Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией
Оценка 5

Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией

Оценка 5
docx
13.06.2020
Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией
логопрактикум.docx

Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией.

Методика преодоления дефектов звукопроизношения в ло­гопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении проф. Ф.А. Pay, проф. М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из за­рубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

Как показывает практика, у детей, имеющих нарушения фо­нетической стороны речи, структура речевого дефекта напрямую зависит от ряда факторов:

• от сохранности или нарушения иннервации периферическо­го аппарата речи (фактор, о котором логопед может судить на основе заключения детского невропатолога (или психоневро­лога) и собственных наблюдений по наличию или отсутствию неврологической симптоматики в артикуляционной муску­латуре, а также по степени ее выраженности);

· от степени сформированности артикуляторного праксиса (про­извольных целенаправленных артикуляционных движений);

• от уровня развития фонематических процессов (особенно от сформированности фонематического восприятия);

• от вида и тяжести аномалий строения и подвижности артикуляционных органов

-Логопедическое заключение после проведенного обследова­ния логопед формулирует только с учетом общего неврологичес­кого и речевого диагнозов, поставленных детским невропатологом.

У детей исследуемого нами контингента недостатки фонети­ческого оформления речи при отсутствии неврологической симп­томатики и, следовательно, при сохранной иннервации артикуля­ционного аппарата речи свидетельствуют о таком речевом нару­шении, как дислалия. При дизартрии отмечены нарушения подвижности и тонуса в различных группах мышц.

В мимической мускулатуре отмечаются асимметрии, сгла­женность одной или обеих носогубных складок, опущение одного из углов рта (в состоянии покоя), перекос рта в сторону при улыб­ке, плаче, в процессе говорения, при выполнении специальных диагностических заданий; гипомимия; нарушения тонуса мими­ческой мускулатуры в виде дистонии, гипотонии, спастичности.

В губной мускулатуре выявляется незначительное или дос­таточно выраженное ограничение подвижности губ; смыкание с большим напряжением, неполное смыкание или отсутствие смы­кания губ (что часто осложняется патологиями прикуса, в частно­сти, при резко выраженной дистальной и мезиальной окклюзии); затруднение удержания рта закрытым (что может сочетаться с ро­товым типом физиологического дыхания вследствие нарушения проходимости носовой полости); отвисание нижней губы; резкое ограничение подвижности верхней губы (что может осложняться деформациями строения и прикрепления уздечки верхней губы); нарушение мышечного тонуса губ.

В жевательной мускулатуре отмечается ограничение под­вижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выра­женное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жеватель­ных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жева­тельных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что также может быть осложнено аномалиями зубочелюстной систе­мы); выявляются синкинезий в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягивании его к подбородку).

В язычной мускулатуре наблюдаются патологические состо­яния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бы­вает массивный, оттянутый комом в глубь ротовой полости или вытянутый «жалом», это может сочетаться с укорочением уздеч­ки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне рото­вой полости, что может быть осложнено укорочением подъязыч­ной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нару­шения положения языка (в покое и при движении) в виде девиа­ции в сторону, высовывания языка изо рта, прокладывания язы­ка между зубами; выявляются незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повы­шение или понижение глоточного рефлекса.

В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии.

В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсали­вации (интенсивного слюноотделения, которое может быть посто­янным или усиливаться при определенных условия

У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной, расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т. е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положе­нию языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновре­менно и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.).

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который зак­рывает собой расщелину.

Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмер­но поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в рече­вом акте и создает гнусавость.

Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществле­ние нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем от­деле речевого аппарата. Оба указанных условия приводят ребен­ка к тяжелому косноязычию. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на ар­тикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произне­сении их создает сильный носовой оттенок. Таким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них непра­вильным динамическим стереотипом произношения того или иного звука.

В процессе ре­чевого дизонтогенеза формируются приспособительные (ком­пенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

— высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

— недостаточное участие губ при произнесении лабиали­зованных гласных, губно-губных и губно-зубных со­гласных;

— чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; 84

— возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фо­нологические признаки, заключающиеся в замене одной фоне­мы другой.

Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обуслов­лена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшен­ном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустичес­кая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. При­чинами смешанной ринолалии является сочетание непроходи­мости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания орга­нического или функционального происхождения.

 


 

Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией

Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией

В язычной мускулатуре наблюдаются патологические состо­яния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бы­вает массивный, оттянутый комом в…

В язычной мускулатуре наблюдаются патологические состо­яния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бы­вает массивный, оттянутый комом в…

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произне­сении их создает сильный носовой оттенок

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произне­сении их создает сильный носовой оттенок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020