Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Грайворонского района Белгородской области
Открытое занятие
Тема: «Составление плоской композиции «Осенний лес»
кружковое объединение «Природная мастерская».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Краевская Надежда Ивановна
Головчино – 2020
Цель:
Продолжать совершенствовать навыки работы с природным материалом (листья, трава).
Задачи:
1. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение.
2. При создании картинки, учить детей сравнивать натуральные предметы с их изображениями, учить видеть глубину природы.
3. Развить у детей любовь к природе, воспитать бережное отношение к ней.
Материалы: образцы композиций, засушенные листья,
иллюстрации с изображением деревьев и леса.
Оборудование: основа для композиции – картон, клей, ножницы, карандаш.
Тип занятия: Применение полученных знаний и навыков.
Методы и приемы проведения занятия:
· словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
· наглядный: демонстрация образцов и картинок на данную тему;
· игровой метод развивает активность, мышление, снимает напряжение,
Возраст обучающихся: 12-14 лет.
Условия для проведения мероприятия: учебный кабинет.
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа по теме:
III. Теоретическая часть.
IV. Практическая работа.
V. Итог занятия.
VI. Рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Повторение «Правил работы на занятии»
1. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место.
2. Содержи его в чистоте и порядке.
3. Береги инструменты, экономь материалы.
4. Думай, как сделать работу лучше
5. Главное правило – работайте дружно.
6. Закончил работу – убери рабочее место.
2.Вводная беседа по теме.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог:
Хотите стать художниками, но не умеете рисовать? Сегодня на уроке мы станем флористами. За вас будет рисовать природа. Каждый цветок, каждый листик – готовое произведение. Ваше дело – увидеть и суметь показать эту красоту. Сегодня на уроке мы с вами выполним композицию из собранных вами и высушенных растений.
Педагог:
Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
О чём вы вспомнили, слушая эти строки?
ответы детей.
3.Теоретическая часть.
Педагог:
Ранняя осень – красивая пора – пора, когда деревья меняют свой наряд и готовятся расстаться с ним до весны. В это время мы часто гуляли в парке, в саду. А как приятно пошуршать опавшими листьями! Осень завораживает и детей и взрослых, и трудно удержаться, чтобы не собрать букет из разноцветных листьев, или поднять еловую шишку. Вот и мы с вами собрали много разноцветных листьев, засушили их.
Давайте ещё раз вспомним, с каких деревьев эти красивые листочки
Дети рассматривают засушенные листья, называют их.
Издавна с целью изучения многообразия полезных и красивых растений их собирали, засушивали и сохраняли закрепленными на гербарных листах Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас все чаще называют загадочным словом «флористика».
Флористикой называют искусство комбинирования засушенных листьев растений. Из высушенных растений можно создавать большие и маленькие художественные работы для интерьера любого помещения. Композиции выполняют на бархатной бумаге, картоне, ткани. Любая, правильно выполненная работа представляет собой композицию.
Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. Основными средствами композиции, которые служат для более полного выражения идеи произведения, являются: ритм, симметрия, пропорция, орнамент.
А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка. Педагог просит детей выйти из-за столов, представить себя осенними листочками и вместе поиграть. Произносит стихотворение и показывает движения.
Падают, падают листья
(руки вверх, плавно опускаем вниз)
в нашем саду листопад.
(приседаем, голову опускаем на колени)
Жёлтые, красные листья
(медленно встаём, руки через стороны вверх)
По ветру вьются, летят.
(кружимся вокруг себя)
4. Практическая работа.
Перед выполнением работы, вспомним правила ТБ.
Какие инструменты и приспособления вы будете использовать при выполнении работы? (Клей, ножницы, засушенные растения)
1.Ножницы передают кольцами вперед, чтобы не поранить ими берущего - не кладите ножницы под руками, т.к. нечаянно задев, вы можете уронить их на свои ноги или сидящего рядом человека.
2. Клей наносят на поверхность рабочего материала кисточкой; - не следует сильно давить на пузырек с клеем, так как клей может попасть на свою одежду и окружающих; - излишки клея с работы следует удалить мягкой тряпочкой.
3.При работе с засушенными растениями следует помнить, что они очень хрупкие, не следует веточки ломать руками, чтобы не попала под кожу заноза, для этих целей пользуйтесь ножницами.
Правила работы при выполнении композиции из засушенных растений.
- Организуйте свое рабочее место так, чтобы не повредить растения. - Наносить клей необходимо тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за край поверхности.
- Приклеивание материала к фону происходит после того, как найдено окончательное решение композиции.
- Нельзя передвигать уже приклеенные детали композиции.
Изготовление композиции.
Тема нашего занятия «Составление плоской композиции «Осенний лес». Мы будем использовать для нее засушенные листья. Краски осени отличаются ярким золотисто-солнечным цветом. Поэтому мы будем использовать листья ясеня, рябины, березы.
1.Отберите из своих листьев несколько наиболее подходящих. Приложите их, красиво расположите. Если что - то не понравилось, можно исправить по-другому, расположить листья, взять другие и т. д.
2.Обведите карандашом еле заметно, контур.
3.Убедившись, что задуманное получилось, можно приступать к наклеиванию деталей. Клей на поверхность детали наносите равномерно (с оборотной стороны) и только кисточкой. Под деталь обязательно положите подстилку.
4. Приклеенную деталь накройте чистым листом и осторожно пригладьте.
5.Итог занятия.
Анализ выполненной работы и оценка.
Итак, работы выполнены. У каждой из вас на столе лежит карточка. Впишите в нее свою фамилию. А теперь оставьте свои работы и поменяйтесь рядами друг с другом. Перед вами лежат работы ваших одноклассников. Возьмите карточку, впишите в нее свою фамилию, укажите в карточке, что вам понравилось в работе, и что не понравилось. Поставьте оценку.
(Заслушать мнение нескольких учеников)
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание. Попробуйте создать свою композицию из данных растений.
6.Рефлексия.
Составить букет по своему настроению:
Красными и желтыми цветами необходимо дополнить букет на рисунке:
- Красный цветок – доволен своей работой на занятии.
- Желтый цветок – не все получилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.