Выступление на
педагогическом совете
«Сотрудничество классного руководителя с родителями
в начальной школе»
“Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы
классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради
общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Набирая класс, я набираю не 15 детей, а 15 семей с мамами, папами, бабушками,
дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями,
семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько
совпадут интересы родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся
убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений,
которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая
работа.
Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает.
Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями
единомышленниками и союзниками.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются
отношения между учителем, учащимися и их родителями.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять
коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно
живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей,
детей.
В основе этого союза единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс,
вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения
намеченных результатов.
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.
Если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам
допускает ошибки и наоборот.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к
действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает
умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для
гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим
звеном между школой и семьями учащихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он
оказывается лишенным очень важной информации.
Учитывая это, учителю важно правильно понять нравственные ценности и
микроклимат семьи, истины ли они.
Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей,
поставленных учителем.
Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на
взаимопомощи. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны.
Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом,
а затем учителя с родителями.
В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение.
Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и
достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на
индивидуальных беседах, или когда учитель организует совместные праздники,
походы, творческие дела. Очень важно после этого выслушать родителей и узнать
их мнение.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
- учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит
решать проблемы;
- оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях
воспитания детей;
- учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей,
детей;
- внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их
мнение, а старается понять, что позволяет им так думать;
- учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более
ругать их детей;
- учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем, а не
конкретно одному родителю;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель информирует родителей лично, при помощи смс сообщений или
индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей и не передает
через детей или других лиц.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут
похвалы.
Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают
учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не
ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу
лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других
родителей. На эту группу родителей нужно обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые
приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
проблемы адаптации детей в школе; (в основном 1 класс)
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
проблемы активности и внимательности детей на уроках;
Выслушав проблему, с которой обратился родитель очень важно не навредить, а
тактично дать дельный совет и решить эту проблему.
Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.
Для родителей важно проводить беседы на интересующие их вопросы.
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: беседы с родителями;
Групповые.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные
внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители моего класса активно посещают родительские собрания (примерно 80-85
%), мероприятия, проводимые в классе.
Неоценима помощь родителей в ремонте класса, помощь в проведении праздников.
Работая с классом четвертый год, могу с уверенностью сказать.
Почти все родители интересуются, как их дети учатся;
У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
родители интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а
именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю.
Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают
эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной
жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются,
когда родители, по какой то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает
существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и
взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны
родителей к детям.
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в
работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности,
основные из которых:
- отсутствие инициативы со стороны родителей и редкое посещение школы, плохое
посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка,
ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении
мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания;
- неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоценивают
своего ребенка, поэтому слишком много от них требуют, или недооценивают и не
считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
- невыполнение родителями требований учителя,
- а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда
родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы.
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать
педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и
др.) знания и педагогический опыт.
Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность
темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы
зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о
вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю
всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка.
Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех
на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично
ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает
прекрасный учитель и человек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.