Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей
Оценка 4.8

Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей

Оценка 4.8
docx
13.12.2020
Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей
Социально2.docx

Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в деятельности специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью и членами данной семьи.

В период адаптации необходимо постоянное и регулярное   наблюдение за ходом привыкания ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме. Специалисты, работающие с семьёй, призваны облегчить адаптационный период, сгладить острые углы взаимодействия, позволить  замещающему родителю в безопасном виде выразить свое удивление и негодование по поводу ребенка, научить членов семьи в адекватном виде выражать чувства, скорректировать ожидания от  приемного ребенка. Профессионалам необходимо помнить о том, что адаптация ребенка в семье – процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила.  Одним из таких сопровождений – является СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ.

Цель социально-педагогического сопровождения: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Задачи:

·       помочь замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье;

·       обеспечить стабильность проживания ребенка в семье;

·       предотвратить возврат детей в государственные учреждения, или отказ ребенка проживать в данной семье.

       Необходимо отметить, что сопровождение замещающих семей ведется по 3 направлениям:

- по плану сопровождения;

- по запросу (по запросу управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна или усыновителя);

- по ситуации

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

·       сбор информации о семье,

·       выходы специалистов по месту жительства,

·       профилактические беседы,

·       социально-психологические диагностики,

·       консультации,

·       рекомендации и информирование по проблеме.

При сопровождении семей учитываются   следующие принципы, что:

·     Консультации специалистов носят рекомендательный характер

·     сопровождение происходит непрерывно, согласно индивидуальному плану работы с семьей.

·     Сопровождение носит комплексный характер, который предполагает работу команды специалистов, в эту команду должны входить кроме социального педагога и педагога-психолога, врач-психиатр, врач-педиатр, врач-стоматолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи.

·     Конфиденциальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена за пределы консультации)

Алгоритм сопровождения замещающих семей.

1. Знакомство, выявление проблемы.

Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных, эмоционально - волевых, психодинамических и характерологических особенностей подопечных, анализ семейного воспитании.

2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи.

Мероприятия, занятия, консультации. Детей из замещающих семей необходимо вовлекать   в мероприятия и праздники вместе с приёмными родителями, с целью  установления эмоциональных связей, развития позитивного социального самочувствия, активизации детей. Это и праздник  Масленица, Новогодний праздник, День Матери и др. Так же необходимо оказать помощь замещающим родителям  по определению ребёнка на школьную площадку, в лагерь отдыха.

3. Разработка рекомендаций, памяток для членов зам. Семей по результатам проведённой диагностики и выявленным проблемам.

Работа с педагогической литературой, разработка письменных рекомендаций и памяток.

4. Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение.

Посещение  семей, образовательных учреждений, в которых обучаются дети. К совместной работе необходимо привлекать классного руководителя и социальных педагогов тех учебных заведений,   в которых обучаются дети из замещающих семей.  Для того чтобы быть в курсе всех его проблем, успехов, неудач, встречаться лично, созваниваться по телефону. А это особенно важно для опекунов (бабушек, дедушек) которые не всегда могу связаться с учебным заведением, пообщаться с куратором, классным руководителем.

Изучение созданных условий для развития ребёнка. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения.

5. Составление аналитической справки по результатам посещения замещающей семьи.

Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений. Рекомендации замещающим родителям.

6. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания.

Проведение диагностики с подопечным.

·                   Опросник Басс-Дарки (направленный на выявления уровня агрессии, как свойства личности)

·                   Э. Г. Эйдемиллер  Опросник АСВ. Позволяет диагностировать тип семей­ного воспитания и характер его нарушений.

·                   А. Я. Варг, В. В. Столин. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро­ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

·                   Т.Лири Методика диагностики межличностных отношений

·                   И.М. Юсупова «Исследование уровня эмпатийных тенденций» для выявления уровня сопереживания (эмпатийности).

7. Индивидуально консультирование членов замещающих семей.

Собеседование, выдача рекомендаций, памяток.

8.Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи.

Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребёнка в замещающей семье. Оценка успешности воспитания, образования и развития ребёнка. Уровня профессионализма замещающих родителей.

На каждую сопровождаемую семью заводится индивидуальная карта работы с семьей, где отражаются: общие сведения о семье, индивидуальный план сопровождения семьи, мониторинг здоровья и развития ребенка, результаты мониторинга, все диагностики, анкетирование, рекомендации родителям и детям, отчеты о работе с данной семьей.

 

Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных, в их личностных качествах (попустительство) и в отношении детей (иждивенчество, низкие интеллектуальные возможности).

Проблемы, возникающие в замещающих семьях, могут быть разнообразны:

·       школьная неуспеваемость;

·       снижение учебной мотивации;

·       воровство;

·       отклонение в поведение;

·       общение со сверстниками;

·       психологическая травма;

·       вредные привычки;

·       задержка речевого развития; 

·       профессиональное самоопределение и другие.

При разрешении проблемы необходимо выяснить причину и признаки возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями, так и с ребёнком.

Дать консультацию замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации, и конечно отследить результаты.

Мониторинг

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребёнка в семье. Мониторинг проводится для определения эффективности функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии.

Если проблема со здоровьем, то производят мониторинг:

- физического развитие ребенка;

- нервно-психического развитие;

- заболеваемости хронической;

- заболеваемости острой.

Образование:

- школьная мотивация;

- успеваемость;

- дополнительное образование;

- личностное развитие;

- психические процессы;

- самооценка;

- эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

- навыки самообслуживания;

- внешний вид и поведение в обществе;

- межличностные отношения;

- способность к общению ( со взрослыми и сверстниками);

- соблюдение прав и обязанностей в семье.

Социальное окружение:

- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем социуме.

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми.

Таким образом: социально педагогическое сопровождение является важным, необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающую семью.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени.

Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р.

Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

 

 


 

Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей

Социально – педагогическое сопровождение замещающих семей

Необходимо отметить, что сопровождение замещающих семей ведется по 3 направлениям : - по плану сопровождения; - по запросу (по запросу управления опеки и попечительства или…

Необходимо отметить, что сопровождение замещающих семей ведется по 3 направлениям : - по плану сопровождения; - по запросу (по запросу управления опеки и попечительства или…

Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи

Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи

Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение

Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение

А. Я. Варг, В. В. Столин. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро­ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью…

А. Я. Варг, В. В. Столин. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро­ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью…

Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных, в их личностных качествах (попустительство) и в отношении детей…

Очень часто причина кризиса семьи кроется в замещающих родителях, которые несвоевременно обратили внимание на воспитание подопечных, в их личностных качествах (попустительство) и в отношении детей…

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии

Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми

Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми
Скачать файл