Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Иконка файла материала Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.doc
Соотношение физиологических и психических процессов и явлений. Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому   человеку.   Она   представлена   ему   в   виде   собственных   ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов,   мотивов,   потребностей,   эмоций,   чувств   и   многого   другого. Основные   психические   явления   мы   непосредственно   можем   обнаружить   у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке.   Первоначально   он   относился   к   особой   науке,   которая   занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые   каждый   человек   легко   обнаруживает   в   собственном   сознании   в результате   самонаблюдения.   Позднее,   в   17­19вв.,   сфера   исследований психологов   значительно   расширилась,   включив   в   себя   неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В   20   столетии   психологические   исследования   вышли   за   рамки   тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи   название   «психология»   отчасти   утратило   свой   первоначальный   б достаточно   узкий   смысл,   когда   оно   относилось   только   к   субъективным, непосредственно   воспринимаемым   и   переживаемым   человеком   явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. Предметом   изучения   психологии   прежде   всего   является   психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число   потребности,   мотивы,   цели,   интересы,   волю,   чувства   и   эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения   своих   материальных,   духовных   и   иных   потребностей, совершает   определенные   поступки.   Для   того   чтобы   понять   и   объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того,как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и   общение).   Общение   и   деятельность   также   поэтому   составляют   предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. Процессы          Состояния          Свойства  Индивидуальные                   Групповые      Внутренние                         Внешние    (психические)                   (поведенческие)    Рис1.Общие понятия, с помощью которых описываются    явления, изучаемые в психологии.(Р.С.Немов. «Общие     основы психологии»,Москва «Владос»,1994г., стр9.) Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях ­больших и малых группах, коллективах. На рис.1 представлены в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.