Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
биология +2
Детсад—4 кл
16.03.2018
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
социализация ребенка.docx
Социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья через сюжетно-ролевую игру
«Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во
взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных
норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к
которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и
задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.
Игровая деятельность это основная форма освоения окружающего мира и одно из
существенных условий развития личности ребенка.
Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к
самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными
возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии
усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в
ситуации «понарошку», вымышленным образом.
Действия в игре связываются детьми с предметнопрактическими действиями,
иными словами, используемые в игре предметы оказываются подобиями объектов, с
которыми действуют взрослые. К тому же. и это существенно, в игре происходит
социальное взаимодействие детей.
Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной.
Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез (и хорошо, если его всерьез
принимают взрослые), вкладывает в нее все свои силы и способности и в силу этого, в игре
происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в
совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и
разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные
отношения. Следует также отметить, что ребенок включен в игру эмоционально двояким
образом: он в известной мере переживает совершаемые им социальные функции и действия
(помощь больному, строительство дома и др.) и одновременно испытывает радость от
игры. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических
способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и
окружающей среды.
Сюжетноролевая игра имеет социальную природу и строится на все
расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.
Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре,
становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.
Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник
встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения,
отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Сюжетноролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых,
раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее
внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается
ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из
которых дватри становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые
составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя
роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и
демонстрирует общественноодобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он
освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к
распаду игры. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии»
писал Д.Б.Элькони. Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и
кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с четырех лет. В играх
переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности
продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К
бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и
разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения.
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на
всестороннее развитие ребенка.
Игровой коллектив это социальный организм с отношениями сотрудничества,
соподчинения взаимного контроля.
При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки
коллективной жизни: умение действовать сообща, на основе взаимопонимания, оказывать помощь
друг другу. Дети с проблемами в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной
деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные
условия (недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически целесообразного
воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в свою очередь замедляют
психическое развитие.
Изучив научнотеоретическую литературу по теме сюжетноролевой игры, акцентировала
внимание на заданную тему в своем опыте работы.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.