Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
14.02.2017
Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается на всех компонентах речевой системы. Важность развития связной речи велика, как для осуществления полноценного процесса коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности развития мыслительных операций. Знание закономерностей, специфики связного речевого высказывания позволяет логопеду проводить наиболее эффективную коррекционную работу в данном направлении. Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития.
Специфика формирования связной речи у детей с ОНР.doc
Специфика формирования связной речи у детей с ОНР. Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР
сказывается на всех компонентах речевой системы. Важность развития
связной речи велика, как для осуществления полноценного процесса
коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности
развития мыслительных операций. Знание закономерностей, специфики
связного речевого высказывания позволяет логопеду проводить наиболее
эффективную коррекционную работу в данном направлении. Поэтому
хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной
речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более
распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития.
Но нельзя не отметить специфику развития связной речи у первого и
второго уровня.
Связная речь является невозможной для детей с первым уровнем
речевого развития и находятся в зачаточном состоянии. У детей имеются
отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и
сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь непонятна
окружающим.
Связная речь второго уровня речевого развития характеризуется
недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может
сводиться к простому «перебору» названий увиденных событий и предметов.
Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Как дети
ухаживали за ежиком", Аня Г. с трудом справилась с заданием. Девочка
смогла составить рассказ, лишь опираясь на подсказывающие вопросы
взрослого: «Дети мотит ёдик. Те дяли дома. Потома молёко. Он дял. Теди
дедик любит» (Дети смотрит ёжика. Взяли его домой. Потом молоко. Ой
взял. Дети ёжик любить). Приведенный пример ярко иллюстрирует бедность
детских высказываний, общую тенденцию к перечислению непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Заметная недостаточность грам
матического строя языка еще более усиливается при усложнении речевого
материала или необходимости использовать такие слова и словосочетания,
которые ребенок редко употребляет в быту.
У детей с III уровнем ОНР отмечается специфическое своеобразие
связной речи. Их возможности в составлении рассказов, пересказов
становятся выше, нежели чем у детей со вторым уровнем речевого развития.
Так, в самостоятельной речи дети уже используют не только простые
распространенные предложения, но иногда и сложные, могут передать
основное содержание короткого текста. Но, в то же время недостаточная
сформированность связной речи проявляется весьма ярко и в детских
Об этом свидетельствуют трудности
диалогах,
и в монологах.
программирования содержания развернутых высказываний и их языкового
оформления.
Характерными особенностями связной речи ребенка с III уровнем ОНР
являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые
заметная
пропуски существенных элементов сюжетной
фрагментарность изложения, нарушение логиковременных и причинно
линии,
следственных связей в тексте.
Указанные специфические особенности сопряжены с низкой степенью
самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением
выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между
ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста.
иллюстрирующими затруднения в
Наряду с этими
ошибками,
программировании самостоятельных высказываний, речь детей характери
зуется бедностью и однообразием используемых языковых средств. Так, рас
сказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети, в
основном, используют короткие, малоинформативные фразы. При построении
предложений часто допускаются грубые ошибки, связанные с нарушением их структуры (пропуски, перестановки членов предложения), с использованием
предлогов (например, замена, отсутствие сложных предлогов). Часто
встречается неправильно оформление связей и отношений слов внутри фразы и
нарушение синтаксических связей между предложениями. В самостоятельных
высказываниях весьма распространены лексические замены,
говорилось ранее.
о которых
Можно говорить об отсутствии у детей навыков контроля и оценки
своей связной речи. Нередко в процессе самостоятельного высказывания
ребенок неоднократно возвращается к ранее сказанному, прерывает мысль,
не может удержать сюжетную линию повествования, сводит рассказ к
простому перечислению объектов или их действий. Приведенные ниже
образцы детской речи
возможности детей с ОНР.
иллюстрируют изложенные ограниченные
Рассказ описание игрушки.
Эта масина. У ей колесы, вообще куглая. Она къютиса, едет, так
годит. Масина такая босая и на ней едет. На доёги едет, на городи едит,
везде едит.
(Это машина. У ней колёсы, вообще круглая. Она крутится, едет, так
гудит. Машина такая большая и на ней едет. На дороге едет, на городе едет,
везде едет).
Неляляска. Она с музиком, касятся. Касная, на пувкамах. Касным
светом вся. Пувкыи беныя. Газки, йотик, носик, сётка. Она для детёв.
(Неваляшка. Она с музыком, качаться. Красная, на пуговках. Красным цветом
вся. Пуговки белыя. Глазки, ротик, носик, щёчка. Она для детёв).
Наибольшее количество ошибок в речи таких детей встречается при
составлении рассказов по картинкам, сериям картинок и пересказов
(Приложение 1). Для четвёртого уровня также затруднительным является передача
логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях
сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов
по нескольку раз и т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя
рассказ с элементами творчества, дети используют, преимущественно,
короткие малоинформативные предложения. При этом рассказчику сложно
переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный
сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и проч. Приведенные
ниже речевые фрагменты иллюстрируют множественные ошибки.
Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко». Жили были курочка и
петушок. Он и заглотил косточку и не может. А курица побежала и
говорит: «Дай маселца». А она не может, говорит: «Дай молока». Не дала.
Побежала, потом говорит: «Дай траву». А он дал граблю. И петушок
проглотил крошки и закричал.
Пересказ рассказа Л. Толстого «Два товарища». Шли два товарища. А
тут на них прыгнул медведь. Этот влез на дерево, а этот как умер. И
медведь не съел. Только в него смотрел. И не съел. А на ухо сказал. Он сказал,
что тот плохой. Потому что убежали плохие все (23).
Таким образом специфичность развития связного речевого
высказывания у детей с ОНР определяет необходимость особого
коррекционного подхода.
специальной
О необходимости
систематической работы по формированию детей навыков связных
высказываний свидетельствует и данные изучения состояния связной
речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей с
нарушениями речи.
К началу школьного обучения уровень
сформированности лексикограмматических средств языка у них
значительно отстаёт от нормы. Самостоятельная связная контекстная
речь у младших школьников долгое время остаётся несовершенной,
отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, лексикограмматическом структурировании высказываний,
нарушение связности и последовательности изложения (Воробьёва
В.К., Спирова Л.Ф., Бабина Г.В. и др.). Это создаёт детям
дополнительные трудности в процессе обучения. Все это определяет
особую
формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
изучения
важность
вопросов
целенаправленного
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Сообщение на тему: "Специфика формирования связной речи у детей с ОНР."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.