Социализация дошкольников, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

  • Памятки
  • docx
  • 02.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Специфика деятельности специалистов дома ребёнка, направленная на успешную социализацию воспитанников. Факторы, определяющие успешность овладения социальными навыками. Рассмотрение роли игровой деятельности в процессе всестороннего развития дошкольника, который находится в условиях депривации. Рассмотрение дидактических принципов, на которых основано воспитание дошкольников, воспитывающихся вне семьи.
Иконка файла материала Статья Социализация дошкольников, воспитывающихся в условиях дома ребёнка.docx
Социализация дошкольников, воспитывающихся в условиях дома ребёнка   Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно отличается от работы в детских садах. Специфика деятельности позволяет выделить   некоторые  особенности,   необходимые   при   разработке   и составлении индивидуальных программ:  круглосуточное   нахождение   детей   в   стенах   детского   дома,   что ограничивает полноценное получение социального опыта;  ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;  воспитанники,   находящиеся   на   территории   детского   дома,   часто являются детьми с отклонениями в развитии.                      Незрелость  эмоционально­волевой  сферы   наших  воспитанников обуславливает   своеобразие   формирования   их   поведения   и   личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности   дети   находятся   на   более   низкой   ступени   развития,   чем сверстники. Дети детского дома достигают лишь уровня ситуативно­делового общения,   в   отличие   от   своих   нормально­развивающихся   сверстников   с внеситуативно­личностным общением со взрослым. Работа   по   социализации   ребенка   ­   дошкольника   должна   вестись непрерывно и включать в себя все виды деятельности. Это и воспитательно­ образовательный процесс, и бытовая деятельность, и общение с окружающими знакомыми   и   незнакомыми   людьми,   и   игровая   деятельность   (особенно совместная с воспитателем сюжетно­ролевая игра), индивидуальное общение со   взрослыми,   просмотр   видео   и   телепрограмм,   ежедневные   наблюдения, ознакомление с художественной литературой, с миром за пределами детского дома (прогулки, поездки по городу, в театр, на концерты, в музеи). Огромное внимание следует уделять организации самостоятельной деятельности детей в группе.            Следует подчеркнуть, что ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки. Обучение и социальное развитие ребенка ­ сироты дошкольного возраста включает в себя:  овладение социальными способами обращения с предметным миром; последовательное   формирование   основных   форм   общения   со взрослыми,   формирование   навыков   взаимодействия   со   сверстниками, усвоение форм человеческих взаимоотношений;  формирования   адекватного   отношения   ребенка   к   самому   себе   и окружающим, выделение своего "Я" среди других людей, возникновение и становление системы "Я";  обучение   культурно­гигиеническим   навыкам,   навыкам самообслуживания;  ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой деятельности для обеспечения материальных потребностей человека. Задачи по социализации детей:  Обогащать   жизненный   опыт,   развивать     потенциальные   возможности, способности, творческое воображение, коммуникативные навыки через использование в педагогическом процессе многообразие детских игр.  Воспитывать   у   дошкольников   вежливое   отношение   к   взрослым   и сверстникам,   культуру   поведения   в   соответствии   с   общепринятыми правилами через организацию разных видов детской деятельности.   Для   решения   первой   задачи   можно   выделить   следующие направления:  использование   многообразия   детских   игр   развивающего   характера   в воспитании   и   обучении   с  целью   обогащения   знаний   и  представлений дошкольников об окружающем мире;  закрепление   полученных   знаний,   умений   и   навыков   через   игровую деятельность на занятиях и в повседневной жизни;  использование   знаний,   умений   и   навыков   об   окружающей действительности в различных видах детской деятельности; Развитие   коммуникативных   навыков   через   организацию  игровой деятельности. Для   решения   второй   задачи   можно   выделить   следующие направления:  создание предметно­развивающей среды способствующей воспитанию у дошкольников культуры поведения;  использовать игровую деятельность как средство воспитания культуру поведения, взаимоотношений между взрослым и сверстниками;  разработать конспекты занятий по воспитанию культуры поведения у дошкольников в процессе игры;  чтение   художественной   литературы,   в   которой   показаны взаимоотношения между детьми, их поведение в различных ситуациях. Следует   обратить   особое   внимание   на   роль   игры   в   социализации ребёнка Чему можно учить в играх:  o развивать умение самостоятельно организовывать игру.  выбирать ведущего с помощью (жеребьёвки, считалки); o уметь договариваться о ходе игры; o учить договариваться об изменениях в игре;  o учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.  В ходе этой работы необходимо учить детей доброжелательно  относиться к друг другу: o обращаться к друг другу по имени; o использовать в речи этикетные стереотипы (пожалуйста, спасибо, будь  другом, не мог бы ты...); o разрешать возникающие конфликты мирным путём; o помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские  взаимоотношения. Постепенно   дети  учатся   договариваться  друг  с  другом   о  ходе  игры, контролировать себя в игре, соблюдать правила.В процессе игр возникают разные конфликтные ситуации. Очень часто игра   останавливается,   и   дети   не   могут   решить,   кто   прав,   кто   виноват. Поэтому данную ситуацию обговариваем с детьми и находим разные способы разрешения конфликта, проблемы. Таким образом, дети учатся помогать друг другу и оценивать себя и своих товарищей. Воспитание   дошкольников   осуществляется   на   основе   общих дидактических   принципов:   доступность,   систематичность,   сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков. Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности, способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе. Эффективность работы и ее перспективы определяются не только по результатам диагностики, но и по адаптации детей­выпускников к условиям школьных детских домов. Наши выпускники, попадая в школьные детские дома,   должны   достаточно   быстро   адаптироваться     в   новых   условиях   и успешно преодолевать трудности непривычной школьной жизни. Таким   образом,   создание   диагностической   базы,   сформированности знаний, умений и навыков по ранней социальной адаптации, поиск и внедрение в практику работы новых форм обучения и воспитание сопровождения детей, налаживании   тесного   взаимодействия   со   школьными   детскими   домами   ­ являются   основой   для   формирования   личности   ребенка­сироты,   успешно адаптирующейся в изменяющихся социальных условиях современной жизни. Список использованной литературы 1 Брутман   В.И.   и   др.   Раннее   социальное   сиротство   как   комплексная медико­социально­педагогическая проблема. – М.: 2011. ­ 189 с. 2 Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Теория и   методика   ознакомления   дошкольников   с   социальным   миром   –   М.: МГПУ, 2009 3 Шахманова А.Ш. Воспитание детей­сирот дошкольного возраста – М.: Академия, 2005

Посмотрите также