Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов.
Состояния утомления и переутомления учащихся.doc
Состояния утомления и переутомления учащихся
Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение
функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении
работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в
субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии утомление – это
диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов.
Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная,
охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и
повышения функциональных возможностей. Отрицательное воздействие на
здоровье оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление,
перерастающее в переутомление. Утомление можно рассматривать как индикатор
переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся и
перегрузкой. Это состояние ограничивает нагрузку «сверху». Ограничением
«снизу», то есть недозагрузкой, служат нарушения школьниками дисциплины от
безделья и невыполнение учебной программы.
О развитии утомления у школьника свидетельствуют: снижение
продуктивности труда; увеличение числа ошибок и времени выполнения заданий;
ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство,
частые отвлечения, рассеянность внимания); появление чувства усталости.
Учитель может обратить внимание на нетерпеливое ерзанье ученика на стуле
в ожидании звонка, изменение почерка, динамизма телодвижений. У многих детей
проявляются вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение
частоты пульса. Они могут пожаловаться на головную боль, неприятные ощущения
в животе. Часто учащиеся младших классов или работающие с компьютером
пытаются помочь себе сосредоточиться, организовать себя внешней речью. Этот
признак утомления нередко принимается учителями за включение в работу. Об
утомлении нескольких учащихся свидетельствует и шум в классе.
Общими для разных видов утомления являются характерные симптомы
физиологического дискомфорта: появление болей и неприятных ощущений в
различных частях тела, отрицательных эмоций типа раздражительности,
нервозности, чувства бессилия, иногда агрессивности.
Общими для разных видов утомления являются характерные симптомы
физиологического дискомфорта: появление болей и неприятных ощущений в
различных частях тела, отрицательных эмоций типа раздражительности,
нервозности, чувства бессилия, иногда агрессивности. Типично и ухудшение
внимания, от которого зависит качественное выполнение практически любого вида
работы. Меняется отношение к работе – она становится неприятной, появляется
желание отдохнуть. Внешнее проявление любого вида утомления – снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых
ошибок.
К главным причинам, вызывающим утомление учащихся, относятся:
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного
процесса;
левополушарный перекос содержания учебных программ и методов
преподавания;
переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее
индивидуализацию учебновоспитательного процесса;
несоблюдение гигиенических условий в классах и школе;
нарушения организационнопедагогических требований к проведению
образовательного процесса и т.д.
Состояние утомления быстро наступает у школьников с ослабленным
здоровьем, при неблагоприятных гигиенических условиях в классе, даже при
умеренной учебной нагрузке. К гигиеническим условиям, способным вызвать у
учащихся состояние физического дискомфорта, перерастающее в утомление,
относятся:
нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная
температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);
повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при
недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового
отопления или электрических обогревателях;
неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода,
в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе
веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными
выделениями человеческого тела, то, что называется плохо проветренным
помещением;
нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда
при неправильной организации вентиляции класса или школы, в классные
помещения затягивается воздух из туалетов, возникающие сквозняки, в токе
которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся и учитель;
воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению
урока, отвлекающих учащихся, при длительном воздействии вызывающих
снижение порога наступления состояния утомления, например жужжание
ламп дневного света;
недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно
фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты
или стула по росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети
«боятся пошевелиться»;
длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы
(например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).
Повышаются вероятность наступления этого состояния, особенно на последних
уроках, плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают
отдохнуть, сбросить накопившуюся на уроке усталость. В результате происходит
кумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно
сосудистой и нервной систем, кровообращения.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервнопсихической
сферы школьника, величины и характера нагрузки. Учащиеся чаще утомляются
при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной
деятельности, даже легкой.
Умственная нагрузка – не единственная, приводящая к утомлению. Большие
нагрузки испытывают зрительный и слуховой аппараты ребенка, соответственно
развивается зрительное и слуховое утомление. Длительное сидение за партой,
особенно в неудобной позе, гиподинамия являются мощными факторами развития
статистического утомления, отрицательные последствия которого хорошо
известны: искривления позвоночника, сколиозы, остеохондрозы и другие
заболевания костномышечной системы.
Чрезмерные физические и двигательные нагрузки на уроках труда и
физкультуры служат источником развития мышечного и двигательного утомления,
выраженные степени которого также нежелательны.
Признаки утомления, как правило, не стойкие. Во время отдыха на перемене
или после возвращения из школы они быстро исчезают. Если же восстановления
сил не происходит, утомление накапливается и возникает переутомление.
Переутомление – это крайняя степень утомления,
при которой
самопроизвольного, физиологического восстановления организма после нагрузки
уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные воздействия,
программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры,
медикаментозная терапия.
К признакам переутомления относятся: резкое и длительное снижение
умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
расстройства невротического характера (нарушение сна, чувства страха,
плаксивость, раздражительность и др.); стойкие изменения регуляции
вегетативных функций; постепенное снижение иммунитета.
Причины, вызывающие переутомление, в основном, те же, что и приводящие к
утомлению, но действуют с большей интенсивностью и длительностью.
Состояния утомления и переутомления учащихся
Состояния утомления и переутомления учащихся
Состояния утомления и переутомления учащихся
Состояния утомления и переутомления учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.