Разработка урока по русскому языку
на тему «Состав слова»
(2 класс)
Тема урока «Состав слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф. Климанова (Академический школьный учебник Перспектива) Русский язык 2-й класс, «Просвещение», 2011 г.
Образовательное учреждение: МАОУ «БМСОШ» с. Базарные Матаки Алькеевского района РТ.
Цели и задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
• Повторить изученные орфограммы в корне слова.
• Закрепить умение разбирать слова по составу.
Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
Развивающие задачи:
• Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
• Способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:
личностных
• Умение слушать и слышать собеседника.
• Умение формулировать свою позицию.
Коммуникативных
• Слушать и понимать речь других.
• Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.
• Умение редактировать (совершенствовать) текст.
• Умение выражать свои мысли.
• Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательных
• Осознавать познавательную задачу.
• Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
• Делать обобщения, выводы.
Регулятивных (рефлексивных)
• Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
• Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
• Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.
1) Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний.
2) Формировать интерес к изучению родного языка.
3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
• Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Путешествие – это дорога, нужны силы, здоровье, внимание…
- Как вы думаете, какой человек может отправиться в путешествие? (Здоровый, внимательный, аккуратный, любознательный…)
- Я желаю, чтобы на нашем уроке у вас присутствовали все качества, которые вы перечислили. Так как сегодня нас ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю, в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.
• Минутка чистописания
Запись на доске: по, за, ок, онок, а, про, у, ек, и, ик, ое,
пере. Слайд 2
- Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?
Запишите эти части слова: 1 группа- приставки, 2 группа-
суффиксы,
3 группа- окончание.
- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.
(Тема нашего урока – состав слова) Слайд 3
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
• Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.
• Проверим наши знания о значимых частях слова.
• Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.
- Чтобы узнать на каком виде транспорта мы будем путешествовать, я предлагаю вам отгадать загадку: Слайд 4
Бродит морем, океаном
Нынче здесь, а завтра там.
И следов не оставляет
Белый чудо-великан. (Корабль)
К. .РАБЛЬ
- Вставьте пропущенную букву.
- Можно ли ее проверить? (Словарное слово)
- А что обозначает это слово?
1) вид морского транспорта
2) космический корабль (Слово многозначное)
- Мы с вами сегодня будем путешествовать на морском корабле.
- На доске записаны слова: морской, заморский, море. Запишите слова в таком порядке, как расположены схемы. Слайд 5
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
• Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка. Слайд 6
– Итак, в путь! Наш корабль отправляется в плавание. Чтобы в
пути не было скучно,
каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первого острова.
Каждая группа получает задание на карточке.
1 группа. Рассказать, что такое корень слова, однокоренные
слова, окончание, подобрать однокоренные слова с корнем -ход-.
2 группа. Рассказать, что такое приставка, для чего она
служит, образовать новые слова с корнем – ход-, используя разные
приставки.
3 группа. Рассказать, что такое суффикс,
окончание. Образовать новые слова с корнем – ход-.
Первый остров - остров Корней.
Слов
на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть,
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
- Как вы думаете, почему мы вначале отправились в остров Корней? (Это главная часть слова)
Ребята 1 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного.
- Что такое корень? Что еще знаете о корне? (Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение). Слайд 7
- Как правильно выделить в слове корень?
1) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (Ребята работают по группам. 1 группа - вод,2 группа - сад, 3 группа - лес). Слайд 8
- Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?
(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята 1,2 и 3группы называют по очереди составленные слова).
2) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор. Слайд 9
СТОЛ — СТОЛБЫ
КОЗА — КОЗЛЕНОК
КОЗА — СТРЕКОЗА
АЗБУКА — АЛФАВИТ
ДЕНЬ — ДЕНЬГИ
ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ
ВОДА — ВОДИТЕЛЬ
ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК
- А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.
3) Тренажёр «Безударная гласная» Слайд 10
На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!
4)Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.
|
Буквы |
Лишнее |
1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре 2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная 3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б |
|
|
Проверьте себя по ответу. Слайд 11
Физкультминутка.
Остров Приставок
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
1) Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (Зачитывают новые слова: подход, приход заход, переход, выход, поход, обход).
- Расскажите, что такое приставка, для чего она служит. Слайд 12
2) Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и образуйте новые слова при помощи приставок от слова «шёл» Слайд 13
(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл) Слайд 14
С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?
• Работа с деформированными предложением.
Задание на выбор: Слайд 15
(Н..)писал, адрес, отец, (н..)конверте.
- Предлагаю вам задание на выбор.
Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант.
Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и
предлоги?
– Задания выполнили правильно. Плывем дальше.
Остров Суффиксов
После корня он стоит,
Перед окончанием
Его если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называя суффиксом.
1) Ребята 3 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (ход, ходики, хода, ходу, ходом, о ходе). Слайд 16
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)
-Как найти в слове суффикс?
2) Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы. Слайд 17
• Рыбка, дубок, горка, норка.
• Тракторист, пианист, танкист, печник.
• Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
- Какие значения придают здесь суффиксы?
3) Вставить пропущенные буквы кузнеч_к, ореш_к, арбуз_к, волч_нок, медвеж_нок, лисён_к. (Объяснить правописание суффиксов). Слайд 18
Остров Окончаний
Та часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
1) Ребята 1 и 3 группы рассказывают об окончании (формы слова: ход, хода, ходу, ходом, о ходе).
-
Что такое окончание? Для чего оно служит? (Изменяемая часть слова, служит
для связи слов в предложении). Слайд 19
-2)Если я покажу слово с окончанием а, вы хлопаете в ладоши над
головой.
Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд. Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а. Слайд 20
Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, море, ворота, орехи, школа.
3) Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:
Что написано (перо), то не вырубишь (топор).
За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.
Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.
Выделите окончания. Слайд 21
- Объясните смысл пословиц.
4)Выписать родственные слова, выделить окончание. Слайд 22
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на
рыбный завод. А бабушка испекла рыбник — пирог с рыбой
IV. Рефлексия.
- Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс. Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.
Тест. Взаимопроверка.
- Выберите ответ, результат занесите в таблицу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1.Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
• окончание
• корень
• суффикс
2.Часть слова, которая является общей для родственных слов.
• основа
• приставка
• корень
3.Укажи слово, в котором есть приставка.
• изюм
• поляна
• покрасить
4.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.
• сказка
• присказка
• сказочник
5.Какое слово «лишнее».
• мышка
• мышонок
• смышленый
6. Какому слову суффикс придает уменьшительно-ласкательный оттенок значения?
• серенький
• зайчище
• гитарист
самопроверка по ключу. Слайд 23
самооценка:
- я собой доволен, все сделал правильно;
- я выполнил задание, но допустил ошибки.
- Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.
V. Итог .
-А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
-Какие
открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось?
-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?.. Слайд 24
VI. Домашнее задание:
Придумайте
и запишите 10 слов к схеме
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.