Конспект подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме:
«Состав слова: приставка»
Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.
Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове.
1. Артикуляционная гимнастика
· «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»
Удерживать язык в каждом из положений до 10 сек.
2. Объявление темы занятия
Дети читают слова, записанные на доске: поход, выход, приход, заход. Выделяют корень. Называют часть слова, стоящую перед корнем. Логопед спрашивает с помощью чего образованы эти слова.
Логопед сообщает детям тему занятия, напоминает, что такое приставка.
3. Ученики называют противоположные действия, используя приставки от-, вы-:
приклеить — отклеить внести — вынести
принести — вложить —
привязать — впустить —
привыкнуть — влезть —
пристегнуть — вкатить —
привезти— влететь —
пригнуть — вползти —
С некоторыми из них составляют словосочетания.
4. Логопед обращает внимание детей на смысловое значение приставок. Сходны или различны по значению приставки в следующих словах:
придвинул — пододвинул, вымазал — измазал, выгладил — отгладил, искупал — выкупал, построил — выстроил, напугал — испугал?
Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-):
гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, точил, стучал? Чем различаются слова:
оклик — отклик опечатки — отпечатки
поделка — подделка оговорка — отговорка
поставка — подставка подсказка — присказка
Придумать с ними словосочетания
5. Выписать в два столбца слова с приставкой пере-: а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия:
перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.
6. Физкультминутка «Зайка»
Заяц беленький сидит. Он ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит!
(круговые движения ладонями, приставленными к голове)
Зайке холодно сидеть, надо лапки отогреть, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапки отогреть (хлопки в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать
(прыжки на двух ногах)
Кто-то зайку испугал, зайка прыг - и убежал!
(дети бегут и садятся на свои места)
7. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):
-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать куклу, -качаться на качелях, -путать буквы.
8. Устно. Выбрать подходящее по смыслу слово:
Машина ... мимо дома.
(приехала, проехала) С деревьев ... листья.
К нам в гости ... бабушка. (улетают, слетают)
Самолет сделал .... Птицы …на юг.
(посадку, пересадку)
В Москве пассажиры сделали
9. Подведение итогов занятия.
Каждый ученик, уходя, придумывает слово, образованное с помощью приставки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.