«Состав слова: приставка»

  • doc
  • 07.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала приставка.doc

Конспект подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме:

«Состав слова: приставка»

 

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.

Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове.

          1. Артикуляционная гимнастика

·        «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»

Удерживать язык в  каждом из положений до 10 сек.

2. Объявление темы занятия

Дети читают слова, записанные на доске: поход, выход, приход, заход. Выделяют корень. Называют часть слова, стоящую перед корнем. Логопед спрашивает с помощью чего образованы эти слова.

Логопед сообщает детям тему занятия, напоминает, что такое приставка.

3. Ученики называют   противоположные   действия,   используя   пристав­ки от-, вы-:

приклеить — отклеить     внести — вынести

принести —                     вложить —

привязать —                    впустить —

привыкнуть —                 влезть —

пристегнуть —                 вкатить —

привезти—                       влететь —

пригнуть —                      вползти —

С некоторыми из них составляют словосочетания.

4. Логопед обращает внимание детей на смысловое значение приставок. Сходны  или  различны  по значению  приставки  в  следую­щих словах:

придвинул — пододвинул, вымазал — измазал, выгладил — отгладил, искупал — выкупал, построил — выстроил, напугал — испугал?

 Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-):

гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, то­чил, стучал? Чем различаются слова:

оклик — отклик                опечатки — отпечатки

поделка — подделка        оговорка — отговорка

поставка — подставка      подсказка — присказка

Придумать с ними словосочетания

5. Выписать в два столбца слова с приставкой пере-: а) в зна­чении повторности действия; б) в значении чрезмерного дей­ствия:

перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, переза­рядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, пере­проверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, перева­рил, переставил, передвинул.

6. Физкультминутка «Зайка»

Заяц беленький сидит. Он ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит!

(круговые движения ладонями, приставленными к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапки отогреть, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапки отогреть (хлопки в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать

(прыжки на двух ногах)

Кто-то зайку испугал, зайка прыг - и убежал!

(дети бегут и садятся на свои места)

7. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответ­ствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):

-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать кук­лу, -качаться на качелях, -путать буквы.

8. Устно. Выбрать подходящее по смыслу слово:

Машина ... мимо дома.                                                 

(приехала,   проехала)                                                                    С  деревьев ... листья.

К нам в гости ... бабушка.                                                              (улетают, слетают)

                                              Самолет  сделал ....                           Птицы …на юг.

                                               (посадку, пересадку)

                                              В Москве пассажиры сделали

9. Подведение итогов занятия.

Каждый ученик, уходя, придумывает слово, образованное с помощью приставки.