Министерство образования Ставропольского краяФилиал государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего образования«Ставропольский государственный педагогический институт»в г. Железноводске Психолого-педагогический факультетКафедра педагогики и психологииВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ( бакалаврская работа)«Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома»
студентки 5 курса группы Б5П
направление подготовки 44.03.02
Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология и социальная педагогика»
Мысливцевой Марины Васильевны
Научный руководитель:
кандидат социологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Перепёлкина Наталия Александровна
Актуальность:
Подростки составляют группу социально-педагогического риска, где особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость и агрессивность.
Современная российская система воспитания детей-сирот остро нуждается в такой педагогической теории и практике, которая должна быть ответственна за то, чтобы помочь этим детям.
Психолого-педагогическое сопровождение подростка –сироты, направленное на организацию помощи и поддержки в его трудном, драматическом самосозидании.
Профилактическая работа социального педагога в детских домах с детьми, демонстрирующими отклонения в поведении, в частности агрессивное поведение, должна быть сориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребенка.
ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Проблема роста агрессии среди воспитанников детских домов: С.Л. Колосова, И.Л. Ленденева, Е.В. Ольшанская, Н.М. Платонова, Л.М. Семенюк и другие
- Исследования в области самоконтроля за агрессией Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и другие
Создание педагогических условий для самосозидания сирот
подросткового возраста в условиях детского дома :
В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Н.П. Иванова и другие
- Потребность в разработке эффективных социально-педагогических условий профилактики агрессивности среди детей-сирот, с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы на современном научно-теоретическом и практическом уровнях, с другой стороны.
Противоречие:
- Изучить процесс социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома
- Агрессивное поведение детей-сирот подросткового возраста
Цель исследования:
объект:
Предмет:
- Специфические особенности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения воспитанников детского дома подросткового возраста.
Гипотеза:
- Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома будет более эффективной, если она проводится с использованием программы профилактики агрессивного поведения воспитанников, которая учитывает персональную историю конкретного воспитанника и способствует выстраиванию конструктивных взаимоотношений с окружающим миром, сверстниками, воспитывающими взрослыми и самим собой, формируя у подростков
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Охарактеризовать агрессивное поведение как социально-педагогический феномен.
2. Раскрыть содержание социально-педагогической профилактики агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
3. Выявить специфику работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения воспитанников детского дома подросткового возраста.
4. Провести эмпирическое исследование социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот 12-14 лет в условиях детского дома.
5. Апробировать программу социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома.
6. Проанализировать результаты исследования и составить рекомендации для социального педагога детского дома по профилактике агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- инстинктивисткая теория агрессии З. Фрейда, К. Лоренца
- теория социального научения А. Бандуры, А. Басса
- фрустрационная теория агрессии Д. Долларда, Н. Миллера
- теория когнитивного подхода к агрессии Л. Берковиц
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Первый этап – поисково-теоретический: изучены теоретические основы процесса социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома
Второй этап – экспериментальный: проведено исследование социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот 12-14 лет в условиях детского дома
Третий этап – обобщающий: проведены анализ и обобщение результатов исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Составлена и предложена практико-ориентированная программа профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ:
ВВЕДЕНИЕ |
- Агрессивное поведение рассматривается в контексте агрессии как формы поведения и агрессивности как свойство личности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- Агрессия - деструктивное поведение личности, направленное на причинение психического или физического вреда другому человеку либо объекту нападения
Причины возникновения агрессивного поведения: недовольство окружающими, неуверенность в себе, переутомление, детские психические травмы, дефекты воспитания, деструктивные примеры поведения со стороны сверстников и взрослых и т.п.
Формы и методы профилактики агрессивного поведения детей-подростков: игровые упражнения, интерактивные игры, квесты, психологические игры, дискуссии, деловые игры, коллективные творческие задания, методы арт-терапии, творческие встречи, конкурсы, тренинги и т.п.)
Эмпирическое ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель: изучение деятельности социального педагога детского дома по осуществлению социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста
Задачи:
1. Экспериментальным путем выявить необходимость и возможность осуществления социальным педагогом деятельности, направленной на социально-педагогическую профилактику агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома.
2. Составить и апробировать программу социально педагогической профилактики агрессивного поведения детей- сирот подросткового возраста в условиях детского дома.
Этапы: констатирующий, формирующий, контрольный
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Цель: выявить и диагностировать уровни агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома.
Содержание:
1.Тест «Склонности к агрессии» (автор Н.Г.Вяльцева);
2.Тест агрессивности Б.Басса и Р.Дарки (адаптирован Л.Г. Почебут);
3.Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Сравнение уровней агрессивного поведения респондентов по трем диагностикам на констатирующем этапе в %
Программа социально-педагогической профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома
Задачи:
Обучить детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома приемам общения, стимулирование способности к культуре положительной коммуникации
Формировать способности к конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях
3. Формировать мотивацию к самовоспитанию и саморазвитию,
обеспечить их необходимыми психолого-педагогическими
ресурсами и средствами
№ | тема урока | цель урока |
| Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния | Упражнение |
2 | Проблемы-на передний план | Упражнение |
3 | Работа с гневом | Упражнения |
4 | Агрессия может быть конструктивной | Игра |
5 | Что такое «агрессивное поведение» | Упражнение |
6 | Снимаем напряжение | Упражнение |
7 | Положительное | Упражнение |
8 | Формирование | Упражнение |
9 | Умение | Упражнение |
10 | Конструктивные способы | Упражнения |
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: определение эффективности реализованной программы и анализа полученных результатов
Содержание:
1.Тест «Склонности к агрессии» (автор Н.Г.Вяльцева);
2.Тест агрессивности Б.Басса и Р.Дарки (адаптирован Л.Г. Почебут);
3.Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Сравнение уровней агрессивного поведения респондентов по трем диагностикам на контрольном этапе в %
ВЫВОД:
Выявлена устойчивая положительная динамика снижения уровней агрессивного поведения детей-сирот детского дома подросткового возраста, что доказывает необходимость и возможность осуществления социальным педагогом деятельности, направленной на социально-педагогическую профилактику агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста в условиях детского дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.