Составляющие личной "формулы успеха" для учащихся посредством технологии проблемного обучения

  • docx
  • 31.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Составляющие личной.docx

Составляющие личной «формулы успеха» для учащегося посредством технологии проблемного обучения

    На каждом уроке необходимо создавать ситуации успеха, нацеливать детей на положительный результат. А как же создавать такие ситуации? Учитель должен учитывать при проектировании урока основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения, посредством данной технологии соотносить составляющие личной «формулы успеха» для каждого учащегося.

 

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1.    Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2.    Быть доступными для учащихся.

3.    Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4.    Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

 

Алгоритм создания ситуации успеха можно представить в виде следующей таблицы:

 

№ п/п

Название этапа

Цель и суть этапа

Ключевые фразы

1.

Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах.

- «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»

- «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

- «Контрольная работа легкая, вам весь материал знаком»

2.

Авансирование успешного результата.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, это дает ребенку верить в свои силы и возможности.

 - «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

- «У вас обязательно получится».

 

3.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

- «Возможно, лучше начать с…..»

- «Выполняя работу, не забудьте о…….»

4.

Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность.

- «Без твоей помощи товарищам не справиться»

5.

Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в совершаемой деятельности.

- «Только ты и мог бы…»

- «Только тебе я и могу доверить…»

-«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 

6.

Педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

- «Так хочется поскорее увидеть…»

7.

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной его детали.

- «Тебе особенно удалось то объяснение…»

- «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

- «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

      Ключевые фразы внушают ребенку уверенность в свои силы – это и есть успех, а значит и будет желание учиться.

 

«Формула успеха» учеников начальной школы:

Успех = мотивация + ситуация успеха + благоприятный психолого-педагогический климат + творчество + здоровье