Реферат СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx
ВВЕДЕНИЕ
Нужно ли и зачем младшему школьнику экономическое воспитание?
Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Начальная
школа». Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой
экономического воспитания младших школьников являлись и являются
задачи нравственнотрудового воспитания, которые ставит перед нами
базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос:
"Нужно ли и зачем младшему школьнику экономическое воспитание?"
приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической
коррекции. Чем больше дети соприкасаются с социальной действительностью,
бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья,
общение со сверстниками, наконец, воспитательнообразовательная работа в
условиях школы формируют тот эмпирический опыт, который становится
базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тутто
педагог должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет
правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Анализ научных трудов, программнометодических документов, таких
как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание. Примерная программа,
перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А.
«Проблемноигровая технология экономического образования»; Сасова И.А.
«Экономическое воспитание детей в семье», показывает, что с детьми
младшего школьного возраста в этом направлении работа началась.
И за рубежом уделяют пристальное внимание подготовке
подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги
и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей
целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей,
3 умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе,
правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не
покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников,
рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые
ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания.
Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана:
"Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую
отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо
выделить доступные детям знания из области экономики и качества
деятельности, которые постепенно станут личностными.
По данным психологов, в младшем дошкольном возрасте происходит
как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни миром
человеческих отношений и предметным окружением. Именно в этот период
происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических
оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак
нельзя. Приобщение детей к экономике мы рассматриваем как дополнение к
содержанию программ для младших школьников, как особую технологию.
Цель экономического воспитания раскрыть ребенку окружающий его
предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть
общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим
формам поведения.
В настоящее время значительно повышаются требования к уровню
экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы
ребенок хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать
работать в этом направлении нужно с младшего школьного возраста в тесном
сотрудничестве с родителями.
4 І ГЛАВА
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»
КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от
экономической, правовой, политической и нравственной грамотности
молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно
новое направление в педагогике, в настоящее время актуально и востребовано
особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с
экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых
маленьких детей?
Нами изучены специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой,
Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в
освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается
в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с
родителями в магазин, участвует в процессах куплипродажи, узнаёт, что
такое «моё», «твоё», «наше», «дорого», «дёшево» овладевая, таким образом,
экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь
это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо
мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих
представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об
одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).
Как справедливо отмечает С.А.Козлова, информация о социальной
действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает
5 огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно
полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее
стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой
интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру,
весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность,
реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд
они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них
заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим
содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное
использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей
природы. Задача педагогов и родителей помочь ребёнку адаптироваться к
современной действительности, стать социально полноценной личностью,
правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые
невольно вторгаются в его жизнь. Таким образом, авторы единодушны в том,
что непрерывное социальноэкономическое образование и воспитание
необходимо начинать с младшего школьног возраста, когда детьми
приобретается первичный опыт в экономических отношениях.
Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста –
глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет
его жизни.
Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”,
экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
научить их правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному использованию;
с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в
сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими
категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и
6 нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство,
щедрость” – с другой;
научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать
разумные потребности.
Экономическое образование – важный компонент в развитии и
воспитании ребенка. Современным детям предстоит жить в новых условиях,
овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений не
Поэтому возникла
предусматривает изучения основ экономики.
необходимость создания в рамках дополнительного образования программы
для младших школьников «Первые шаги в экономику». Полученные знания и
умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки
в средней школе.
Занятия и игры по этой программе позволяют развивать творческие
способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или
иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в
социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,
меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать
дружелюбную атмосферу.
С помощью этой программы успешно развиваются личность ребенка, его
интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта
деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В ходе занятий дети получают знания о банке, о людях, работающих в
банке. Знакомятся с профессиями. Так же во время игр формируется умение
7 слушать партнёров и соединять их замыслы со своими, учатся
комментировать свои действия и действия партнёров.
С помощью программы «Первые шаги в экономику» пытаюсь заложить
основы экономического образа мышления у ребенка, осознание им того, каков
“я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
8 ІІ ГЛАВА
ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»
Работа по программе «Первые шаги в экономику» позволяет
осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в
младшем школьном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности
что создание условий и практическая деятельность
показывают,
положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры
у детей. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность
младших школьников, совершенствовать коммуникативные качества. У детей
появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее
относиться к игрушкам, учебным принадлежностям и к предметам
окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились
взаимоотношения в детском коллективе.
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой
проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является
определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области
финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.)
успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно
– печатных, ролевых («Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья», «Детское
кафе»), дидактические игры: «Веселые повара», «Придумай рекламу», «В
доме зарплата», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных»,
9 «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины
магазинов», «На необитаемом острове».
Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда
людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных
видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе
которых действуют с необходимыми материалами.
Воспитание качества экономности реализуется в процессе
использования различных материалов, средств для осуществления замысла;
суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс
деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице «Семь
раз отмерь – один раз отрежь»).
Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо
выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и
привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и
общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для
этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и
игрупособие «Его величество – электричество», о бережном отношении к
воде – беседа «Сколько нам нужно воды?», «Зачем экономить воду?»
Работа по приобщению младших школьников к экономической
культуре проводится с постепенным усложнением и включает 3 блока.
На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания
и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и
растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно
или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и
растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах
существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти
10 первейшие жизненные потребности как из естественных, природных
источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами
или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных
человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь
друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей,
поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.
Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:
1 Этап:
Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать,
когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда
хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в
чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные
предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые
вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.
Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном
предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.
Ознакомление с разными профессиями,
произведениями о представителях разных профессий.
с художественными
Задачи:
1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в
той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям,
растениям, животным, героям художественных произведений – т.е.
представления о том, какие у них потребности.
11 2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках,
по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о
таких категориях, как «живое» и «неживое», «есть» или «нет»; о свойствах
воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.
На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении
друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы
каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в
узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности,
разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого
разнообразия.
Экономические проблемы:
знакомить с экономической категорией «потребность»;
расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно
важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах,
в которых нуждаются люди;
развивать творческие способности и воображения детей, их способность
участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо
отстаивать свою точку зрения.
3 этап: Решение практических задач.
На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или
иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух,
жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.)
Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из
потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к
тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров,
необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)
12 Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы
удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей
с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и
с тем, как выполнять установленные правила.
Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы
жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
После того, как дети усвоили экономические понятия и решали
практические задания самостоятельно перешла к разделу: «Обмен и деньги.
Рынок. Спрос и предложение. Цена», основной идеей которого является то,
что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно
для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и
услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических
потребностей.
Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.
Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без
использования денег.
Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг.
Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную
Цена устанавливается в результате
единицу товара или услуг.
сбалансированности между спросом и предложением.
Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и
покупателями.
Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации,
создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды,
образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы
13 разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий
расширению представлений о современных
ребенка к действию,
экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных
отношений.
Предварительная работа
Проведение ситуативных игр «Семья», «Магазин», во время которых
дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них,
пользуются «деньгами».
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и
предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к
производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.
Включение в подготовительную работу занятий по математике
(простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации
(реклама, изготовление «денег», вывесок и др.), конструированию.
Пребывание детей в «безденежном» обществе – игра без пользования
деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).
1 этап: Обмен и деньги. Рынок.
Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях,
существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами
и услугами; о назначении цены; о деньгах, как универсальном средстве
обмена; о спросе и предложении и их влиянии на величину цены.
Организация «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог
получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова «рынок».
14 Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение
конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в
играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего
нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена
товара и услуги.
2 этап: Спрос и предложение. Установление цены.
Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на
величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Проведение практического занятия: производство товара (игрушки,
поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара»
(реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены.
Определение спроса и предложения.
Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о
новой европейской денежной единице.
3 этап: Практические занятия.
Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.
Аукцион.
Конкурс на лучший проект.
Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость,
обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.
Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и
растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно
приобрести товар, где он производится. Значит, пришло время узнать, кто и
как производит товар.
15 Так переходим ко 2 блоку «Производитель и ресурсы. Реклама и
возможности».
Предварительная работа
Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными,
капитальными,
различными способами их применения.
человеческими),
разнообразием природных ресурсов,
Ознакомление детей с понятиями «товар» и «потребитель».
Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.
Представление о сути ресурсов (человеческих,
природных,
капитальных) и их использование для изготовления товаров.
Задачи предварительной работы
1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных
произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают
товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.
Познакомить детей с понятием «природа», объяснить, что относится к
природному миру.
Познакомить с понятием «товар».
1 этап: Расширение и углубление понятия «ресурсы»
Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных
ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных
профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с
детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес,
море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят
товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.
16 2 этап: Какие бывают производители.
Ознакомление детей с производителями товаров и услуг
(представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием
транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об
инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных
профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей
нужны товары и услуги. Уточнение понятий: «товары», «услуги»,
«потребитель», «производитель». Выяснение взаимосвязи потребления и
производства, услуг. Проведение практических занятий по теме «Что кому
нужно, что кем производится?»
3 этап: Решение практических задач
Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг –
представителями разных профессий; расширение представлений детей о
ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках
производителей. Решение задачи «Как появляется новая тетрадь?» (опираясь
на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в
процессе бесед, ответов на вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций,
чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и
человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно
при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном
процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием «экономия
ресурсов».
Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы
жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в
оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный
17 эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в
нее.
Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в
образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства.
Что характерно для хорошей рекламы?
Краткость, образность, привлекательность для зрителя.
Что должен уметь хороший специалист по рекламе?
Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные,
характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его
отличие от других и доказать преимущества. Чемто «словесная» часть
рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей,
подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать
свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.
Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше
узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд,
особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две
фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование
отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только
развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко
выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей.
Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не
меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую
рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы
можно предложить проиллюстрировать рисунками.
Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.
1.Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.
18 Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени
прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об
особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его
места обитания). (Например: реклама домика Буратино).
2. Рекламируемый объект известен только автору.
По тексту рекламы участники игры определяют, что именно
рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или не удачно составлена
реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны
характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает
степень своего «профессионализма»: чем лучше составлена реклама, тем
быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама
муравейника)
3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения
наблюдений.
В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты
собственной работы каждого ребенка.
Основные экономические понятия: реклама, рекламировать,
рекламодатель, рекламный агент, «свое дело».
Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары
и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что
имеешь. Отсюда и название 3 блока
«Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и
привычки в быту – это тоже экономика».
Основные идеи
19 Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые
можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди
постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности
ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и
в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество
способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?
Предварительная работа
Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности,
ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры «Что мы
выбираем?»
Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с
этим сталкиваются и люди, и животные.
Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае
их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей.
Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса,
умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.
1 этап: Расширение и углубление темы.
Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов
деятельности детей.
Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности
ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.
Уточнение понятий «ресурсы»,
«ограниченность ресурсов»,
ознакомление с понятиями «выбор», «цена выбора».
2 этап: Выбор и его цена.
Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.
20 Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все
потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится
поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться,
делая свой выбор (цена выбора).
3 этап: Решение практических задач.
Беседы, чтение рассказов по данной теме.
Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей
акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы
можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать
решение, какой из способов выбирать.
Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не
только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.
Основные экономические понятия: возможность,
потребность,
ограниченность, выбор, цена выбора.
Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию
экономических представлений у младших школьников способствует:
формированию экономического сознания младшего школьника;
приближению к реальной жизни;
пробуждению экономического мышления;
получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
обогащению детского словаря;
выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение
честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить
начатое дело до конца;
возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного
зарабатывания.
21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа позволит воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух
взаимопомощи и сотрудничества. Дети научатся проявлять уважение к самым
неожиданным мнениям.
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека
особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных
проблем. Поэтомуто экономическое образование надо начинать как можно
раньше, желательно уже с младшего школьного возраста.
Очевидно, что необходимо знакомить детей с такими понятиями, как
разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование
сбережений.
Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их
родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие
— комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья —
это «реальная экономика», и в ней «... дети не учатся жить, а живут...» (Е. А.
Аркин.)
22 Эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща
родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных
учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного
воспитания в экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА
ПРЕСС, 2007
2. Землянская Е. Экономика для младших школьников.
3. Курак ЕЛ, Экономическое воспитание (М., 2002)
4. Кнышева Л.В., О.И.Меньшикова «Экономика для малышей» Москва 1996
5. Кнышева Л.В., О.И.Меньшикова «Экономика детям большим и
маленьким» Москва 1994
6. Сосова И.А. Экономическое воспитание детей в семье (М., 1989)
7. А.А.Смоленцева «Проблемноигровая технология экономического
образования» Москва 2003
8. И.А.Сасова «Экономическое воспитание детей в семье» Самара 2005
9. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.:ВИТА
ПРЕСС, 2009
10. Словари, справочные и энциклопедические издания
11. Русские народные сказки
23 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Рассказывает ли ваш ребёнок о впечатлениях и знаниях, полученных
на занятиях по экономическому воспитанию? (да, нет, иногда)
2. Наблюдаете ли вы какиенибудь изменения в поведении детей,
связанные с занятиями по экономическому воспитанию (бережное
отношение к вещам и продуктам питания, проявление интереса к
Вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.)
(да, нет, иногда)
3. Беседуете ли Вы о доходах и расходах семьи с участием ребёнка?
(да, нет, иногда)
4. Советуетесь ли Вы с ребёнком во время приобретения вещей для
него? (да, нет, иногда)
5. Ваше мнение: нужно ли обучать дошкольников экономической
культуре? (да, нет)
6. Ваши предложения по обучению детей экономической культуре.
24
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
«Социализация младших школьников через экономическое воспитание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.