Задачи:
1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
3. Коррекция негативных тенденций развития.
4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности.
5. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Доклад СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с
задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в
сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению
количества
Дети с ЗПР многочисленная категория, разнородная по своему составу.
проблемами
развитии.
детей
с
в
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным
фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию
проблемного ребенка.
Коррекционно педагогическое воздействие должно быть направлено на
преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на
формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для
успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Организация деятельности дошкольного учреждения для детей с ЗПР
определяется особенностями развития данной категории детей и основными
принципами построения коррекционнообразовательной работы.
Возникла необходимость составления адаптированной образовательной
программы для детей 67 лет с задержкой психического развития.
Нормативноправовые и методологические основы разработки программы
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним
из основных нормативных документов,
регламентирующих его
профессиональную деятельность. Разработана на основе Образовательной
программы МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек», программы С.Г.Шевченко
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»,
«Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой с включением коррекционно –
развивающего направления.
Рабочая программа разрабатывается в соответствии с требованиями
основных нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 7, статья 64 п. 1
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 7, статья 64 п. 2
«Образовательные программы дошкольного образования направлены на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 11, статья 79 п.
1.«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1. –
«Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения идеятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач,
указанных в пункте 1.6 Стандарта».
ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа
психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования)».
–
Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и
основным
осуществления
общеобразовательным программам – образовательным программам
образовательной деятельности по
дошкольного образования».
–
«Концепция дошкольного воспитания» (1989), «Концепция содержания
непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2003) –
определяют стратегическое развитие дошкольного образования.
Постановление Государственного санитарного врача Российской
–
Федерации от 15.05.213 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.304913
“Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.
Представленная адаптированная образовательная программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса и
направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих
формирование предпосылок учебной деятельности,
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, коррекцию недостатков в психическом развитии детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального,
эмоционального и социального.Задачи:
1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления
содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его
всестороннего и своевременного психического развития.
2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
3. Коррекция негативных тенденций развития.
4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности.
5. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в
обучении на начальном этапе.
Принципы и подходы к формированию программы
Деятельность специальной группы организуется с учетом особенностей
детей и опирается на принцип коррекционноразвивающего обучения и
воспитания.
Организационная структура такой группы является более
сложной, чем структура группы общего типа. Приоритетным направлением
становится оказание квалифицированной помощи детям с нарушениями
развития, а также содержание программы выстраивается на следующих
принципах:
– принцип индивидуального подхода (предполагает всестороннее изучение
воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического
воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образова
тельных потребностей каждого ребенка));
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индиви
дуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования
социально активной личности, которая является субъектом своего
развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;– принцип социального взаимодействия (предполагает создание условий для
понимания и принятия друг другом всех участников образовательного
процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на
гуманистической основе;
– принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных
характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного
подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и
обучения;
– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
(Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е.
необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения,
безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и
средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и
соответствуют потребностям семьи.
Адаптированная образовательная программа по социализации
детей 67 лет с задержкой психического развития
№п/п
I
1.1
1.2
1.3
1.4
Обязательная часть
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоенияпрограммы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.6. Планируемые результаты освоения Программы в виде целевых
ориентиров в соответствии ФГОС ДО
Содержательный раздел
II
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с
направле6ниями развития ребенка, представленными в
образовательных областях
Содержание психологопедагогической работы по освоению
детьми образовательных областей
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
2.2.
2.3.
воспитанников
Организационный раздел
III
3.1. Материальнотехническое обеспечение реализации
Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания
3.2. Организация режима пребывания детей
3.3.
Годовой календарный график деятельности МБДОУ детский
сад № 36
Расписание НОД в группе компенсирующей направленности
3.4.
3.5. Проектирование образовательного процесса
3.6. Учебный план
3.7. Комплекснотематическое планирование образовательной
деятельности дошкольной организации на 20142015 уч.год
3.8. Комплекснотематическое планирование непосредственно
образовательной деятельности (первый период обучения)
3.8.1. Комплекснотематическое планирование непосредственно
образовательной деятельности (второй период обучения)
3.8.2. Комплекснотематическое планирование непосредственно
образовательной деятельности (третий период обучения)
3.9. Протокол обследования