Составление диагностической карты «трудного» ребенка.

  • docx
  • 29.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Составление диагностической карты «трудного» ребенка.docx

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»

 

Составление диагностической карты «трудного» ребенка.

Работа социального педагога с  проблемными детьми.

       Прежде всего, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу следует выявить всех детей в классе, школе, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, завести на них и их семьи диагностическую карту, составить программу индивидуальной работы.

     Для более детального знакомства с проблемными детьми  необходимо:

·         определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

·         установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

·         изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

·         установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

·         ознакомиться с положением ребенка в семье;

·         изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

·         выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

 

       Для планирования комплексной работы необходимо составить диагностическую карту «трудного» ребенка.

Для этого понадобится:

·         составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

·         проведение анкетирования, с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

·         установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

·         определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;

·         изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

                             Возрастные особенности «трудных» детей.
В работе с «трудными» детьми не обойтись без знаний возрастной педагогики.

     В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

      В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:

·         подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;

·         учить различать истинную и ложную красоту человека;

·         воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;

·         формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;

·         правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

·         создавать «ситуации успеха» в учебном процессе;

·         организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

    Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Необходимо организовать:

·         общение в микрогруппах ближайшего окружения;

·         деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании.


 

·