Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

  • docx
  • 20.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в..docx

Социально-экономическое развитие
страны во второй четверти XIX в.

Цели: характеризовать особенности начала промышленного переворота в России; показать противоречия между крепостни­ческим хозяйством и развитием капиталистических отношений в экономике.

Планируемые результаты: предметные: выявить сходство и различия в развитии капиталистического уклада в России и За­падной Европе; использовать приемы исторического анализа; систематизировать историческую информацию в форме схемы и таблицы; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: воспри­нимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регуля­тивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; формировать целевые установки учебной деятельности; 3) позна­вательные: работать с учебной информацией, собирать и фик­сировать информацию, выделяя главную и второстепенную; представлять результаты своей деятельности; личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны.

Оборудование: учебник; таблицы к уроку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.    Мотивационно-целевой этап

Вторая четверть XIX в. стала временем успехов в промышлен­ном развитии России. В этот период появилось много фабрик с машинным производством, начали строиться железные дороги. Но в это же время значительно усилилось отставание экономи­ческого развития России от передовых стран Запада, следствием чего стало поражение России в Крымской войне.

Каким образом это произошло? Об этом мы поговорим на се­годняшнем уроке.

III.    Актуализация знаний

До конца 1820-х гГ. в России практически не существовало машинного производства. В 1830—1840-е гг. начался промыш­ленный переворот.

Вопрос к классу

- Что такое промышленный переворот и каковы его главные социальные последствия?

(Ответы учеников.)

План урока

1.    Положение в деревне.

2.     Развитие промышленности.

3.     Города.

4.     Транспорт и торговля.

5.     Реформа Е.Ф. Канкрина.

IV.    Работа по теме урока

1.     Положение в деревне

Развитие капиталистических отношений - неизбежное след­ствие промышленной революции. В России оно происходило в условиях сохранения крепостнической хозяйственной систе­мы, поэтому экономическое развитие страны отличалось от за­падного.

Задание для работы в парах или малых группах. Представьте, что вам необходимо написать отчет о развитии сельского хозяй­ства для секретного комитета по крестьянскому вопросу. Исполь­зуйте информацию, представленную в п. 1 § 11, знания, получен­ные на предыдущих уроках, а также карту на с. 70—71 учебника.

(Ученики представляют результаты своей работы, учитель при необходимости их корректирует и помогает ученикам сфор­мулировать тезисы.)

Запись в тетради

Развитие сельского хозяйства во второй половине XIX в.:

1)  помещичьи хозяйства — основные поставщики сельскохо­зяйственной продукции;

2)  рост объемов сельскохозяйственного производства, прежде всего хлеба — главного экспортного товара;

3)  развитие текстильной промышленности -э увеличение производства сырья (льняной и шерстяной пряжи);

4)  черноземные районы с высокой урожайностью — традици­онная барщина, рост сельскохозяйственного производства за счет увеличения повинностей;

5)  районы с низкой урожайностью — перевод крепостных на оброк -> рост числа крестьян-отходников и распростра­нение наемного труда;

6)  регионы, где крепостное право было уже отменено (При­балтика, Царство Польское), — господство помещичьего землевладения и феодальные формы эксплуатации (кре­стьяне несли повинности за аренду земли).

Мы видим, что в районах с преобладанием оброчной си­стемы феодальной эксплуатации возникали промышленные предприятия, на которых использовался вольнонаемный труд, а в промышленных центрах, расположенных в регионах с пре­обладанием барщинной системы ведения хозяйства, продолжал использоваться труд крепостных рабочих.

Вопрос к классу

— Чем это можно объяснить? (Наемными рабочими станови­лись крестьяне-отходники, в регионах с преобладанием бар­щинного хозяйства их не было.)

2.     Развитие промышленности

Первые хлопчатобумажные фабрики, оснащенные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX в., а к середине XIX в. их изделия стали преобладать на отечественном рынке. В 1830-е гг. возникли первые оснащенные машинами металлур­гические заводы. Большая часть машин импортировалась из Ан­глии, но уже в 1840-е гг. появились первые российские машино­строительные заводы.

(Изучение п. 2 § 11 с помощью приема «комментированное чтение».)

Запись в тетради

Основные негативные последствия крепостного права для российской экономики:

1)  препятствовало притоку населения из деревни в город и превращению бывших крестьян в наемных рабочих (что является одним из главных условий для промышленного переворота);

2)  слабое развитие машинного производства: машины появ­лялись в основном на новых заводах, где работали воль­нонаемные рабочие; владельцы старых промышленных предприятий, на которых трудились крепостные, не были заинтересованы в технической модернизации.

Вопрос к классу

— Как вы думаете, почему владельцы предприятий, где рабо­тали крепостные, не были заинтересованы в модернизации производства?

Примерный ответ. Использование машин сокращало количе­ство работников, что было выгодно фабриканту, использующему наемный труд, но не владельцу крепостных, которому стало бы нечем занять освободившихся работников.

3.     Города

(Рассказ учителя в пределах материала учебника, ученики ве­дут опорные конспекты.)

4.     Транспорт и торговля

К середине XIX в. основными видами транспорта в России оставались водный и гужевой. Главными транспортными арте­риями были реки: по Волге перевозились товары в страны Азии; по Северной Двине, Западной Двине, Днепру и Дону - в балтий­ские и черноморские порты. В 1820-е гг. по Волге и Каме стали ходить пароходы, к середине столетия их насчитывалось уже бо­лее пятидесяти. Однако для обслуживания внутренних водных путей широко применялся труд бурлаков — сезонных рабочих, тянувших судно против течения.

Развитие сухопутных транспортных коммуникаций также отставало от потребностей времени. Протяженность шоссейных дорог была крайне мала для огромных пространств России.

Железнодорожное строительство началось в России в конце 1830-х гг. Первая железная дорога - Царскосельская — предна­значалась в основном для развлечения высшего общества, ее про­тяженность составляла всего 27 км. К концу правления Николая I в Российской империи были построены еще две железные доро­ги — Николаевская и Варшаво-Венская.

— Работая с п. 4 § 11 учебника и картой на с. 70—71, заполните пропуски в таблице.

Железнодорожная магистраль

Дата завершения строительства

Петербург — Царское Село

1837г.

От Варшавы к русско-австрийской границе

1840 г.

Петербург — Москва

1851г.

Петербург — Варшава

После смерти Николая I

 

Вывод. Развитие транспорта сильно отставало от потребно­стей времени. В этом пришлось убедиться во время Крымской войны: отсутствие транспортных коммуникаций, необходимых; для своевременного подвоза войск и боеприпасов, сыграло существенную роль в поражении России.        

Реформа Е.Ф. Канкрина

С конца XVIII в. серьезной проблемой для российской эко­номики был рост внешнего долга и инфляция. Ассигнации — бу­мажные деньги, имевшие хождение наравне с медными и сереб­ряными монетами, - постоянно падали в цене. Разная стоимость монет и ассигнаций одинакового номинала вносила дополни­тельный хаос в финансовую систему.

Вопрос к классу

— Когда в России были введены ассигнации? (При Екатери­не И, в 1768 г.)

Провести денежную реформу, призванную укрепить россий­скую финансовую систему, было поручено министру финансов Егору Францевичу Канкрину.

Биографическая справка

Канкрин Егор Францевич (1774-1845) - граф, государственный деятель, министр финансов (1823—1844). Покровительствовал разви­тию отечественной промышленности и распространению крупного фабричного производства, проводил политику привлечения западных фабрикантов в Россию с капиталами, технологиями и руководящим пер­соналом. Им были инициированы: первый закон об урегулировании от­ношений между владельцами предприятий и наемными рабочими (1836); новый закон об акционерных обществах, закрепивший разрешительный порядок их учреждения (1836); положение о частных золотых промыслах в Сибири (1838). Сочетая повышение и понижение пошлин на ввози­мые товары с целью перехода от запретительной таможенной системы (существовала согласно таможенному тарифу 1822 г.) к охранительной, Канкрин несколько раз пересматривал ставки таможенного обложения.

Главным преобразованием Канкрина на посту министра финансов была денежная реформа.

 

Е.Ф. Канкрин последовательно проводил политику упорядо­чивания финансовой системы. Так, он впервые ввел косвенные (акцизные) налоги на торговлю табаком и сахаром, что вызвало большое недовольство в высших слоях общества, так как раньше налоги платили только податные сословия, а теперь их пришлось уплачивать и представителям привилегированных сословий, за­нимающимся торговлей.

Вопрос к классу

— Что такое косвенные налоги и чем они отличаются от прямых?

(Ответы учеников.)

Канкрин способствовал развитию отечественной промыш­ленности, проводя политику протекционизма. В 1826 г. им был введен новый таможенный тариф, значительно повысивший пошлины на ввозимые иностранные товары.

Вопрос к классу

— Что такое политика протекционизма?

(Ответы учеников.)

Реформа Е.Ф. Канкрина была проведена в два этапа:

1)  1839 г. — введена новая денежная единица — серебряный рубль, ставший главным средством платежа вместо обес­ценившихся ассигнаций. Медные монеты, ранее привя­занные к ассигнационному рублю, получили жесткий курс обмена с серебром;

2)  1841 г. - вместо обесценившихся и изъятых из обращения ассигнаций введены кредитные билеты, стоимость которых была привязана к серебряному рублю (один серебряный рубль стоил три рубля 50 копеек кредитными билетами).

V.    Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Ответьте на следующие вопросы.

1.    Несмотря на кризис феодально-крепостнической систе­мы хозяйства, в целом экономика России в царствование Николая I развивалась достаточно успешно и находилась на подъеме. Чем, по вашему мнению, это было обусловлено?

2.     Почему в России переход от мануфактурного производства к фабричному в первой половине XIX в. начался в легкой промышленности?

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1.    Прочитать § 11.

2.     Выполнить задания 1 и 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также