Социально- педагогическая программа ГУО «Гимназия г. Дзержинска»
«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»
Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в микрорайоне, школе.
Программа является основой системы профилактической работы в ГУО «Гимназия г. Дзержинска» , основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.
Цели:
- профилактика первичного употребления алкоголя;
- обогащение школьников научными знаниями;
- формирование потребностей в трезвом образе жизни.
Направления работы:
Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:
- образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);
- разработку и внедрение общешкольных антиалкогольных мероприятий;
- формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.
Профилактическая работа с родителями через:
- формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,
- родительские, общественные и классные собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;
- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;
- семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ОДН, КДН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;
- оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.
Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:
- учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;
- организация взаимодействия между образовательным учреждением, КДН, ОВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, школьного микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.
Для реализации программы в образовательном учреждении созданы следующие условия:
- организована работа социально-психологической службы;
- ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;
- составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;
- проводятся индивидуальные консультации для родителей социальным педагогом, психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;
- оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
- проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;
- в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;
С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» образовательное учреждение взаимодействует с различными учреждениями: приют, ОДН, КДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.
Содержание социально – педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
Содержание деятельности
|
Функции |
Формы работы |
Результат реализации функции |
Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному. |
Диагностическая |
Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью. |
Профилактика, коррекция, реабилитация. |
Разработка конкретной социально – педагогической программы. |
Прогностическая |
Педагогический консилиум, круглый стол. |
Социальная адаптация, коррекция, реабилитация. |
Отбор методов социально – педагогической работы. |
Образовательно-воспитательная |
Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры. |
Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании. |
Деятельность строится на правовой основе. |
Правозащитная |
Консультации. |
Соблюдение и защита прав ребенка. |
Координация действий всех специалистов. |
Организаторская |
Кружки, секции и др. |
Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка. |
Обмен информацией. |
Коммуникативная |
Круглый стол, педагогический консилиум. |
Установление контакта с заинтересованными лицами. |
Закрепление результатов. |
Предупредительно - профилактическая |
Патронаж (посещение на дому). |
Предотвращение появления рецидивов появления пьянства. |
Программа деятельности
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнитель |
Периодичность |
Ожидаемый результат |
1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ОВД, КДН и др. заинтересованных служб города |
1. Совместные заседания МО классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики |
Соц. педагог, руководители МО |
Ежегодно декабрь |
Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы. |
2. Совместные рейды по микрорайону |
Социальный педагог, классные руководители |
Ежемесячно |
||
3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме |
Зам по ВР, соц. педагог |
1 раз в год |
||
4. Заседания совета профилактики |
Социальный педагог |
Ежемесячно |
||
5. Проведение декады «SOS» |
Зам по ВР, социальный педагог, психолог |
Ежегодно декабрь |
||
6. Организация «Школы здоровья» |
Педагог-организатор |
В течение года |
||
7. Месячник правовых знаний |
Зам по ВР |
Январь |
||
8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам |
Зам по ВР, кл.руководители |
В течение года |
||
2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся |
1. Диагностика социума по проблеме: а) регулярное употребление; б) эпизодическое употребление; в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем |
Социальный педагог, психолог |
Ежегодно сентябрь - октябрь |
Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности |
2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МО классных воспитателей |
Зам по ВР, социальный педагог |
Октябрь ежегодно сентябрь – октябрь |
||
3. Организация деятельности кружков, студий, секций |
Зам по ВР |
Сентябрь – октябрь |
||
4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий |
Зам по ВР, педагог организатор, уч. физкультуры, педагог-организатор |
В течение года |
||
3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя |
1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др. |
Социальный педагог, психолог, классные руководители |
В течение года |
Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи) |
2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера |
Зам по ВР |
В течение года сентябрь |
||
3. Диспуты и дискуссии |
Зам по ВР, соц. педагог |
2 раза в год |
||
4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи: а) группы риска б) пути приобщения и форсирования зависимости в) принципы реабилитации г) роль педагогов и родителей |
Социальный педагог |
2 раза в год |
||
4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения |
1. Включение учащихся в работу органов самоуправления |
Зам по ВР, классные руководители |
В течение года сентябрь - октябрь |
Решение проблем занятости учащихся |
2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности |
Педагог -организатор, учитель физкультуры |
В течение года |
||
3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов: - специальные курсы - факультативны информатики - секции (волейбола, ОФП, туризм, лыжи) - творческие объединения (вокальная студия, театр – студия, ИЗО – деятельность, ручной труд) |
Классные руководители |
Ежегодно
Сентябрь – октябрь
В течение года |
||
5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя |
1. Диагностика: а. Определение причин отклонения в поведении б. Определение индивидуальных психологических особенностей |
Социальный педагог, |
В течение года по запросу |
Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе. |
2. Ученические собрания по фактам употребления |
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года по необходимости |
||
3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
Социальный педагог, психолог |
В течение года |
||
4. Проведение активных тренинговых занятий |
Социальный педагог |
В течение года |
||
5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности класса и школы |
Зам по ВР, социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
||
6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания. |
1. Родительские собрания по проблеме |
Зам по ВР |
1 раз в год |
Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми |
2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний |
Социальный педагог, зам по ВР |
В течение года |
||
3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска» |
Социальный педагог, |
В течение года |
||
4. Оказание социальной и консультативной помощи семье |
Социальный педагог, администрация |
В течение года по необходимости |
||
5. Патронаж семей: а) контроль и коррекция условий проживания детей б) составление характеризующих документов, актов по запросам в) оказание помощи детям |
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
Предполагаемые результаты.
1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.
2. Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами
Тематика и содержание бесед для учащихся 5 – 8 классов
1 занятие |
«Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться» 1. Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества. 2. Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек. 3. Употребление алкоголя – частая причина распада семьи. 4. Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей. 5. Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений). 6. Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни. |
2 занятие |
«Причины алкоголизма» 1. Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем. 2. В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь). 3. Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков. 4. Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными. 5. Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание. |
3 занятие |
«Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример» 1. Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство. 2. Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других. |
4 занятие |
«Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения» 1. Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них. 2. Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка. 3. За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго. |
Тематика и содержание бесед для учащихся 9 – 11 классов
1 занятие |
«От вредной привычки к болезни» 1. Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя. 2. В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма. 3. Особенности подростково - юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности. |
2 занятие |
«Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие» 1. Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции. 2. Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи. 3. Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство. |
3 занятие |
«Преимущества трезвого, здорового образа жизни» 1. Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих. 2. Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной. |
4 занятие |
«Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения» 1. Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них. 2. Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка. 3. За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго. |
Основные мероприятия по профилактике употребления алкоголя обучающимися
в 2018 -2019 учебном году
Наименование мероприятий |
Ответственный за проведение |
Частота мероприятий |
I. Планирование работы на год. 1. Утверждение программы на МО объединении кл.рук. 2. Семинар по проблемам алкоголизации учащихся (группы риска, пути приобщения, направления профилак. работы) 3. Составление планов работы классных руководителей и включение в планы профилактическую раб. по алкоголю. |
Социальный педагог МО, классные руководители, Социальный педагог, Классные руководители. |
1 раз в год осен.каникул.
сентябрь |
II. Предварительное определение подростков группы риска по группам: 1. Регулярно употребляющие алкоголь 2. Единичные случаи употребления алкоголя 3. С проявлением пограничных нервно-психических заболеваний (нервозы, аномалии характера) 4. Дети и подростки из семей, где отец (мать) злоупотребляют алкоголем |
Классные руководители |
Ноябрь
Ноябрь-дек.
Ноябрь |
III.Научно-методическая работа с педагогами. 1. Осуществлять контроль за состоянием профилактики алкоголизма в классах 2. Провести анкетирование учеников об их отношении к употреблению алкоголя. Данные опроса использовать для организации работы с учащимися и их родителями. 3. Проводить обмен информацией м/д учреждениями системы здравоохранения, УВД и соц.защитой по несовершеннолетним, употребляющим алкоголь 4. Тренинг «Умей сказать «Нет!»» 5. В библиотеке школы имеется список рекомендуемой литературы и подборка матер. по проблемам алкоголизма. 6. Индивидуальная работа с учащимися группы риска. 7. Учителям-предметникам при проведении занятий использовать методические рекомендации по проведению антиалкогольной пропаганды. 8. Провести конкурс на лучшую разработку классного часа, занятия с учащимися, родительские собрания на тему «О вреде алкоголя» 9. Использовать технические средства обучения при работе по данной проблеме. |
Директор, заместители
Классные руководители, социальный педагог
Зам.дир.по ВР, социальный педагог
Психолог
Социальный педагог, классные руководители учителя -предметники Зам.дир. по ВР, классные руководители |
В течение года
Сентябрь-май
1 раз в полугодие
1 раз в чет. Постоянно
По необход.
По необход.
2 чет. Постоянно |
IV. Работа с родителями. 1. Родительские собрания (общие, классные) 2. Беседа с родителями, детей, входящих в группу риска 3. Патронаж семей группы риска по данной проблеме. |
Зам.дир.по ВР, социальный педагог, классные руководители, |
1 раз в чет. По необход. 3 раза в год |
V. Превентивные массовые формы работы Работа с обучающимися «группы риска». 1. Беседы (возможен вариант – семинар, где выступают 2-3 уч. с подготовленными сообщениями по теме) 2. Диспут. 3. Фрагмент урока. 4. Индивидуальные беседы с учениками психолога и социального педагога. 5. Обыгрывание ситуации «Откажись», «Если тебе предлагают» 6. Собрания по фактам употребления алкоголя. |
Классные руководители.
Зам.дир.по ВР,, учителя-предметники
Классные руководители Классные руководители, родители |
1 раз в месяц
1-2 раза в год по необход.
1 раз в чет.
При выявлении факта |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.