Ответы. Раздел 5
1
Вариант 2
Вариант 1
Профессиональная Малая
123
11222
146
523817
135
11221
1246
163427
1
2
3
4
5
Вариант 1
Вариант 5
Вариант 4
Вариант3
Территорьиал Экономическая Малая
234
12121
2456
368921
125
136
134
486913
135
356
245
246173
Текст 1
1. В ответе должны быть следующие элементы:
1) указана цель:
понятие используется с целью отображения социокультурного аспекта половой
принадлежности человека;
это культурологическая характеристика поведения;
2) приведены характеристики:
обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и
занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические
нормы;
это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой
принадлежностью.
например:
инициативность в отношениях;
агрессивность;
установка на господство;
авантюризм;
авторитаризм;
стремление к лидерству;
рациональность в мыслях и действиях;
вызов и утверждение собственного « Я » .
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
2. В ответе должны быть следующие элементы:
1) названы типичные характеристики
МУЖЧИНЫ,
2) названы типичные характеристики женщины, например:
мягкость;
милосердие;
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
3. В ответе могут быть приведены примеры, допустим:
как правило, в семье девочек приучают готовить, мыть посуду, убираться в квартире
(доме) и т.п., при этом мальчиков от подобной работы освобождают, говоря, что это не мужское
дело;
забота;
ответственность;
терпимость;
альтруизм;
эмоциональность;
стремление к поиску согласия, компромисса;
ценность равенства, справедливости и свободы.
уже в раннем детстве отцы обучают мальчиков водить автомобиль, обучать же водить
машину девочек большинству отцов не приходит в голову;
если мальчик заплачет, ему тут же говорят о том, что плакать мальчик не должен,
поскольку это могут делать только девочки, как слабые существа, а мальчики должны
мужественно сносить все неприятности, никому не показывать свою слабость.Ответы. Раздел 5
2
Могут быть приведены другие примеры.
4. В ответе должны быть следующие элементы:
1) названа причина:
в экономически развитых странах произошел промышленный переворот, что, с одной
стороны, привело к широкому участию женщин в экономике, а с другой — к тому, что мужчина
перестал быть в семье основным «добытчиком»; в странах с традиционной культурой сохранились
и традиционная аграрная экономика с ручным трудом и, как следствие, традиционные
обязанности мужчин и женщин.
2) приведены примеры:
в странах с развитой экономикой все большее распространение получает партнерская
семья, в которой нет строгого распределения обязанностей; в странах с традиционной культурой
господствует патриархальная семья с жестким закреплением обязанностей;
в странах с развитой экономикой все больше стирается грань между мужскими и
женскими профессиями: женщины служат в армии, в полиции, становятся космонавтами и т.п.; в
странах с традиционной культурой женщины, как правило, не работают вообще, их трудовая
деятельность ограничена домашним хозяйством.
5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
Социальный контроль — это система способов регулирующего воздействия общества,
социальных групп на личность.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение. Предложения:
1. Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции.
2. Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы.
1. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Функции семьи как социального института:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) хозяйственная;
г) экономическая;
д) социальностатусная и многие др.
2. Изменения в обществе и современная семья:
а)изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнёрского типа;
б) от многопоколенной се;мьи к нуклеарной.
3. Государство и семья.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной
формах.
6.
Вариант 2
Текст 2
1. В ответе должны быть перечислены ценности:
«не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
«саморазвивайся, учись, становись умнее»;
«добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке»;
«не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и
частную собственность».
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
2. В ответе должны быть следующие элементы:
1) Названа заповедь:Ответы. Раздел 5
3
« не лги ».
2) Указаны ПРИЧИНЫ:
человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах, ему
незачем лгать;
свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости.
свобода выражения мнения;
свобода мирных собраний и ассоциаций;
право избирать и быть избранным;
право на труд и его свободный выбор;
право на справедлйвые и благоприятные условия труда;
ложь может подорвать его репутацию профессионала.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
3. В ответе должны быть следующие элементы:
1) указана ценность:
2) названы ценности, например:
право на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд;
право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом
право на отдых;
право на достойный жизненный уровень;
право на медицинский уход, социальное обслуживание;
право на образование;
право на участие в культурной жизни общества;
право пользоваться благами научного прогресса;
научных, литературных или художественных трудов.
Могут быть названы любые другие ценности.
4. В ответе должны быть следующие элементы:
1) приведен пример, доказывающий оправданность государствен
летом 2011 года в Великобритании молодежь неблагополучных окраин Лондона в ответ на
ного насилия, допустим:
убийство полицейскими молодого человека начала погромы, в результате которых был нанесен
большой материальный ущерб и пострадали ни в чем не повинные граждане.
аргумент: Великобритания — демократическая страна, и у граждан есть множество
возможностей добиться установления справедливости правовыми методами.
2) приведен пример:
глава государства Ливии полковник Муаммар Каддафи применил против восставших
граждан страны войска, в результате была развязана война против собственного народа;
аргумент: Ливия — тоталитарное государство, и у граждан страны отсутствуют
правовые методы установления справедливости.
Могут быть приведены другие примеры и другие аргументы.
1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
Социальная стратификация — это система признаков и критериев социального расслоения,
неравенства в обществе, социальная структура общества.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение. Предложения:
1. К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж
профессии.
2. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период
времени, он может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии, дивидендов по
акциям, прибыли от предпринимательской деятельности.Ответы. Раздел 5
4
2. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Современные нации — высшая форма этнической общности.
2. Источники национальной общности:
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы.Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада);
б)межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства
преодоления национальных конфликтов;
г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция
национальной политики РФ»).
Вариант 3
культура;
самосознание.
Текст 3
1. В ответе должны быть названы факторы:
2. В ответе должны быть названы качества:
условие развития культурной общности;
является компонентом культурной общности.
3. В ответе должны быть следующие элементы:
1) приведена фраза:
«осознание людьми своей принадлежности именно к этой, а не к какойлибо другой
условие возникновения культурной общности;
общности»;
2) названы два фактора, например:
общность духовных ценностей;
общность происхождения;
общность исторической судьбы.
4. В ответе должны быть следующие элементы:
1) приведен аргумент:
ребенок, принадлежащий к одному этносу, но с младенчества воспитываемый людьми
другого этноса, будет ощущать себя представителем этноса, который его воспитал.
Могут быть приведены другие аргументы.
2) Приведены три фразы:
«в нормальных условиях культурное воспроизводство человека неотделимо от
биологического»;
«дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и
этническое самосознание»;
«отсюда вытекает представление, что этническая общность есть общность происхождения,
что каждый этнос — особая порода людей».
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
Социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной
группы в обществе.
Предложения:
1. Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую
социальную мобильность.
2. Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверхОтветы. Раздел 5
5
или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.
Могут быть составлены другие предложения.
3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и
ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Основные элементы социализации:
а) обучение и воспитание индивида;
б)взаимодействие с другими людьми;
в) освоение культурных ценностей и норм общества;
г) приобретение определённых прав, обязанностей, привычек, взглядов;
д)освоение видов совместной общественной деятельности;
е) нахождение своего места в обществе.
3. Этапы социализации:
а) начальный этап: социализация ребёнка;
б)средний этап: социализация в процессе обучения;
в) завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные
роли.
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное
воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б)агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд,
церковь.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
6. Значение социализации в жизни человека и развитии общества.
Вариант 4
1. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) исходный момент для возникновения социальной связи: взаимодействие индивидов или
групп индивидов;
2) цель создания социальных связей: удовлетворение потребностей индивидов или групп.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
2. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) социальное взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов;
2) обязательное условие, без которого не может быть взаимодействия: поведение индивида и
группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп индивидов или
общества в целом.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
3. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) шесть аспектов взаимодействия:
передача информации, получение информации, реакция на полученную информацию, переработка
информации, получение переработанной информации, реакция на переработанную информацию;
2) два любые аспекта проиллюстрированы примерами.
Первый пример: учитель объясняет правила решения задачи (передача информации).
Второй пример: ученик решает задачу на основе объяснения учителя (реакция на переработанную
информацию).
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
4. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) суть девиантного поведения в широком и узком смыслах:
»Ответы. Раздел 5
6
в широком: поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов
общества как предосудительное и недопустимое;
в узком: поведенческие отклонения, которые не влекут за собой юридической ответственности;
2) аргументы:
— девиантное поведение, присущее меньшинству членов общества, со временем может стать
доминирующим и при этом наносящим вред всему обществу;
— девиантное поведение в начале своего существования может не быть противоправным, но
затем оно способно перерасти в правонарушение.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
Социальная группа — это любая совокупность людей, сформированная по определённому
социально значимому признаку.
Предложения:
I. В основу классификации социальных групп положены следующие критерии: численность,
характер взаимодействия между их членами, способ организации, степень организованности,
продолжительность существования, характер деятельности, возраст, пол членов групп.
2. В группе человек реализует свою социальную сущность, в ней происходит процесс
социализации.
4. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальный контроль как совокупность способов воздействия общества на поведение
личности и групп.
2. Признаки социального контроля:
а) упорядоченность, категоричность и формализованное^;
б)связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;
в) коллективное осуществление контроля.
3. Функции социального контроля:
а) регулятивная (регулирование жизни людей);
б)охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);
в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).
4. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
5. Виды социального контроля:
а) формальный контроль посредством правовых норм;
б)неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;
в) социальный контроль в профессиональной деятельности;
г) социальный контроль в семье и частной жизни;
6. Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.
Вариант 5
1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сферы:
—внутриличностная сфера;
—сфера межличностных отношений;
—сфера внутригрупповых отношений;
—сфера межгрупповых отношений;
2) объяснение противоречивого характера конфликта.Ответы. Раздел 5
7
Например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль
в развитии личности, группы, общества в целом.
Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.
2. В правильном ответе должны быть приведены следующие позиции:
1) может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;
2) играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон
образов ситуации;
3) обнаруживая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами),
и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её
факторов и тем самым способствует её стабилизации;4) может выполнять интегративную
функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пример групповой конфликтной ситуации:
в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими
крупнейшими держателями акций.
Может быть приведён другой уместный пример;
2) этапы эволюции конфликта и примеры:
— этап объективной конфликтной ситуации: разногласия при распределении прибыли
компании;
— этап осознания сторонами конфликтной ситуации: ряд акционеров предлагали направить
прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;
— этап конфликтного поведения: несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из
совета директоров;
— этап разрешения конфликта: стороны пришли к компромиссу.
Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что:
— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком
своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;
— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком
своих жизненных планов, смене социального окружения;
— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека,
изменение им своей жизни;
2) в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что:
— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть
которую самостоятельно он не сможет;
— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться,
полноценно общаться с окружающими;
— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к
снижению самооценки человека, уровня его притязаний.
5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
Отклоняющееся поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе
поведенческим стандартам, правилам и нормам.
Предложения:
1. К негативным формам отклоняющегося поведения относятся преступность, алкоголизм,
наркомания.
2. Отклоняющееся от нормы поведение может иметь позитивный характер, например
проявление неординарных способностей личности (экстрасенсорных способностей, дараОтветы. Раздел 5
8
предвидения будущего).
Могут быть составлены другие предложения.
5. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социального института как постоянно повторяющихся и воспроизводящихся
отношений, связанных с выполнением важнейших социальных функций.
2. Характеристики социального института:
а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
б)осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных
потребностей общества;
в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;
г) является устойчивой формой организации деятельности;
д) складывается исторически.
3. Основные социальные институты:
а) институт семьи и брака;
б) политические институты (государство, партии и др.);
в) экономические институты (производство, обмен и др.);
г) институты науки, образования и культуры;
д) институт религии.
4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят
согласованность в действия членов общества).