Специфика деятельности специалистов дома ребёнка, направленная на успешную социализацию воспитанников. Факторы, определяющие успешность овладения социальными навыками. Рассмотрение роли игровой деятельности в процессе всестороннего развития дошкольника, который находится в условиях депривации. Рассмотрение дидактических принципов, на которых основано воспитание дошкольников, воспитывающихся вне семьи.
Социализация дошкольников, воспитывающихся в условиях дома
ребёнка
Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно
отличается от работы в детских садах. Специфика деятельности позволяет
выделить некоторые особенности, необходимые при разработке и
составлении индивидуальных программ:
круглосуточное нахождение детей в стенах детского дома, что
ограничивает полноценное получение социального опыта;
ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;
воспитанники, находящиеся на территории детского дома, часто
являются детьми с отклонениями в развитии.
Незрелость эмоциональноволевой сферы наших воспитанников
обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных
особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной
деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем
сверстники. Дети детского дома достигают лишь уровня ситуативноделового
общения, в отличие от своих нормальноразвивающихся сверстников с
внеситуативноличностным общением со взрослым.
Работа по социализации ребенка дошкольника должна вестись
непрерывно и включать в себя все виды деятельности. Это и воспитательно
образовательный процесс, и бытовая деятельность, и общение с окружающими
знакомыми и незнакомыми людьми, и игровая деятельность (особенно
совместная с воспитателем сюжетноролевая игра), индивидуальное общение
со взрослыми, просмотр видео и телепрограмм, ежедневные наблюдения,
ознакомление с художественной литературой, с миром за пределами детского
дома (прогулки, поездки по городу, в театр, на концерты, в музеи). Огромное
внимание следует уделять организации самостоятельной деятельности детей в
группе.
Следует подчеркнуть, что ранняя социализация может быть успешной
только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской
деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и
навыки.
Обучение и социальное развитие ребенка сироты дошкольного возраста
включает в себя:
овладение социальными способами обращения с предметным миром; последовательное формирование основных форм общения со
взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками,
усвоение форм человеческих взаимоотношений;
формирования адекватного отношения ребенка к самому себе и
окружающим, выделение своего "Я" среди других людей, возникновение
и становление системы "Я";
обучение
культурногигиеническим
навыкам,
навыкам
самообслуживания;
ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой
деятельности для обеспечения материальных потребностей человека.
Задачи по социализации детей:
Обогащать жизненный опыт, развивать потенциальные возможности,
способности, творческое воображение, коммуникативные навыки через
использование в педагогическом процессе многообразие детских игр.
Воспитывать у дошкольников вежливое отношение к взрослым и
сверстникам, культуру поведения в соответствии с общепринятыми
правилами через организацию разных видов детской деятельности.
Для решения первой задачи можно выделить следующие
направления:
использование многообразия детских игр развивающего характера в
воспитании и обучении с целью обогащения знаний и представлений
дошкольников об окружающем мире;
закрепление полученных знаний, умений и навыков через игровую
деятельность на занятиях и в повседневной жизни;
использование знаний,
умений и навыков об окружающей
действительности в различных видах детской деятельности; Развитие коммуникативных навыков через организацию игровой
деятельности.
Для решения второй задачи можно выделить следующие
направления:
создание предметноразвивающей среды способствующей воспитанию у
дошкольников культуры поведения;
использовать игровую деятельность как средство воспитания культуру
поведения, взаимоотношений между взрослым и сверстниками;
разработать конспекты занятий по воспитанию культуры поведения у
дошкольников в процессе игры;
чтение художественной литературы,
в которой показаны
взаимоотношения между детьми, их поведение в различных ситуациях.
Следует обратить особое внимание на роль игры в социализации
ребёнка
Чему можно учить в играх:
o развивать умение самостоятельно организовывать игру.
выбирать ведущего с помощью (жеребьёвки, считалки);
o уметь договариваться о ходе игры;
o учить договариваться об изменениях в игре;
o учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.
В ходе этой работы необходимо учить детей доброжелательно
относиться к друг другу:
o обращаться к друг другу по имени;
o использовать в речи этикетные стереотипы (пожалуйста, спасибо, будь
другом, не мог бы ты...);
o разрешать возникающие конфликты мирным путём;
o помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские
взаимоотношения.
Постепенно дети учатся договариваться друг с другом о ходе игры,
контролировать себя в игре, соблюдать правила.В процессе игр возникают разные конфликтные ситуации. Очень часто
игра останавливается, и дети не могут решить, кто прав, кто виноват.
Поэтому данную ситуацию обговариваем с детьми и находим разные способы
разрешения конфликта, проблемы. Таким образом, дети учатся помогать друг
другу и оценивать себя и своих товарищей.
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих
дидактических принципов: доступность, систематичность, сознательность,
наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений
навыков.
Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что
формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в
трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности,
способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе.
Эффективность работы и ее перспективы определяются не только по
результатам диагностики, но и по адаптации детейвыпускников к условиям
школьных детских домов. Наши выпускники, попадая в школьные детские
дома, должны достаточно быстро адаптироваться в новых условиях и
успешно преодолевать трудности непривычной школьной жизни.
Таким образом, создание диагностической базы, сформированности
знаний, умений и навыков по ранней социальной адаптации, поиск и внедрение
в практику работы новых форм обучения и воспитание сопровождения детей,
налаживании тесного взаимодействия со школьными детскими домами
являются основой для формирования личности ребенкасироты, успешно
адаптирующейся в изменяющихся социальных условиях современной жизни.
Список использованной литературы
1 Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная
медикосоциальнопедагогическая проблема. – М.: 2011. 189 с.
2 Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Теория
и методика ознакомления дошкольников с социальным миром – М.:
МГПУ, 2009
3 Шахманова А.Ш. Воспитание детейсирот дошкольного возраста – М.:
Академия, 2005