"Социальная сфера" контрольная работа по обществознанию 11 класс

  • Контроль знаний
  • doc
  • 23.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ответы к контролю соц сфера.doc
Ответы. Раздел 5 1 Вариант 2 Вариант 1 Профессиональная Малая 123 11222 146 523817 135 11221 1246 163427 1 2 3 4 5 Вариант 1 Вариант 5 Вариант 4 Вариант3  Территорьиал Экономическая Малая 234 12121 2456 368921 125 136 134 486913 135 356 245 246173 Текст 1 1. В ответе должны быть следующие элементы: 1) указана цель: ­ понятие   используется   с   целью   отображения   социокультурного   аспекта   половой принадлежности человека; это культурологическая характеристика поведения; 2) приведены характеристики: ­ ­ обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы; ­ это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.    например: инициативность в отношениях; агрессивность; установка на господство; авантюризм; авторитаризм; стремление к лидерству; рациональность в мыслях и действиях; вызов и утверждение собственного « Я » . Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 2. В ответе должны быть следующие элементы: 1) названы типичные характеристики   МУЖЧИНЫ,    ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2) названы типичные характеристики женщины, например: ­ мягкость; ­ милосердие; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 3. В ответе могут быть приведены примеры, допустим: ­ как правило, в семье девочек приучают готовить, мыть посуду, убираться в квартире (доме) и т.п., при этом мальчиков от подобной работы освобождают, говоря, что это не мужское дело; забота; ответственность; терпимость; альтруизм; эмоциональность; стремление к поиску согласия, компромисса; ценность равенства, справедливости и свободы. ­ уже в раннем детстве отцы обучают мальчиков водить автомобиль, обучать же водить машину девочек большинству отцов не приходит в голову; ­ если   мальчик   заплачет,   ему   тут   же   говорят   о   том,   что   плакать   мальчик   не   должен, поскольку   это   могут   делать   только   девочки,   как   слабые   существа,   а   мальчики   должны мужественно сносить все неприятности, никому не показывать свою слабость.Ответы. Раздел 5 2 Могут быть приведены другие примеры. 4. В ответе должны быть следующие элементы: 1) названа причина: ­ в экономически  развитых  странах  произошел  промышленный  переворот,  что, с  одной стороны, привело к широкому участию женщин в экономике, а с другой — к тому, что мужчина перестал быть в семье основным «добытчиком»; в странах с традиционной культурой сохранились и   традиционная   аграрная   экономика   с   ручным   трудом   и,   как   следствие,   традиционные обязанности мужчин и женщин. 2) приведены примеры: ­ в странах с развитой экономикой все большее распространение получает партнерская семья, в которой нет строгого распределения обязанностей; в странах с традиционной культурой господствует патриархальная семья с жестким закреплением обязанностей; ­ в   странах   с   развитой   экономикой   все   больше   стирается   грань   между   мужскими   и женскими профессиями: женщины служат в армии, в полиции, становятся космонавтами и т.п.; в странах с  традиционной  культурой  женщины,  как  правило,  не  работают вообще,  их  трудовая деятельность ограничена домашним хозяйством. 5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия: Социальный контроль — это система способов регулирующего воздействия общества,  социальных групп на личность. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение. Предложения: 1. Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции. 2. Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы. 1. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Функции семьи как социального института: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственная; г) экономическая; д) социально­статусная и многие др. 2. Изменения в обществе и современная семья: а)изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнёрского типа; б) от многопоколенной се;мьи к нуклеарной. 3. Государство и семья. Возможны   другое   количество   и   (или)   иные   корректные   формулировки   пунктов   и подпунктов   плана.   Они   могут   быть   представлены   в  назывной,  вопросной  или   смешанной формах. 6. Вариант 2 Текст 2 1. В ответе должны быть перечислены ценности: ­ «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»; ­ «саморазвивайся, учись, становись умнее»; ­ «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке»; ­ «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность». Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 2. В ответе должны быть следующие элементы: 1) Названа заповедь:Ответы. Раздел 5 3 ­ « не лги ». 2) Указаны ПРИЧИНЫ:     ­ человек,  который  постоянно  развивает  себя,  всегда   уверен в  собственных  силах,   ему незачем лгать; свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. свобода выражения мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций; право избирать и быть избранным; право на труд и его свободный выбор; право на справедлйвые и благоприятные условия труда; ­ ложь может подорвать его репутацию профессионала. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 3. В ответе должны быть следующие элементы: 1) указана ценность: ­ 2) названы ценности, например: ­ ­ ­ ­ ­ ­ право на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ право   на   защиту   моральных   и   материальных   интересов,   являющихся   результатом право на отдых; право на достойный жизненный уровень; право на медицинский уход, социальное обслуживание; право на образование; право на участие в культурной жизни общества; право пользоваться благами научного прогресса; научных, литературных или художественных трудов. Могут быть названы любые другие ценности. 4. В ответе должны быть следующие элементы: 1) приведен пример, доказывающий оправданность государствен ­летом 2011 года в Великобритании молодежь неблагополучных окраин Лондона в ответ на   ного насилия, допустим:   убийство полицейскими молодого человека начала погромы, в результате которых был нанесен  большой материальный ущерб и пострадали ни в чем не повинные граждане. ­ аргумент:   Великобритания   —   демократическая   страна,   и   у   граждан   есть   множество возможностей добиться установления справедливости правовыми методами. 2) приведен пример: ­ глава государства Ливии полковник Муаммар Каддафи  применил против восставших граждан страны войска, в результате была развязана война против собственного народа; ­ аргумент:   Ливия   —   тоталитарное   государство,   и   у   граждан   страны   отсутствуют правовые методы установления справедливости. Могут быть приведены другие примеры и другие аргументы. 1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия: Социальная стратификация — это система признаков и критериев социального расслоения,  неравенства в обществе, социальная структура общества. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение. Предложения: 1. К   критериям   социальной   стратификации   относят   доход,   власть,   образование,   престиж профессии. 2. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени, он может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии, дивидендов по акциям, прибыли от предпринимательской деятельности.Ответы. Раздел 5 4 2. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Современные нации — высшая форма этнической общности. 2. Источники национальной общности: а) историческая память; б) национальное самосознание; в) национальные интересы.Межнациональные отношения в современном мире: а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада); б)межнациональные конфликты и пути их преодоления; в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства  преодоления национальных конфликтов; г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция  национальной политики РФ»). Вариант 3 культура; самосознание. Текст 3 1. В ответе должны быть названы факторы: ­ ­ 2. В ответе должны быть названы качества: ­ ­условие развития культурной общности; ­является компонентом культурной общности. 3. В ответе должны быть следующие элементы: 1) приведена фраза: ­«осознание   людьми   своей   принадлежности   именно   к   этой,   а   не   к   какой­либо   другой условие возникновения культурной общности; общности»; 2) названы два фактора, например: ­общность духовных ценностей; ­общность происхождения; ­общность исторической судьбы. 4. В ответе должны быть следующие элементы: 1) приведен аргумент: ­ребенок,   принадлежащий   к   одному   этносу,   но   с   младенчества   воспитываемый   людьми другого этноса, будет ощущать себя представителем этноса, который его воспитал. Могут быть приведены другие аргументы. 2) Приведены три фразы: ­«в   нормальных   условиях   культурное   воспроизводство   человека   неотделимо   от биологического»; ­«дети   наследуют   от   родителей   не   только   телесную   организацию,   но   и   культуру,   и этническое самосознание»; ­«отсюда вытекает представление, что этническая общность есть общность происхождения, что каждый этнос — особая порода людей». 3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия: Социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной  группы в обществе. Предложения: 1. Социологи   выделяют   вертикальную   и   горизонтальную,   индивидуальную   и   групповую социальную мобильность. 2. Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверхОтветы. Раздел 5 5 или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения. Могут быть составлены другие предложения. 3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Социализация   как   процесс   усвоения   индивидом   образцов   поведения,   социальных   норм   и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. 2. Основные элементы социализации: а) обучение и воспитание индивида; б)взаимодействие с другими людьми; в) освоение культурных ценностей и норм общества; г) приобретение определённых прав, обязанностей, привычек, взглядов; д)освоение видов совместной общественной деятельности; е) нахождение своего места в обществе. 3. Этапы социализации: а) начальный этап: социализация ребёнка; б)средний этап: социализация в процессе обучения; в) завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные  роли. 4. Агенты (институты) социализации: а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное  воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.); б)агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд,  церковь. 5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей. 6. Значение социализации в жизни человека и развитии общества. Вариант 4 1. Ответ должен содержать следующие элементы: 1) исходный   момент   для   возникновения   социальной   связи:   взаимодействие   индивидов   или групп индивидов; 2) цель создания социальных связей: удовлетворение потребностей индивидов или групп. Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках. 2. Ответ должен содержать следующие элементы: 1) социальное взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов; 2) обязательное условие, без которого не может быть взаимодействия: поведение индивида и группы   обязательно   должны   иметь   значение   для   других   индивидов   и   групп   индивидов   или общества в целом. Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках. 3. Ответ должен содержать следующие элементы: 1) шесть аспектов взаимодействия: передача информации, получение информации, реакция на полученную информацию, переработка информации, получение переработанной информации, реакция на переработанную информацию; 2) два любые аспекта проиллюстрированы примерами. Первый пример: учитель объясняет правила решения задачи (передача информации). Второй пример: ученик решает задачу на основе объяснения учителя (реакция на переработанную  информацию). Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 4. Ответ должен содержать следующие элементы: 1) суть девиантного поведения в широком и узком смыслах: »Ответы. Раздел 5 6 в широком: поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов  общества как предосудительное и недопустимое; в узком: поведенческие отклонения, которые не влекут за собой юридической ответственности; 2) аргументы: — девиантное поведение, присущее меньшинству членов общества, со временем может стать доминирующим и при этом наносящим вред всему обществу; — девиантное поведение в начале своего существования может не быть противоправным, но затем оно способно перерасти в правонарушение. Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках. 4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия: Социальная группа — это любая совокупность людей, сформированная по определённому  социально значимому признаку. Предложения: I. В основу классификации социальных групп положены следующие критерии: численность,  характер взаимодействия между их членами, способ организации, степень организованности,  продолжительность существования, характер деятельности, возраст, пол членов групп. 2. В группе человек реализует свою социальную сущность, в ней происходит процесс  социализации. 4. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Социальный контроль как совокупность способов воздействия общества на поведение  личности и групп. 2. Признаки социального контроля: а) упорядоченность, категоричность и формализованное^; б)связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение; в) коллективное осуществление контроля. 3. Функции социального контроля: а) регулятивная (регулирование жизни людей); б)охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов); в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях). 4. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) социальные санкции. 5. Виды социального контроля: а) формальный контроль посредством правовых норм; б)неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов; в) социальный контроль в профессиональной деятельности; г) социальный контроль в семье и частной жизни; 6. Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью. Вариант 5 1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сферы: —внутриличностная сфера; —сфера межличностных отношений; —сфера внутригрупповых отношений; —сфера межгрупповых отношений; 2) объяснение противоречивого характера конфликта.Ответы. Раздел 5 7 Например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль  в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме. 2. В правильном ответе должны быть приведены следующие позиции: 1) может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития; 2) играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации; 3) обнаруживая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и   устраняя   их   на   стадии   разрешения,   конфликт   освобождает   группу   от   подтачивающих   её факторов   и   тем   самым   способствует   её   стабилизации;4)   может   выполнять   интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. 3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) пример групповой конфликтной ситуации: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими  крупнейшими держателями акций. Может быть приведён другой уместный пример; 2) этапы эволюции конфликта и примеры: — этап   объективной   конфликтной   ситуации:   разногласия   при   распределении   прибыли компании; — этап осознания сторонами конфликтной ситуации: ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании; — этап   конфликтного   поведения:   несколько   крупнейших   акционеров   заявили   о   выходе   из совета директоров; — этап разрешения конфликта: стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах. 4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что: — внутриличностный   конфликт   связан   с   процессом   самопознания,   осмысления   человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов; — внутриличностный   конфликт   способствует   выстраиванию   или   корректировке   человеком своих жизненных планов, смене социального окружения; — выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни; 2) в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что: — внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет; — в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими; — состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. 5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия: Отклоняющееся поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе  поведенческим стандартам, правилам и нормам. Предложения: 1. К   негативным   формам   отклоняющегося   поведения   относятся   преступность,   алкоголизм, наркомания. 2. Отклоняющееся   от   нормы   поведение   может   иметь   позитивный   характер,   например проявление   неординарных   способностей   личности   (экстрасенсорных   способностей,   дараОтветы. Раздел 5 8 предвидения будущего). Могут быть составлены другие предложения. 5. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие   социального   института   как   постоянно   повторяющихся   и   воспроизводящихся отношений, связанных с выполнением важнейших социальных функций. 2. Характеристики социального института: а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; б)осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных  потребностей общества; в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями; г) является устойчивой формой организации деятельности; д) складывается исторически. 3. Основные социальные институты: а) институт семьи и брака; б) политические институты (государство, партии и др.); в) экономические институты (производство, обмен и др.); г) институты науки, образования и культуры; д) институт религии. 4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят  согласованность в действия членов общества).