия родителей в школьной жизни является недостаточное количество ясной, понятной и полезной информации. Педагогам необходимо устраивать не только личные встречи с родителями и общаться с ними телефону, но и использовать ИКТ: электронную почту и информационные странички в Интернете. Родители могут получить информацию на персональном сайте педагога и сайте школы. Общаться они могут на страничке, специально созданной, например, в Контакте (шпаргалка для родителей). Рассылки писем и информационных записок по электронной почте, СМС- сообщения, общение в режиме Он-лайн, мобильные консультации по телефону, электронные дневники помогают нам, учителям, сделать общение родителей и школы более тесным. Использованием сети Интернет и сотовой связи - это формы индивидуального общения с родителями. К ним можно так же отнести анкетирование. Анализ анкет позволяет мне:
· во-первых, поближе познакомиться с семьями своих воспитанников, с особенностями воспитания ребенка в семье, с отношениями, которые складываются у него с родителями;
· во-вторых, выстроить систему родительских собраний на предстоящий учебный год, определить наиболее актуальные темы собраний, выбрать наиболее приемлемые для родителей формы их проведения;
· в-третьих, определить потенциальную помощь, которую родители могут оказать классу и школе, привлечь их к сотрудничеству с педагогами.
Проведя анализ анкет, составляю характеристику семей класса, куда входят все сведения о родителях: (см на слайдах)
Организуя работу с коллективом родителей, провожу конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией, родительские собрания. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: медицинских работников, логопедов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН и т.д.
К групповым формам работы можно отнести презентации семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. В этом году мы начали работу над проектом « Наш выходной». В результате этой работы дети вместе с родителями рассказывают о традициях семейного отдыха.
Тесное, правильно организованное сотрудничество с семьёй позволяет выявить творческие личности среди родителей. Приглашение их на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий помогает взрослым почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. В нашем классе есть мамы, которые обладают не только творческими способностями, но и могут организовать работу с ребятами. Например, Товалович Татьяна Юрьевна, обладает литературным талантом. Вместе с дочерью Полиной уже сочинили целую серию сказок и совместно с учениками класса инсценировали «Луковую сказку, новогоднюю сказку: «Как поссорились четыре брата».
Есть мамы-рукодельницы Ровенкова Ольга Валерьевна, Вялая Татьяна Николаевна. Они проводят для детей творческие мастер-классы по изготовлению поделок. Среди родителей есть свои спортсмены – Атанова Оксана Назаровна, Медведев Яков Викторович. Они участвуют во всех коллективных спортивных соревнованиях («Папа, мама, я – спортивная семья»), с удовольствием берут на себя роль строгих, но справедливых судей. Мама-воспитатель Назарова Ольга Николаевна помогла организовать цикл мероприятий на своём рабочем месте: «Этикетные формы поведения», «Огонь – нам друг или враг?»
Родители оказывают помощь и в организации культурно-досуговой деятельности: совместные праздники, подготовка концертов, участие в конкурсах, экскурсионные поездки, организации ярмарок семейных поделок. Важно, чтобы помощь каждого была замечена, и чтобы каждый мог посильно помочь. Обязательно после проведения мероприятия и на каждом собрании благодарю своих помощников.
С целью вовлечения родителей в учебную работу, приглашаю их на открытые уроки, итогом которых является создание проекта. Организую совместную проектную деятельность, провожу консультации по планированию работы над проектом, по оформлению презентации, по подготовке к выступлениям. Работая над учебным проектом вместе, семья сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет.
Один из последних проектов – создание в классе «Тетради успеха». В ней дети пишут по очереди и классную и домашнюю работу, приносят её домой и показывают своим родителям. Так родители имеют возможность увидеть успехи всего классного коллектива, похвалить своего ребёнка, а если это помочь преодолеть трудности.
Закончить своё выступление хочу такими словами:
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.