Составление задач по выражению При решении задач на движение в качестве средств наглядности, как правило, используются схематические чертежи. Однако в некоторых задачах на чертеже не всегда удается показать все величины и связи между ними, а также обозначить вопрос. Далее выясняется, что для ответа на вопрос задачи необходимо найти скорость, с которой лодка двигалась обратно, а для этого нужно знать время и расстояние.
Составление задач с величинами: скорость, время, расстояние по выражению
Составление задач по выражению
Задача №591 (Ш класс, школа 13)
Задание: Составить задачу с величинами скорость, время, расстояние по выражениям:
(45+52)*4; 36:(5+4).
При выполнении задания можно использовать краткую запись в виде чертежа, выполнив
одно важное условие: числовые данные следует записывать в чертеж только в ходе беседы.
Случай 1. Выражение (45+52)*4
_____________________________
_____________________________
Рассмотрим чертеж на движение двух видов транспорта и ответим на вопросы:
Что могут обозначать числа 45 и 52?
Что обозначает выражение (45+52)?
Что обозначает число 4?
Что получится, если совместную скорость умножить на время?
Какой вид транспорта может двигаться с такими скоростями? (Катера)
Как двигаются катера?
Как они начнут свое движение? Навстречу друг другу?
Составьте задачу.
Возможная задача: «Их двух пристаней одновременно навстречу друг другу вышли два
катера. Скорость одного катера 45 км/ч, другого – 52 км/ч. Какое расстояние между
пристанями, если встреча произошла через 4ч?
Случай 2. Выражение 36: (5+4)
Вариант I
_____________________________
_____________________________
Рассмотрим чертеж. Какие величины нужно использовать при составлении задачи?
Что может обозначать число 36?
Что могут обозначать числа 4 и 5?
Кто может двигаться с такой скоростью?
Что обозначает выражение (4+5)?
О каком виде движения будет задача?
Что обозначает все выражение?
Сформулируйте вопрос задачи?
Возможная задача: «Из двух населенных пунктов навстречу друг другу вышли два
пешехода. Один двигался со скоростью 4 км/ч, другой – 5 км/ч. Через сколько часов
произошла встреча, если расстояние между пунктами 36 км?»
Вариант II
_____________________________
36 км_____________________________
Рассмотрим чертеж. Какие величины нужно использовать при составлении задачи?
Что может означать число 36?
Подумайте и скажите, что обозначают числа 4 и 5?
Что обозначает выражение (5+4)?
Что обозначает все выражение?
Кто может двигаться с такой скоростью?
Какая может быть скорость у туристов?
Составьте задачу.
Возможная задача: «Туристы шли с одинаковой скоростью и за 2 дня прошли расстояние
36 км. В первый день они были в пути 4ч, а во второй – 5ч. С какой скоростью шли
туристы?»
При решении задач на движение в качестве средств наглядности, как правило,
используются схематические чертежи. Однако в некоторых задачах на чертеже не всегда
удается показать все величины и связи между ними, а также обозначить вопрос.
Приведем в качестве примера задачу: «Моторная лодка прошла путь от одной пристани
до другой за 20 мин со скоростью 625 м/мин. На обратный путь она затратила на 5
мин больше. На сколько меньше была скорость лодки на обратном пути?»
Выяснив, что величины, фигурирующие в задаче – это время, скорость, расстояние, и
опорные слова – туда и обратно, выполняется запись в следующем виде:
Туда
Обратно
Расстояние
Одинаковое
Время
20 мин
25 мин
Скорость
625 м/мин
на?
Далее выясняется, что для ответа на вопрос задачи необходимо найти скорость, с которой
лодка двигалась обратно, а для этого нужно знать время и расстояние. Так как расстояние
при движении туда и обратно одинаковое, то оно равно 625*20 (м), а скорость равна
расстоянию, деленному на время: 625*20:25 (м/мин). Окончательно краткая запись
приобретает вид:
Туда
Обратно
Расстояние
Одинаковое
625*20 (м)
Время
20 мин
25 мин
Скорость
625 м/мин
на?
625*20:25 (м/мин)
Сделав такую запись, учащиеся уже по существу решили задачу, остается лишь выполнить
обозначенные в таблице действия. Такую форму краткой записи целесообразно назвать
активной.