Вариант 1
1.
Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальная стратификация
Вид разделения
Социальные группы
Учителя
Подростки
• ••
Демографический
2.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми
они указаны. 1) Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства
социальных дистанций между ними. 2) Социальной стратификацией называют
дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и
некоторых других социально значимых признаков. 3) В социальной стратификации
устанавливается определенная социальная дистанция между людьми. 4) Под стратой
понимается совокупность людей, имеющих различия, порожденные происхождением. 5)
Средний класс в современном обществе представляет собой малочисленную радикальную
группу, поскольку она занимает промежуточное положение.
3.Установите соответствие между видом девиантного поведения и конкретным примером
поведения:. ПРИМЕРЫ А) гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и
сдавали их в питомник Б) гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад
детскому дому
В)гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнюю дочь дома одну Г)
студентка П.не уступила место в автобусе инвалиду Д) группа молодежи во время сухого
жаркого лета разожгла в лесу костер для приготовления шашлыков
ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1) отклоняющееся позитивное 2) отклоняющееся
негативное
4.Один из социологов отметил, что неравенство — это критерий, при помощи которого мы
можем разместить одни группы выше или ниже других. Какие из приведенных понятий
относятся к данному социальному явлению? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная стратификация
2)социальное партнерство 3) социальная дезорганизация 4) социальное неравенство 5)
социальная мобильность 6) социальное расслоение
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из
основных факторов социального____(А) и установления порядка в обществе. Она
облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя,
как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее
вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе ____(Б), кажется нам
неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется
значительная часть _____(В) контроля личности за своим поведением. Человек не может
участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На
его___(Г) накладывает
отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что
индивид является членом многих_____(Д) групп (семья, производственная бригада,
класс, студенческая группа и т.д.). Таким образом, возможность осуществления
группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в
первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то
обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых
данной группой культурных ____(Е), составляющих формальный или неформальный кодекс поведения».
Список терминов: 1) первичный 2) социализация 3) внутренний 4) вторичный 5)
контроль
6)межличностный 7) норма 8) поведение 9) санкции
6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 14.
Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного
аспекта половой принадлежности человека. Гендер — это культурологическая
характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не
пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности,
профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи,
правовые и этические нормы. Гендер — это своеобразный итог социализации человека в
обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Стереотипы по поводу гендера
отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через
игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя
идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек
в «дочкиматери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков
машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль
играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных
культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с
инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом,
авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, вызовом и
утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с
мягкостью,
альтруизмом,
эмоциональностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, с ценностью равенства,
справедливости и свободы и т.п. Тем не менее представления о мужественности и
женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный
отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и
женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины вы
сокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах
(Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях
между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с
мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от
равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
ответственностью,
терпимостью,
милосердием,
заботой,
(И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук)
Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется
1.
понятие «гендер». Приведите названные автором три характеристики понятия «гендер».
Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на
2.
поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором
любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики
женщины, ожидаемые обществом.
Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли
3.
культурной среды в этом процессе. Проиллюстрируйте влияние культурной среды на
социализацию мальчиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.
Авторы приводят различие в гендерной идеологии между экономически развитыми
4.
странами и странами с традиционной культурой. Назовите одну любую причину, приведшую к
различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, иллюстрирующие
различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной
культурой.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение,
раскрывающее любую функцию социального контроля.
6. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Социальные группы
Семья
Студенты университета
Вариант 2
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных групп
Вид группы
...
Большая
2.Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они
указаны. 1) Выделяют два типа социальной мобильности — горизонтальную мобильность и
вертикальную мобильность. 2) В современном обществе основным каналом социальной мо
бильности является социальный статус семьи. 3) Под каналами социальной мобильности
понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть
использованы для осуществления социальной мобильности. 4) Под горизонтальной
мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в
другой с изменением социального статуса. 5) Мобильность, как горизонтальная, так и
вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.
3.Установите соответствие между видом социальной нормы и ее признаками
ПРИЗНАКИ А) нормы формально определены Б) нормы устанавливаются государством
В)являются социальной ценностью Г) оказывают влияние на весь уклад жизни общества
Д) являются общеобязательным установлением
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ 1) нормы права 2) и право, и мораль
4.В доиндустриальную эпоху социальная группа «молодежь» отсутствовала. В деревенских
семьях, которые составляли подавляющее большинство в составе населения любой страны,
юношей и девушек очень рано, примерно в 1214 лет, женили или выдавали замуж. Таким
образом, человек сразу включался во взрослую жизнь. Молодежь как социальная группа
возникает вместе с развитием индустриального общества, потребовавшего, в частности,
значительного времени на получение образования. Какие признаки характерны для социальной
группы «молодежь»? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) становление
мировоззрения 2) радикализм социальных, политических, культурных взглядов 3)
социальная стабильность 4) профессиональное становление 5) забота о личном здоровье
6) неустойчивость и внутренняя противоречивость психики
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Под____(А) группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально
значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место
жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная
группа — это своеобразный___ (Б) между отдельным человеком и обществом в целом, а
также среда, в которой проистекают коллективные процессы. Не только общество, но и
отдельный человек живет по законам___(В). В группе рождаются нормы, правила,
обычаи, традиции, ритуалы, церемонии — иными словами, закладывается фундамент
социальной___(Г). В зависимости от____(Д) выделяются большие, средние и малые социальные группы.___(Е) социальные группы — это совокупности людей,
существующие в масштабе всего общества: классы,
социальные слои,
профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные
группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.».
Список терминов: 1) социальная 2) размер 3) группа 4) жизнь 5) уровень дохода
6) посредник 7) большие 8) малые 9) коллектив
6.Прочитайте текст и ответьте на вопросы 14
У современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах
были далеко не на первом месте: а) «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
б) «саморазвивайся, учись, становись умнее— тем самым ты содействуешь прогрессу
человечества»; в) «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем
самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; г) «не доставляй другим
неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».
Разумеется, сохраняются все классические нравственные требования: «не убивай», «не
воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Причем в наибольшей степени
усиливается самая проблемная заповедь — «не лги», что радикально может повысить уровень
доверия в обществе, а значит, и эффективность общественных механизмов, включая
уничтожение коррупции. Ведь человеку, который постоянно развивает себя, всегда уверен в
собственных силах, незачем лгать. Ложь ему невыгодна — она может подорвать его
репутацию профессионала.
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для современного общества — это
свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно
оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и
нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки
зрения современной нравственности традиционное общество просто переполнено
безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и
детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям
традиций», высок градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Важным нравственным императивом современного общества является уважение к закону и
праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и
безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чьелибо достоинство
является самым постыдным качеством.
(Сайт www
. ru / morals
. php)
Перечислите названные в тексте четыре важнейшие ценности современного общества,
. truemoral
Укажите главную ценность современного общества, названную авторами. Назовите
1.
которых не было в традиционном обществе.
Назовите библейскую заповедь, которая, по мнению автора, в современном обществе
2.
усиливается в наибольшей степени. Укажите две причины, которые, по мнению автора,
приводят к ненужности лжи в современном обществе.
3.
любые другие три важнейшие ценности современного общества.
Авторы утверждают: «...современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость
4.
(хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие)». Приведите один
пример, доказывающий оправданность государственного насилия в ответ на насилие, и один
пример, доказывающий, что государство не всегда имеет право ответить насилием на насилие.
К каждому из примеров приведите аргумент, обосновывающий вашу точку зрения (сначала
приведите пример, а затем аргумент).
5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение,
раскрывающее сущность одного из этих критериев
6.Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные
отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах
Вариант 3
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных групп
Социальные группы
Вид группы
Этническая
Парижане
Англичане
2.Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)Формальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и
межличностных взаимодействий, она лишена официальной регламентации и юридического
статуса. 2) Социальная группа — это объединение людей, имеющих общий значимый
социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой
отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными
институтами. 3) Общество в социологии рассматривается как совокупность множества
социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от
друга. 4) Первичной является группа, в которой взаимодействие между членами группы
носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем
эмоциональности. 5) 5)Реальные группы — это группы, выделяемые с целью проведения
социологического исследования или статистического учета населения по социально значимым
критериям
3.Установите соответствие между типом стратификации и ее признаками:
ПРИЗНАКИ А) группы различаются юридическими правами Б) закрепляется с помощью
дипломов, разрядов и т.д. В) отличается относительной закрытостью Г) закрепляет
деление по содержанию и условиям труда Д) передается по наследству
ТИП СТРАТИФИКАЦИИ 1) сословная 2) социальнопрофессиональная
4.В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст. В Древней
Руси 10летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать
определенные государственные посты, а 12летние княжичи, к тому времени заканчивавшие
обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса
«воинратник дружины». Какие причины привели к тому, что молодежь стала восприниматься как особая социальная группа? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)
Фабричное производство создавало условия для использования детского труда на
промышленных предприятиях. 2) Углубление разделения труда, вызванное промышленной
революцией, отделило семью от процесса производства, что сделало недостаточным семейное
воспитание для овладения многими социальными ролями. 3) Увеличилось количество войн,
молодежь стала основной частью вооруженных сил и опорой военачальников в боевых дей
ствиях. 4) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения
необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. 5) Рост
мобильности и усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений
вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.
6) Рост благосостояния по сравнению с традиционным обществом дал возможность родителям
значительно большее время содержать детей, не «сбывать их с рук».
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Существуют различные аспекты____(А) — экономический,
политический,
юридический, нравственный, духовный и др. Каждый видит в свободе то, что желает
увидеть. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте
стоит ____(Б). Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная
и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в
____(В), в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в
конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. Выступая легитимной (законной)
шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной
действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера
свободы как продукта развития. А также и мера социальной ___(Г). Основной смысл
юридической свободы — это оградить индивида от внешнего произвола как со
стороны___(Д), так и со стороны окружающих сограждан. Правовые нормы, будучи
едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы
поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного__ (Е)».
Список терминов: 1) поведение 2) власть 3) свобода 4) мораль 5) потребность 6)
необходимость 7) воля 8) право 9) ответственность
6.Прочитайте текст и ответьте на вопросы 14
Первое, что, казалось бы, роднит всех членов этнической общности и одновременно отличает
от членов других общностей, — язык. В известной степени это справедливо по отношению к
русским, полякам, башкирам и многим другим этносам, но это не может быть отнесено,
например, к англичанам, испанцам, немцам и т.д. Например, отличая англичан от французов,
язык не отделяет их от американцев, англоканадцев, отличая испанцев от шведов, язык не
отличает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев. Однако различие между этносами прояв
ляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет
аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Что же касается языковой
общности, то она является одновременно и важнейшим условием возникновения и развития
культурной общности, и существеннейшим компонентом последней.
Важным фактором является этническое самосознание — осознание людьми своей
принадлежности именно к этой, а не к какойлибо другой общности. Тем самым человек
осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие». Наличие этнического
сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса. Этническое
самосознание невозможно без самоназвания.
Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только
как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Этнос может существовать, только Назовите два фактора, которые, по мнению автора, являются определяющими для этноса.
Чем, по мнению автора, является языковая общность? Назовите три ее качества.
Приведите фразу, в которой автор раскрывает понятие «этническое самосознание».
постоянно воспроизводясь. Существование этноса предполагает наследование. Передача
этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное. Но в
нормальных условиях культурное воспроизводство человека неотделимо от биологического.
Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое
самосознание. Отсюда вытекает представление, что этническая общность есть общность
происхождения, что каждый этнос — особая порода людей. Таким образом, социальная
общность людей осознается как общность биологическая, что отражается в языке. Слово
«народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать»,
«порождать». (И.А. Гобозов)
1.
2.
3.
Назовите любые два, не указанных в тексте, фактора, которые объединяют этнос.
Автор утверждает, что «этнос есть общность социальная и только социальная», а дальше
4.
подводит к выводу: «Таким образом, социальная общность людей осознается как общность
биологическая». Приведите один любой аргумент, доказывающий, что этнос есть общность
социальная. Приведите три фразы, которые послужили обоснованием для вывода о том, что этнос
нередко осознается как общность биологическая.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность
любого из видов социальной мобильности.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте
план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее
трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант 4
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальные конфликты
Тип конфликта
Политический
...
Цель конфликта
Борьба за властные полномочия
Борьба за ресурсы, сферы влияния,
распределение собственности
2.Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
Социальноэтническая общность — это исторически сложившаяся на определенной
1)
территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры,
психологического склада и самосознания. 2) Естественной предпосылкой формирования
того или иного этноса служит общность языка, поскольку он создает необходимые условия
для совместной жизнедеятельности людей. 3) Племя — тип этнической общности, присущий
феодальному обществу и основанный на территориальном единстве 4) Нация —
исторически сложившийся тип этнической общности, который сформировался в период
феодальной раздробленности с целью сплочения этноса для отпора врагу. 5) Интегративным
показателем сформировавшейся социальноэтнической общности выступает этническое
самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства
и отличия от других этнических групп.
3.В каких из приведенных ситуаций речь идет о вертикальной социальной мобильности?
Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданка К. победила на конкурсе
пианистов. 2) Гражданин С. выиграл грант на выполнение проекта. 3) Окончив институт,
гражданка М. в поисках работы разослала свое резюме в несколько организаций. 4)
Гражданка Д. выиграла приз в телевизионной игре. 5) Гражданин М. выиграл в лотерею путевку в Крым. 6) После аттестации гражданка Д. была переведена на другую должность с
меньшим окладом
4.С понятием «семья» человек знаком с раннего детства, но при этом многие не задумываются
*о том, почему ученые называют семью важнейшей ячейкой общества. Начиная урок о семье и
ее функциях, учитель предложил восьмиклассникам самостоятельно, до объяснения темы,
подумать и назвать важнейшие функции семьи. Какие функции семьи назвали
восьмиклассники? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рождение детей 2)
управление общественно полезной деятельностью
3)воспитание детей 4) экономическая поддержка членов семьи 5) представление
социальных интересов 6) формирование общественного мнения
5.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ролью называется ожидаемое ____ (А), ассоциируемое с определённым___(Б). Совокупность
ролей, соответствующих данному статусу, называется___(В). Наши роли определяются
ожиданиями других___(Г). Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются___(Д), а
другие, вроде
умения вести себя за столом, — неформальные. Когда человек ведёт себя в соответствии с
ролевыми ожиданиями окружающих, он получает социальные____(Е).
Список терминов: 1) формальный 2) социализация 3) поощрение 4) поведение 5)
предписанный статус 6) ролевой набор 7) порицание 8) статус 9) член общества
6.Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие
индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов. При этом одни
индивиды и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп
цндивидов или общества в целом в данный момент времени и (или) в будущем.
Люди и социальные группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям
(функциям). Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации,
получение информации, реакцию на полученную информацию, переработку информации,
получение переработанной информации, реакцию на эту информацию.
Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество
направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к
системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с
ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание
социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.
Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения
людей и обеспечивает следование социальным нормам.
Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов
общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы, или
девиантным. Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие
поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
(Ю. Коцегубова)
1. Что, по мнению автора текста, является исходным моментом для возникновения
социальной связи? С какой целью создаются социальные связи?
2. Что такое социальное взаимодействие индивидов и групп? Какое обязательное условие
существует для того, чтобы можно было говорить о том, что индивиды и группы
«взаимодействуют» между собой?
3. Какие шесть аспектов взаимодействия называет автор текста? Используя обществоведческие, исторические знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.
4. Приведите положение текста, раскрывающее с точки зрения автора суть девиантного
поведения в широком и узком смыслах слова. Опираясь на обществоведческие знания,
приведите два аргумента, объясняющих, почему девиантное поведение рассматривается в
некоторых случаях как предосудительное и недопустимое.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о критериях классификации социальных групп, и одно предложение,
раскрывающее значения социальной группы для человека.
6.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте
план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не
менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Социальные группы
Семья
Студенты университета
Вариант 5
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных групп
Вид группы
...
Большая
2.Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под
которыми они указаны. 1) Межнациональные отношения могут осуществляться как на
уровне взаимодействия народов в различных сферах общественной жизни, так и на уровне
межличностных отношений людей различной этнической принадлежности.
2)
Межнациональная дифференциация — это процесс сближения и объединения народов,
расширение связей между этносами,
интернационализация общественной жизни,
взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. 3) Национальные отношения
имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения уникальной
национальной культуры, с другой — обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического
взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей. 4) Межнациональная интеграция
— это разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, полити
ческой и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и
национального самосознания. 5) Для успешного развития межнациональных отношений необходимо отказаться от насилия и принуждения, а также признать права и свободы человека
важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности.
3.В каких из приведенных ситуаций речь идет о горизонтальной социальной мобильности?
Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Жительница села гражданка Ю. вышла
замуж за сына банкира. 2) По решению руководства завода гражданин Р. стал начальником
цеха. 3) Тракторист перешел работать в другое фермерское хозяйство. 4) Выпускница
консерватории прошла по конкурсу в Большой театр. 5) Гражданка Г. вышла замуж за
своего однокурсника. 6)Гражданин С., успешно сдав экзамен в ГИБДД, получил любительские
водительские права.
4.На совете одной из школ города С было решено, что государственный праздник День
народного единства они отметят фестивалем, на котором учащиеся, представители разных
этносов, познакомят со своей культурой. Несколько школьников, представители одной
этнической группы, подготовили концертпрезентацию, в который были включены некоторые
элементы культуры их народа. Какие из элементов, включенных в концертпрезентацию, дадут
учащимся школы представление о культуре народа этой этнической группы? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1)Учащиеся представили слайдшоу с демонстрацией экономических, научных и технических
достижений их этнической родины. 2) Школьники станцевали фольклорный танец в
национальных костюмах. 3) Школьники показали слайдшоу, в котором была продемонст
рирована природа их этнической родины 4) Группа школьников спела фольклорные песни на
родном языке. 5) В конце концертапрезентации школьники угостили зрителей пирогами,
испеченным по старинному национальному рецепту. 6) Школьники показали небольшой
фильм о том, как отдыхает молодежь на их этнической родине
4.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Поскольку социальный статус отражает уровень____(А) положения человека в обществе, то
данное понятие тесно связано с термином ____(Б). Это особая категория, которая использует
ся для обозначения социальной значимости __(В), занимаемых различными группами и людьми
в обществе. Этому качеству могут соответствовать профессии, дома, курорты, автомобили,
одежда. Понятие___(Г) имеет другое содержание. Оно означает признание группой или
обществом в целом__(Д) членов
группы или общества. Он отражает__(Е) отдельной личности в группе и в обществе.
Список терминов: 1) авторитет 2) оценка 3) степень влияния 4) престиж 5)
адаптация
6)позиции 7) личные и деловые качества
6.Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Если исходить из большого числа социальнопсихологических исследований, направленных на
поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных,
внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что
конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В
действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких
проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную,
но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный
конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в
свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести
к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций,
взаимосвязей,
снижать групповую
сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом.
ослаблять ценностноориентационное единство, Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых
взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на
каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её
осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения
конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно
на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что
внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность,
но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В
групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению
застоя, служит источником нововведений, развития.
Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль
практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, об
наруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы
(группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от
подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также,
что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед
лицом внешней опасности, внешних проблем.
(Л. Петровская)
1. В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём
проявляется противоречивый характер конфликта?
2. В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и
межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления.
3. Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное
влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание
текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
4. Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником
развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие
знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отклоняющееся поведение»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о негативных формах отклоняющегося поведения, и одно предложение,
раскрывающее на примере положительное влияние отклоняющегося поведения.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте
план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее
трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.