Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей.
Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в деятельности специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью и членами данной семьи.
В период адаптации необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом привыкания ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме. Специалисты, работающие с семьёй, призваны облегчить адаптационный период, сгладить острые углы взаимодействия, позволить замещающему родителю в безопасном виде выразить свое удивление и негодование по поводу ребенка, научить членов семьи в адекватном виде выражать чувства, скорректировать ожидания от приемного ребенка. Профессионалам необходимо помнить о том, что адаптация ребенка в семье – процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила. Одним из таких сопровождений – является СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ.
Цель социально-педагогического сопровождения: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Задачи:
· помочь замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье;
· обеспечить стабильность проживания ребенка в семье;
· предотвратить возврат детей в государственные учреждения, или отказ ребенка проживать в данной семье.
Необходимо отметить, что сопровождение замещающих семей ведется по 3 направлениям:
- по плану сопровождения;
- по запросу (по запросу управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна или усыновителя);
- по ситуации
В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:
· сбор информации о семье,
· выходы специалистов по месту жительства,
· профилактические беседы,
· социально-психологические диагностики,
· консультации,
· рекомендации и информирование по проблеме.
При сопровождении семей учитываются следующие принципы, что:
· Консультации специалистов носят рекомендательный характер
· сопровождение происходит непрерывно, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
· Сопровождение носит комплексный характер, который предполагает работу команды специалистов, в эту команду должны входить кроме социального педагога и педагога-психолога, врач-психиатр, врач-педиатр, врач-стоматолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи.
· Конфиденциальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена за пределы консультации)
Алгоритм сопровождения замещающих семей.
1. Знакомство, выявление проблемы.
Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных, эмоционально - волевых, психодинамических и характерологических особенностей подопечных, анализ семейного воспитании.
2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи.
Мероприятия, занятия, консультации. Детей из замещающих семей необходимо вовлекать в мероприятия и праздники вместе с приёмными родителями, с целью установления эмоциональных связей, развития позитивного социального самочувствия, активизации детей. Это и праздник Масленица, Новогодний праздник, День Матери и др. Так же необходимо оказать помощь замещающим родителям по определению ребёнка на школьную площадку, в лагерь отдыха.
3. Разработка рекомендаций, памяток для членов зам. Семей по результатам проведённой диагностики и выявленным проблемам.
Работа с педагогической литературой, разработка письменных рекомендаций и памяток.
4. Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение.
Посещение семей, образовательных учреждений, в которых обучаются дети. К совместной работе необходимо привлекать классного руководителя и социальных педагогов тех учебных заведений, в которых обучаются дети из замещающих семей. Для того чтобы быть в курсе всех его проблем, успехов, неудач, встречаться лично, созваниваться по телефону. А это особенно важно для опекунов (бабушек, дедушек) которые не всегда могу связаться с учебным заведением, пообщаться с куратором, классным руководителем.
Изучение созданных условий для развития ребёнка. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения.
5. Составление аналитической справки по результатам посещения замещающей семьи.
Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений. Рекомендации замещающим родителям.
6. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания.
Проведение диагностики с подопечным.
· Опросник Басс-Дарки (направленный на выявления уровня агрессии, как свойства личности)
· Э. Г. Эйдемиллер Опросник АСВ. Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.
· А. Я. Варг, В. В. Столин. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
· Т.Лири Методика диагностики межличностных отношений
· И.М. Юсупова «Исследование уровня эмпатийных тенденций» для выявления уровня сопереживания (эмпатийности).
7. Индивидуально консультирование членов замещающих семей.
Собеседование, выдача рекомендаций, памяток.
8.Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи.
Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребёнка в замещающей семье. Оценка успешности воспитания, образования и развития ребёнка. Уровня профессионализма замещающих родителей.
На каждую сопровождаемую семью заводится индивидуальная карта работы с семьей, где отражаются: общие сведения о семье, индивидуальный план сопровождения семьи, мониторинг здоровья и развития ребенка, результаты мониторинга, все диагностики, анкетирование, рекомендации родителям и детям, отчеты о работе с данной семьей.
Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных, в их личностных качествах (попустительство) и в отношении детей (иждивенчество, низкие интеллектуальные возможности).
Проблемы, возникающие в замещающих семьях, могут быть разнообразны:
· школьная неуспеваемость;
· снижение учебной мотивации;
· воровство;
· отклонение в поведение;
· общение со сверстниками;
· психологическая травма;
· вредные привычки;
· задержка речевого развития;
· профессиональное самоопределение и другие.
При разрешении проблемы необходимо выяснить причину и признаки возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями, так и с ребёнком.
Дать консультацию замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации, и конечно отследить результаты.
Мониторинг
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребёнка в семье. Мониторинг проводится для определения эффективности функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.
Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии.
Если проблема со здоровьем, то производят мониторинг:
- физического развитие ребенка;
- нервно-психического развитие;
- заболеваемости хронической;
- заболеваемости острой.
Образование:
- школьная мотивация;
- успеваемость;
- дополнительное образование;
- личностное развитие;
- психические процессы;
- самооценка;
- эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
- навыки самообслуживания;
- внешний вид и поведение в обществе;
- межличностные отношения;
- способность к общению ( со взрослыми и сверстниками);
- соблюдение прав и обязанностей в семье.
Социальное окружение:
- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем социуме.
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми.
Таким образом: социально педагогическое сопровождение является важным, необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающую семью.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени.
Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р.
Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.