Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Понятие «социализация» рассматривается как процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребенку в создании такого пространства.
Цель социализации – приобретение ребенком личностных качеств, навыков, социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребенка в современном мире, формировании жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию его коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является технологии проектной деятельности:
1. Проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и ее можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.
2. Позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
3. Является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволяет им иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ОВЗ.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
1. При разработке этапов приходится учитывать психологическое и физическое состояние детей, с тем, чтобы правильно составить план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
2. В ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Именно командный подход необходим для всестороннего изучения проблем ребенка с ОВЗ, при включении его в совместную деятельность с обычными детьми.
3. Для успешной социализации детей с ОВЗ очень важно активное сотрудничество с социальными институтами: школы, библиотеки, музеи, учреждения дополнительного образования. Детям необходимо участвовать в различных конкурсах, концертах, соревнованиях, а так же совместно с родителями посещать различные мероприятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.