Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией.
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении проф. Ф.А. Pay, проф. М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из зарубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.
Как показывает практика, у детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи, структура речевого дефекта напрямую зависит от ряда факторов:
• от сохранности или нарушения иннервации периферического аппарата речи (фактор, о котором логопед может судить на основе заключения детского невропатолога (или психоневролога) и собственных наблюдений по наличию или отсутствию неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также по степени ее выраженности);
· от степени сформированности артикуляторного праксиса (произвольных целенаправленных артикуляционных движений);
• от уровня развития фонематических процессов (особенно от сформированности фонематического восприятия);
• от вида и тяжести аномалий строения и подвижности артикуляционных органов
-Логопедическое заключение после проведенного обследования логопед формулирует только с учетом общего неврологического и речевого диагнозов, поставленных детским невропатологом.
У детей исследуемого нами контингента недостатки фонетического оформления речи при отсутствии неврологической симптоматики и, следовательно, при сохранной иннервации артикуляционного аппарата речи свидетельствуют о таком речевом нарушении, как дислалия. При дизартрии отмечены нарушения подвижности и тонуса в различных группах мышц.
В мимической мускулатуре отмечаются асимметрии, сглаженность одной или обеих носогубных складок, опущение одного из углов рта (в состоянии покоя), перекос рта в сторону при улыбке, плаче, в процессе говорения, при выполнении специальных диагностических заданий; гипомимия; нарушения тонуса мимической мускулатуры в виде дистонии, гипотонии, спастичности.
В губной мускулатуре выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности губ; смыкание с большим напряжением, неполное смыкание или отсутствие смыкания губ (что часто осложняется патологиями прикуса, в частности, при резко выраженной дистальной и мезиальной окклюзии); затруднение удержания рта закрытым (что может сочетаться с ротовым типом физиологического дыхания вследствие нарушения проходимости носовой полости); отвисание нижней губы; резкое ограничение подвижности верхней губы (что может осложняться деформациями строения и прикрепления уздечки верхней губы); нарушение мышечного тонуса губ.
В жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что также может быть осложнено аномалиями зубочелюстной системы); выявляются синкинезий в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягивании его к подбородку).
В язычной мускулатуре наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бывает массивный, оттянутый комом в глубь ротовой полости или вытянутый «жалом», это может сочетаться с укорочением уздечки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне ротовой полости, что может быть осложнено укорочением подъязычной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нарушения положения языка (в покое и при движении) в виде девиации в сторону, высовывания языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляются незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса.
В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии.
В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсаливации (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоянным или усиливаться при определенных условия
У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной, расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т. е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.).
Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину.
Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.
Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят ребенка к тяжелому косноязычию. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.
Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произнесении их создает сильный носовой оттенок. Таким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них неправильным динамическим стереотипом произношения того или иного звука.
В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:
— высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;
— недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;
— чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; 84
— возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.
Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фонологические признаки, заключающиеся в замене одной фонемы другой.
Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания органического или функционального происхождения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.