Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах
Оценка 4.7

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Оценка 4.7
Конкурсы
doc
физическая культура +1
Все классы
22.06.2017
Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах
Как сделать так, чтобы младшие ребята не боялись состязаться со старшими, а у старших было достаточно мотивации для соперничества с младшими? Именно эти вопросы побудили к разработке данных соревнований. Они могут проводиться не только в малокомплектных школах, но также и в частных школах, небольших детских оздоровительных лагерях. Да и в больших школах тоже можно проводить подобные соревнования для учащихся разных возрастов.Как сделать так, чтобы младшие ребята не боялись состязаться со старшими, а у старших было достаточно мотивации для соперничества с младшими? Именно эти вопросы побудили к разработке данных соревнований. Они могут проводиться не только в малокомплектных школах, но также и в частных школах, небольших детских оздоровительных лагерях. Да и в больших школах тоже можно проводить подобные соревнования для учащихся разных возрастов.
Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах.doc
Алексей Машковцев, учитель физической культуры, АНО «Школа «Премьер», г. Москва Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной школе Легкая  атлетика является самым доступным  видом спорта. Не случайно поэтому, что  в  программе   по  физическому   воспитанию  ей  отводится  больше всего времени. Большинство учебного материала можно изучать на улице, на школьной спортивной площадке или даже во дворе. Огромен   и   интерес   у   детей   к   легкой   атлетике.   Но   связан   он   в   первую очередь со спортивной стороной освоения этого вида спорта. Ребятами движет желание   посоревноваться   друг   с   другом   в   беге   на   различные   дистанции,   в прыжках в длину и в высоту, в метании и т. д. Поэтому часто можно видеть во дворах,   как   дети   сами   устраивают   себе   состязания   в   скорости,   метании, прыжках. В школах также проводятся соревнования по легкой атлетике для детей разных классов или возрастных групп. Как правило, состязания эти являются самыми массовыми, так как упражнения несложные, уже достаточно освоены ребятами на уроках. Однако налицо тенденция к уменьшению числа участников соревнований   от   младших   классов   к   старшим.   И   мы   не   будем   сейчас анализировать   все   причины,   а   остановимся   на   одной   из   них,   подсказанной, кстати,   самими   учащимися.   На   вопрос:   "Почему   ты   не   участвовал   в соревнованиях по легкой атлетике?" – один из учеников ответил так: "А что там участвовать? Я и так знаю, кто и где победит. Вот этот мальчик выиграет бег на короткую   дистанцию.   Он   у   нас   самый   быстрый   в   классе.   Его   еще   никто   не обогнал   на   30   метров.   А   этот   парнишка   дальше   всех   метнет.   Неважно,   что метать.   А   эта   девочка   всех   обгонит   в   кроссе.   Она   уже   несколько   лет   в спортивной   школе   занимается».   И   действительно,   как­то   неинтересно получается, когда все победители заранее известны. И есть большая доля правды в   словах   этого   ученика.   Ведь   школьный   коллектив   учащихся   (класс),   как правило, не меняется. Из класса в класс дети переходят единым коллективом, и многие   учатся   так   на   протяжении   11   лет.   Лишь   иногда   в   класс   приходят "новенькие",   да   уходит   кто­нибудь   из   "стареньких".   Конечно,   проучившись несколько лет вместе, дети знают все лучшие и не только лучшие качества своих одноклассников. Так   что   же   получается,   что   соревнования   внутри   классов   не   нужны? Конечно,   нужны.   Именно   на   соревнованиях   и   закрепляется   пройденный 1 материал, отрабатываются ранее изученные навыки, осуществляется подготовка ребят к дальнейшим стартам. Но вот как, например, проводить соревнования в малокомплектных школах, где в классах­то всего по 6–8 человек? И победители, и призеры, как правило, известны заранее. Тогда подумали, что неплохо было бы провести соревнования для всей школы (а это уже почти сотня участников). Но как сделать так, чтобы младшие ребята не боялись состязаться со старшими, а у старших было достаточно мотивации для соперничества с младшими? Именно эти   вопросы   побудили   нас   к   разработке   данных   соревнований.   Они   могут проводиться   не   только   в   малокомплектных   школах,   но   также   и   в   частных школах, небольших детских оздоровительных лагерях. Да и в больших школах тоже можно проводить подобные соревнования для учащихся разных возрастов. Соревнования по легкой атлетике проводятся для учащихся 1–4­х и 5–11­х классов отдельно. Нецелесообразно проводить соревнования первоклассников и одиннадцатиклассников одновременно. Это может негативно сказаться как на одних,   так   и   на   других.   А   вот   подобный   вариант   деления   на   две   большие возрастные   группы   позволяет   сделать   соревнования   более   комфортными   для ребят и в то же время выявить чемпионов начальной и основной школы. В нашей разработке мы будем опираться на старшую возрастную группу (с 5­го класса по 11­й).   Однако   все   предложенные   варианты   были   успешно   опробованы   и   в начальной школе. В   основе   всех   видов   соревнований   лежит   правило   соблюдения   форы (гандикапа) более младшим классам. У учащихся 11­го класса фора отсутствует, а  у   остальных   она   постепенно   нарастает   от   класса   к   классу,   как   правило,   в арифметической   прогрессии.   Рассмотрим   это   на   примерах   соревнований   по отдельным видам состязаний. Спринт. Бег на 30 метров Длина дистанции – 30 метров, так как она является спринтерской для всех возрастных   групп.   Хотя   30   метров   будут   пробегать   лишь   самые   старшие участники. Для соревнований необходимо, чтобы было 2 беговые дорожки. Финишная линия для всех участников одна, а вот линия старта различна. Старт старших ребят (например, 11­го класса) в 30 метрах от финиша. Для 10­ классников стартовая линия чертится на 1 метр ближе к финишу, и их длина дистанции,   таким   образом,   составит   29   метров.   Для   учеников   9­го   класса проводится еще одна линия на 1 метр ближе к финишу, для восьмиклассников – еще на метр ближе и т.д. Суть состязаний состоит в том, что старшеклассники должны   ликвидировать   эту   фору,   а   младшие   –   суметь   убежать   от преследователя. Соревнования проводятся в два этапа: квалификационный и финальный. 2 На   квалификационном   этапе   участники   пробегают   свою   дистанцию   по одному (каждый участник стартует от той линии старта, классу которого она соответствует).   Главное   в   первом   этапе   –   показать   наилучший   результат. Главный соперник – секундомер. Результаты учитываются с точностью до сотых долей секунды. Во второй этап выходят ребята, показавшие лучшие 8, 16 или 32 результата (в зависимости от числа участников). Второй   этап   –   забеги   с   выбыванием.   Это   наиболее   зрелищная   часть соревнований. На этом этапе время спортсменов можно вообще не учитывать. Главное – обогнать своего соперника, так как проигравший в забеге выбывает, а победитель   продолжит   соревнования   дальше.   Так   же,   как   и   на   предыдущем этапе,   все   участники   принимают   старт   от   линий   своих   классов.   Вполне возможно,   что   в   одном   забеге   примут   старт   пятиклассник   и одиннадцатиклассник. Главное  – быть первым  на финише. Старшие  – в роли догоняющих, младшие – в роли убегающих. Принцип комплектования пар сродни многим соревнованиям с "посевом" участников.   Спортсмен,   показавший   лучшее   время   в   квалификации,   примет старт   со   спортсменом,   занявшим   последнее   место,   2­й   будет   состязаться   с предпоследним и т. д. Сетка посева на 16 участников приведена на рисунке 1. Рисунок 1. Сетка с «посевом» на 16 участников 1/8 финала¼ финалаПолуфиналФиналЧемпион 1 16 9 8 5 12 13 4 3 3 14 11 6 7 10 15 2  III место На   стадии   полуфиналов   (когда   останется   всего   четыре   спортсмена) проигравшие   свои   забеги   не   выбывают   из   борьбы,   а   в   утешительном   финале соревнуются между собой за 3­е место. Победители полуфиналов в забеге между собой   определяют   победителя   соревнований.   Не   удивляйтесь,   если   ребенок, имеющий   лучший   результат   в   школе   в   спринтерском   беге,   не   сможет   стать победителем этих соревнований. Зато сами состязания до последнего мгновения будут держать в напряжении всех участников и зрителей. Прыжки в длину с разбега Перед   соревнованиями   нужно   хорошо   подготовить   место   разбега   и особенно   яму   приземления.   Яму   нужно   перекопать   и   разрыхлить   граблями, очистить от крупных и мелких камней. В метре от ямы приземления рисуется линия отталкивания для учащихся 5­ го класса. Еще через  30 сантиметров – линия для 6­го класса, еще через  30 сантиметров – для 7­го и так далее. Сбоку от линии можно нарисовать цифру класса для удобства участников. Судья на линии заступа следит за соблюдением отталкивания от нужной линии. 4 Каждый   спортсмен   выполняет   по   три   попытки.   При   этом   результат измеряется   следующим   образом.   Начало   измерения   –   последняя   точка приземления   участника,   а   конец   измерения   –   линия   отталкивания старшеклассников.   Это   делается   для   удобства   обработки   результатов. Например,   десятиклассник   совершил   прыжок   на   4   метра.   Но   в   итоговый протокол   будет   занесен   результат   –   430   сантиметров.   Пятикласснику   же, прыгнувшему на 3 метра, объявят результат 4 метра 80 сантиметров (300 + 180 (6   лет   разницы   с   одиннадцатиклассниками   по   30 см)).   На   первый   взгляд существует несоответствие результатов с реальными показателями. Но, с другой стороны, так ли нам это важно? Мы же не собираемся присваивать спортивные разряды на этих соревнованиях, хотя при желании можем высчитать и реальную длину прыжка каждого участника. Для   большей   зрелищности   состязания   можно   провести   финальную   часть соревнования, в которую выйдут 8 лучших прыгунов – им будет предоставлено еще по три попытки. Примечание:   при   проведении   соревнований   для   девочек   фора   каждому младшему классу составит 20 сантиметров. Прыжок в длину с места Организация соревнований по прыжкам в длину с места такая же, как и с разбега. Младшие   участники   будут   выполнять   прыжки   непосредственно   от   ямы приземления. Фора каждому младшему классу – 15 сантиметров у мальчиков и 10   сантиметров   у   девочек.   Результаты   измеряются   от   последней   точки приземления до линии отталкивания старшеклассников. Бег на длинную дистанцию Для   учащихся   старшей   возрастной   группы   (5–11­е   классы)   это   будет дистанция 1000 метров, для младшей возрастной группы (1–4­е классы) – 500 метров. В   этих   соревнованиях   гандикап   (фора)   между   классами   измеряется временем  старта.  Пятиклассники   принимают  старт   первыми,  через 10  секунд принимают старт шестиклассники, еще через 10 секунд – семиклассники и т.д. Побеждает тот, кто будет первым на финише. В   соревнованиях   среди   девочек   гандикап   между   отрядами   составляет   5 секунд. Если   есть   необходимость   определить   чистое   время   участников,   то   не 5 составит особого труда вычесть из времени финиша гандикап от самых младших участников. Но на распределение мест это влиять не будет. Если   число   участников   велико,   то   следует   провести   несколько   забегов. Победитель будет определен по лучшему времени. Важно помнить, что если в забеге не принимают участия школьники младших классов, то старшие ребята все  равно   примут   старт  через   определенное   форой  время   с  момента   запуска секундомера. Эстафета Это,  безусловно,  самый   зрелищный   вид   программы.  Причем   длина   этапа может быть любой. Важно только, чтобы: 1) все этапы имели одинаковую длину; 2) количество этапов одинаково было для всех команд; 3)   участники   соревнований   уже   должны   были   пробегать   эту   дистанцию раньше (на уроках, соревнованиях внутри классов) и имели на ней результат. Именно   эти   результаты   и   лягут   в   основу   вычислений   гандикапа   между классами.   Например,   проведем   эстафету   41000   метров   у   мальчиков.   На контрольных уроках в 10­ом классе четыре лучших бегуна показали одинаковый результат – 3 мин. 30 сек. Таким образом, сумма четырех лучших результатов класса – 14 минут ровно. В 11­м классе на уроке два ученика пробежали 1000 метров за 3 мин. 10 сек., а третий и четвертый результат в классе – 3 мин. 20 сек. Таким образом, сумма лучшей четверки бегунов 11­го класса – 13 минут ровно. Это   значит,  что   в   общешкольной   эстафете  11­й  класс   примет   старт   на   одну минуту позже десятиклассников. Подобным же образом рассчитывается фора и с другими классами. При формировании стартового листа можно также учесть и реальный состав команд. В таком случае при подсчете нужно использовать результаты только тех бегунов, которые будут принимать участие в эстафете. Не всегда получается так, что старшеклассники принимают старт последними. Если среди учащихся младших классов школы есть хорошие бегуны, то тогда уже они выступят в роли догоняющих. Подобная система проведения соревнований позволяет  учесть и это. Кроме того, эстафету можно проводить как отдельно среди мальчиков и девочек, так и комбинированном виде. Скажем, 2 этапа мальчиков и 2 этапа девочек.   В   таком   случае   при   расчете   нужно   использовать   ранее   показанные результаты   двух   мальчиков   и   двух   девочек   класса,   причем   лучше   тех,   кто действительно примет участие в эстафете. 6 Метание мяча В соревновании по метанию лучше использовать 150­граммовый мяч, так как этот снаряд подходит для всех. Как и в соревнованиях по прыжкам, для классов будут различными линии метания. Фора каждому более младшему классу – 3 метра. В соревнованиях девочек   гандикап   между   классами   –   2   метра.   Естественно,   что   чем   старше ребята, то тем дальше расположена их линия метания. Результат   в   метании   измеряется   от   точки   приземления   мяча   до   линии метания старшеклассников. Так   же,   как   и   в   прыжках,   соревнования   можно   провести   в   два   этапа. Сначала все участники выполняют по три попытки, а затем восемь сильнейших выполнят   еще   три   попытки   в   финальных   состязаниях.   Причем   результаты, показанные на предварительном этапе, учитываются. Прыжок в высоту Этот вид программы по легкой атлетике всегда вызывал много споров при оценивании   у   учителей   физкультуры.   Не   правда   ли,   Вам   тоже   приходилось слышать от учеников невысокого роста, не справившихся с зачетной высотой: "Вон он (одноклассник) какой высокий... Ему и прыгать­то не надо, а мне эту высоту   никогда   не   преодолеть".   Как   правило,   в   таких   случаях   учитель   идет навстречу   ученикам   невысокого   роста,   проявляющим   свой   характер   и старающимся показать лучший для себя результат. В  соревнованиях   по   прыжкам   в  высоту   мы   постарались   учесть  и  это.  В данном виде состязаний фора между участниками распределяется в зависимости не от того, в каком классе учится ученик, а от роста участника соревнований. В соревнованиях, проводимых обычным способом, вначале устанавливается определенная высота, и все участники друг за другом преодолевают ее, затратив на это не более трех попыток. Затем устанавливается следующая высота и так до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Эта модель соревнования является удобной для учителя и судей состязаний. В наших соревнованиях наоборот. Все сделано для удобства участников и зрителей. И очень неудобно для судей, потому что каждому участнику нужно устанавливать свою высоту. Но попробуйте, и Вы убедитесь, что это того стоит. Перед началом соревнований у всех участников измеряют рост. Состязания начинаются на высоте, равной 100 см от роста. И понятно, что для ребенка, чей рост 140 сантиметров, эта высота составит всего 40 см; а для старшеклассника с ростом 185 см это уже будет высота 85 см. Также дается три попытки на каждую 7 высоту. Следующая высота – 90 см, затем – 80, – 70, – 60, – 50 см. Затем высоту можно повышать через 5 или даже 3 см. И так до выявления победителя. Очень часто в таких соревнованиях за победу борются младшие со старшими, и каждый раз   исход   борьбы   непредсказуем.   В   этом   и   заключается   прелесть   таких состязаний. А как болеют за своих ребят одноклассники... Конечно,   соревнования,   проводимые   таким   способом,   занимают   больше времени на подготовку каждой высоты для участников. Поэтому рекомендуем вначале   провести   подобные   состязания   внутри   классов,   а   уже   затем   по   2–3 сильнейших прыгуна от класса выходят в финал общешкольных соревнований. Соревнования   проводятся   отдельно   среди   мальчиков   и   среди   девочек. Паузы   между   прыжками   можно   заполнить   выступлениями   групп   поддержки, комментариями, конкурсами, музыкальными паузами и т.п. Легкоатлетическое многоборье Многоборье   –   комплексный   вид   соревнований.   Что   включить   в   его программу   –   решать   вам.   Конечно   же,   многоборье   должно   показывать многостороннюю   подготовку   легкоатлетов.   Поэтому   целесообразно,   чтобы   в программе состязаний был бег на короткую и длинную дистанции, метание и один или два вида прыжков. Перегружать соревнования многоборцев большим количеством испытаний не стоит. Желательно, чтобы соревнования проходили в один или два дня. Основной принцип соревнований по многоборью состоит в том, что одни и те   же  спортсмены   участвуют   во   всех   видах   программы.   Как   же   определять сильнейших спортсменов в многоборье? 1. По   наименьшей   сумме   мест.   Самый   простой   способ   выявления победителя. По итогам отдельных состязаний участники занимают определенные места. Эти места суммируются, и в многоборье побеждает тот, у кого эта сумма –   наименьшая.   В   случае   равенства   мест   у   двух   и   более   спортсменов преимущество   получает   тот,   у   кого   больше   первых   мест,   затем   –     вторых, третьих и т.д. 2. По сумме очков. Победитель многоборья в таком случае определяется по наибольшей сумме очков, набранных в различных видах состязаний. В случае равенства очков у двух и более участников преимущество получает тот, кто зарабатывал большее количество очков на отдельных этапах многоборья. Очки в отдельных видах программы могут начисляться следующим образом. 2.1. Без   присуждения   бонусных   очков.   В   основе   этой   системы   лежит принцип "Сколько участников – столько и очков". Например, если в метании приняло   участие   30   человек,   то   победитель   этого   вида   получит   30   очков, 8 спортсмен, занявший 2­е место, – 29, 3­е – 28 и т.д. За последнее место участник получает 1 очко. 2.2. С   начислением   бонусных   очков.   В  отличие   от   предыдущей   системы, предлагается   за   призовые   места   в   каждом   виде   присваивать   участникам   еще дополнительные (бонусные) очки. В нашем случае с 30 участниками это может быть следующий вариант: 1­е место – 35 очков (30 + 5 дополнительных), 2­е место   –   32   очка   (29   +   3   дополнительных),   3­е   место   –   29   очков   (28   +   1 дополнительное), 4­е место – 27, 5­е – 26 и так далее, как и в предыдущем варианте.   Систему   начисления   очков   и   бонусы   можно   составить   самим   или вместе с детьми. 2.3.   Разработка   оценочной   таблицы   результатов.   Это   самый   трудоемкий вариант.   Суть   его   сводится   к   тому,   что   еще   до   соревнований   создается специальная   таблица   результатов   по   отдельным   видам   многоборья.   В   этой таблице   каждому   результату   будет   соответствовать   определенное   количество очков. Эту таблицу также можно разработать самому или вместе с детьми. Например,   в   беге   на   1000   метров   у   мальчиков   результату   3.00   будет соответствовать 100 очков, 3.02 – 99 очков, 3.04 – 98 очков и т.д. Такая система выгодна ребятам, которые имеют высокие результаты в одном или нескольких видах многоборья. Рекомендации: 1. В   нашей   разработке   при   проведении   соревнований   с   детьми   разного возраста лежит принцип форы между классами. Более правильно, конечно, за основу взять не класс, а возраст детей. Обычно в одном классе есть учащиеся как старше, так и младше остальных ребят. Поэтому при проведении соревнований будет лучше учитывать и этот фактор. 2. Кроме   того,   следует   учитывать   при   вычислении   гандикапа   между участниками   так   называемые   сенситивные   периоды   в   развитии   тех   или   иных физических   качеств.   В   нашей   разработке   одинаковая   фора   для   участников обусловлена лишь простотой в объяснении детям и удобством в вычислениях. 3. Разработанная   нами   система   гандикапа   основана   лишь   на   собственном опыте и не может быть рекомендована абсолютно всем. Даже за наш 9­летний опыт работы в этом направлении не один раз изменялись принцип вычисления форы между классами. Меняется время, меняемся мы, меняются дети. Нельзя стоять  на  месте. Нужно быть в  постоянном  поиске  новых  форм, интересных детям. А не ошибается лишь только тот, кто ничего не делает. 9

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах

Соревнования по легкой атлетике в малокомплектных школах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017