Сопряжение тьюторского сопровождения и деятельности педагога
в условиях массовой школы.
Харина Любовь Петровна
учитель начальных классов
МОУ «Школа – гимназия № 37
города Волжского Волгоградской области»
Исходной точкой в моей работе стали слова Я. Корчака «Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…»
Начиная работу в качестве классного руководителя с тьюторской позицией мною, были определены цели и задачи.
Цель работы:
-сопровождение процесса освоения учащимися новых способов деятельности;
-сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
Задачи:
-помочь детям осознать свои образовательные перспективы;
-создать условия для осознанного и ответственного выбора познавательного интереса;
-помочь учащемуся оформить заказ к обучению через составление индивидуального образовательного поля.
Принимая участие в работе творческой лаборатории, мы пытались разделить позиции классного руководителя и тьютора. В результате пришли к следующему выводу:
Сопряжение функций
Классный руководитель |
Тьюторская позиция |
1.Выполнение заданий завуча. |
1.Работа на образовательный заказ родителя и ребёнка. |
2.Усиление позиции учителя. |
2.Поддержка ученика. |
3.Меры, чтобы дети не мешали учебному процессу. |
3.Анализ ситуации и решение проблем вместе с детьми. |
4.Волнует хорошая успеваемость. |
4.Инициирование образовательных потребностей учащихся и включение в ИОП. |
5.Предъявляет требования, начальствуя над детьми. |
5.Помощь ребёнку в выстраивании отношений с окружающими, т.е. партнёры в отношениях. |
Одним из самых актуальных в организации сегодняшнего образовательно-воспитательного процесса является учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка, уровня подготовленности и условий жизни. Поэтому, первый (диагностический) этап показался мне очень важным. Соответственно, чтобы «разным реализовать свою разность», необходимо изучить индивидуальные особенности каждого ребёнка в классе. Получить и изучить данные родителей, психологического обследования каждого ученика и дополнить их педагогическими наблюдениями. Сформировать педагогические характеристики, отражающие состояние их речи, внимания, памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы, уровня воспитанности. Все эти данные необходимы для составления индивидуального образовательного поля учащихся и учителям предметникам для создания ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности. Вся эта информация объединяется в «Сводную педагогическую карту учащихся класса».
Ещё одним важным моментом, я считаю, промежуточную диагностику. Намеченные программы ближайшего развития всегда требуют тщательного анализа и корректировки (коррекция индивидуальных недостатков личности, изменение зон ближайшего развития, коррекция взаимодействия с семьёй и ребёнком самого педагога и т.д.).
Важным фактором своей работы считаю взаимодействие семьи и школы. Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Чтобы создать пространство выбора – «избыточную» образовательную среду я использовала проект «Моя семья – моё богатство».
Цель: систематизировать сведения о своей семье, развивать интерес к семейным увлечениям, способствовать развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи и своих одноклассников, способствовать объединению школы, детей и их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя семья – моё богатство», преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями.
На первом родительском собрании, когда я презентовала данный проект, реакция родителей была разной, но, в основном, положительной. Предложила родителям и детям разделить весь учебный год на семейные декады. Каждая семья в свою десятидневку презентует себя, свои традиции и интересы. В этот же период семья организует любое мероприятие с классом. По окончании всех десятидневок проводится большое совместное мероприятие по подведению итогов нашей деятельности с отслеживанием результатов нашего «роста».
Этот проект позволяет мне осуществлять тьюторское сопровождение всей семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.