Социально – психологические особенности развития представлений школьников о ЗОЖ в современных условиях
Оценка 4.8

Социально – психологические особенности развития представлений школьников о ЗОЖ в современных условиях

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
doc
преподавание +1
СCУЗ, ВУЗ
02.02.2020
Социально – психологические особенности развития представлений школьников о ЗОЖ в современных условиях
Методические рекомендации педагогу
Социально – психологические особенности развития представлений школьников о ЗОЖ.doc

Социально – психологические особенности развития представлений школьников о ЗОЖ в современных условиях

Автор -  Гаиткулова Ольга Ильинична,

Учитель начальных классов

 

Все то, что происходит в общении взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние на отношение к здоровью в период начала школьной жизни. На этом этапе появляются новые факторы, которые существенно изменяют отношение ребенка к своему здоровью. В этот период становится важным факт осознания ребенком важности здоровья для успешного освоения новой и интересной для него деятельности – учения. Ребенок еще до прихода в школу знакомится с определенным эталоном ученика, к которому стремится. При формировании этого эталона необходимо обращать внимание на такой аспект, как отношение к здоровью.

Другой, не менее важный аспект проблемы отношения ребенка к своему здоровью связан с изменением роли отдельных взрослых в формировании личности и самосознания ребенка в связи с поступлением в школу. Для младших школьников статус учителя приближен к статусу любимого родителя, иногда и превышает его. Поэтому задача учителя не только давать рекомендации, но и демонстрировать свое личное отношение к соблюдению правил здорового образа жизни, объяснять детям, почему он это делает, почему он считает, что ребенок должен так делать. В этот же период развития дети начинают осваивать различные виды внешкольной деятельности: заниматься спортом, музыкой, посещать различные кружки, что также предъявляет определенные требования к здоровью ребенка. Ведь здоровье – это необходимое условие освоения нескольких видов деятельности.

Многие трудности подросткового периода связаны с формированием отношения к здоровью у ребенка на предыдущих этапах. Если до подросткового возраста отношение к здоровью у ребенка было нейтральным или ещё хуже отрицательным, то при добавлении трудностей собственно переходного периода ситуация чаще всего становится критической.

В подростковом возрасте отношение ребенка к здоровью может существенно измениться только благодаря тем процессам, которые происходят в его организме. В этом возрасте происходит перестройка работы важнейших систем организма. И не каждый подросток готов к таким новым и не всегда приятным изменениям. Задачей взрослых является подготовить ребенка к новым для него ощущениям и переживаниям. В любой семье рано или поздно начинают отмечать всплески нездоровья или жалоб на здоровье у детей, достигших подросткового возраста. Чаще всего у относительно здоровых детей это проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей. Эти изменения не могут пройти мимо самосознания ребенка. Исследования показывают, как заметно по сравнению с младшими школьниками изменяется у подростков самооценка здоровья.

Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного новообразования – «чувства взрослости». Стремление быть взрослым распространяется и на отношение к своему здоровью: многие подростки начинают активно заниматься спортом, повышают внимание к своему внешнему виду. Здоровье подростка может быть не только предметом внимания взрослых или его собственного внимания, но и предметом повышенного интереса сверстников. Подростки постоянно стремятся самоутвердиться во всех сферах, но не каждый из них может успешно справиться с этой задачей. В практике известны случаи, когда интерес к ребенку со стороны сверстников пробуждается в связи с его заболеванием, особенно если болезнь необычна и редка. В литературе описывается случай, когда подросток, сломавший ноги, становился самой популярной личностью в классе. Естественно, что достижение желаемого статуса таким образом носит ситуативный характер. Подросток, который не видит возможности или не может изменить свое положение в классе или семье другим способом, рано или поздно может попытаться сделать здоровье основным средством достижения своих целей. Часто заболевшие или хронически больные дети осознают, какую власть в отношениях со взрослыми они получают благодаря недугу, и это становится главным регулятором характера их общения и отношений.

Последний этап школьной жизни отличается направленностью в будущее и связан с развитием такого личностного новообразования, как самоопределение. Тема здоровья и отношения к нему все более связывается с выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, т.к. одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Взрослые открывают важность фактора здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Самоопределение старшеклассников предполагает не только выбор профессии, но и определение своего места в жизни, среди других людей. К этому возрасту многие учащиеся уже знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, и семейное счастье. В этом смысле психолого - педагогическое общение в старшем школьном возрасте включает в свое содержание такие аспекты здоровья, как психическое здоровье, сексуальное здоровье, здоровье будущих детей и т.д. Общение со взрослыми в этом возрасте активизируется. Это связано с тем, что взрослые обладают богатым жизненным опытом в решении проблем самоопределения, в т.ч. и таких, которые связаны со здоровьем. Поэтому именно в товарищеском, партнерском, доверительном общении старшеклассники могут принять этот опыт, тогда у них утвердится отношение к здоровью как к важному компоненту в самоопределении.

Таким образом, становится очевидным, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом социального, психологического и педагогического общения с раннего детства. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье и выработке у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как условию его личностного роста.


Социально – психологические особенности развития представлений школьников о

Социально – психологические особенности развития представлений школьников о

Чаще всего у относительно здоровых детей это проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей

Чаще всего у относительно здоровых детей это проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей

Общение со взрослыми в этом возрасте активизируется

Общение со взрослыми в этом возрасте активизируется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020