Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»
Составление диагностической карты «трудного» ребенка.
Работа социального педагога с проблемными детьми.
Прежде всего, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу следует выявить всех детей в классе, школе, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, завести на них и их семьи диагностическую карту, составить программу индивидуальной работы.
Для более детального знакомства с проблемными детьми необходимо:
· определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
· установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
· изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
· установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
· ознакомиться с положением ребенка в семье;
· изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
· выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для планирования комплексной работы необходимо составить диагностическую карту «трудного» ребенка.
Для этого понадобится:
· составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
· проведение анкетирования, с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
· установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
· определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
· изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Возрастные
особенности «трудных» детей.
В работе с «трудными» детьми не обойтись без
знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
· подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
· учить различать истинную и ложную красоту человека;
· воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
· формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
· правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
· создавать «ситуации успеха» в учебном процессе;
· организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Необходимо организовать:
· общение в микрогруппах ближайшего окружения;
· деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.