Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Оценка 4.7

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
14.02.2017
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается на всех компонентах речевой системы. Важность развития связной речи велика, как для осуществления полноценного процесса коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности развития мыслительных операций. Знание закономерностей, специфики связного речевого высказывания позволяет логопеду проводить наиболее эффективную коррекционную работу в данном направлении. Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития.
Специфика формирования связной речи у детей с ОНР.doc
Специфика формирования связной речи у детей с ОНР. Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается   на   всех   компонентах   речевой   системы.   Важность   развития связной   речи   велика,   как   для   осуществления   полноценного   процесса коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности развития   мыслительных   операций.   Знание   закономерностей,   специфики связного   речевого   высказывания   позволяет   логопеду   проводить   наиболее эффективную   коррекционную   работу   в   данном   направлении.   Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития. Но нельзя не отметить специфику развития связной речи у первого и второго уровня.  Связная   речь   является   невозможной   для   детей   с   первым   уровнем речевого   развития   и   находятся   в  зачаточном   состоянии.  У  детей   имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются   мимикой   и   жестами.   Вне   ситуации   такая   речь   непонятна окружающим. Связная   речь   второго   уровня   речевого   развития   характеризуется недостаточной   передачей   некоторых   смысловых   отношений   и   может сводиться к простому «перебору» названий увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Как дети ухаживали   за   ежиком",   Аня   Г.   с   трудом   справилась   с   заданием.   Девочка смогла   составить   рассказ,   лишь   опираясь   на   подсказывающие   вопросы взрослого: «Дети мотит ёдик. Те дяли дома. Потома молёко. Он дял. Теди дедик любит» (Дети смотрит ёжика. Взяли его домой. Потом ­ молоко. Ой взял. Дети ёжик любить). Приведенный пример ярко иллюстрирует бедность детских высказываний, общую тенденцию к перечислению непосредственно воспринимаемых   предметов   и   действий.   Заметная   недостаточность   грам­ матического строя языка еще более усиливается при усложнении речевого материала или необходимости использовать  такие слова и словосочетания, которые ребенок редко употребляет в быту. У детей  с  III  уровнем ОНР отмечается  специфическое   своеобразие связной  речи.   Их   возможности   в   составлении   рассказов,   пересказов становятся выше, нежели чем у детей со вторым уровнем речевого развития. Так,   в   самостоятельной  речи   дети   уже   используют   не   только   простые распространенные   предложения,   но  иногда   ­   и   сложные,   могут   передать основное   содержание   короткого   текста.   Но,  в   то   же   время   недостаточная сформированность   связной   речи   проявляется   весьма   ярко   и   в   детских   Об   этом   свидетельствуют   трудности диалогах,   и   в   монологах. программирования   содержания   развернутых   высказываний   и   их   языкового оформления.  Характерными особенностями связной речи ребенка с III уровнем ОНР являются   нарушение   связности   и   последовательности   рассказа,   смысловые заметная пропуски   существенных   элементов   сюжетной фрагментарность   изложения,   нарушение   логико­временных   и  причинно­  линии,   следственных связей в тексте.  Указанные специфические особенности  сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его  замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста.   иллюстрирующими   затруднения   в Наряду   с   этими  ошибками, программировании   самостоятельных   высказываний,   речь   детей   характери­ зуется бедностью и однообразием используемых языковых средств. Так, рас­ сказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети, в основном, используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений часто допускаются грубые ошибки, связанные с нарушением их структуры (пропуски, перестановки членов предложения), с использованием предлогов  (например,   замена,   отсутствие   сложных  предлогов).   Часто встречается неправильно оформление связей и отношений слов внутри фразы и нарушение синтаксических связей между предложениями. В самостоятельных высказываниях   весьма   распространены   лексические   замены, говорилось ранее.  о   которых Можно говорить  об отсутствии у детей навыков  контроля   и  оценки своей  связной   речи.   Нередко   в   процессе   самостоятельного   высказывания ребенок  неоднократно возвращается к ранее  сказанному, прерывает мысль, не   может  удержать   сюжетную   линию   повествования,   сводит   рассказ   к простому   перечислению   объектов   или   их   действий.   Приведенные   ниже образцы   детской   речи  возможности детей с ОНР. иллюстрируют   изложенные   ограниченные Рассказ ­ описание игрушки. Эта масина. У ей колесы, вообще куглая. Она къютиса, едет, так  годит. Масина такая босая и на ней едет. На доёги едет, на городи едит,  везде едит. (Это машина. У ней колёсы, вообще круглая. Она крутится, едет, так гудит. Машина такая большая и на ней едет. На дороге едет, на городе едет, везде едет). Неляляска. Она с музиком, касятся. Касная, на пувкамах. Касным светом вся.  Пувкыи беныя. Газки, йотик, носик, сётка.  Она для детёв. (Неваляшка. Она с музыком, качаться. Красная, на пуговках. Красным цветом вся. Пуговки белыя. Глазки, ротик, носик, щёчка. Она для детёв). Наибольшее количество ошибок в  речи таких детей встречается при составлении   рассказов   по   картинкам,  сериям   картинок   и   пересказов (Приложение 1). Для   четвёртого   уровня   также   затруднительным   является   передача логической   последовательности,   «застревание»   на   второстепенных  деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ   с   элементами   творчества,   дети   используют,   преимущественно, короткие малоинформативные предложения. При этом рассказчику сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и проч. Приведенные ниже речевые фрагменты иллюстрируют множественные ошибки. Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко». Жили были курочка и петушок.   Он   и   заглотил   косточку   и   не   может.   А   курица   побежала   и говорит: «Дай маселца». А она не может, говорит: «Дай молока». Не дала. Побежала,   потом   говорит:   «Дай   траву».   А   он   дал   граблю.   И  петушок проглотил крошки и закричал. Пересказ рассказа Л. Толстого «Два товарища». Шли два товарища. А тут на  них прыгнул медведь. Этот влез на дерево, а этот ­ как умер. И медведь не съел. Только в него смотрел. И не съел. А на ухо сказал. Он сказал, что тот плохой. Потому что убежали плохие все (23). Таким   образом   специфичность   развития   связного   речевого высказывания   у   детей   с   ОНР   определяет   необходимость   особого коррекционного   подхода. специальной   О   необходимости   систематической   работы   по   формированию   детей   навыков   связных высказываний   свидетельствует   и   данные   изучения   состояния   связной речи   учащихся   младших   классов   коррекционной   школы   для   детей   с нарушениями   речи.   К   началу   школьного   обучения   уровень сформированности   лексико­грамматических   средств   языка   у   них значительно отстаёт от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь   у   младших   школьников   долгое   время   остаётся   несовершенной, отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, лексико­грамматическом структурировании высказываний, нарушение   связности   и   последовательности   изложения   (Воробьёва В.К.,   Спирова   Л.Ф.,   Бабина   Г.В.   и   др.).   Это   создаёт   детям дополнительные   трудности   в   процессе   обучения.  Все   это   определяет особую   формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.   изучения   важность вопросов   целенаправленного

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."

Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017