Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат ст-цы Крыловской
Социально-педагогический проект
«МЫ рядом! МЫ –союзники! МЫ вместе!»
Автор проекта:
Ирина Ивановна Кравцова,
учитель надомного обучения.
Ст-ца Крыловская
2022 год
Паспорт проекта |
|
Название проекта |
Социально-педагогический проект «МЫ рядом! МЫ –союзники! МЫ вместе!» |
Автор проекта |
Кравцова Ирина Ивановна |
Полное название организации |
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской |
Исполнители и участники проекта |
Учитель надомного обучения, работники Культуры, родители воспитывающих детей с ОВЗ и дети. |
Основания для разработки проекта |
· Конвенция ООН о правах инвалидов; · Национальная стратегия действий в интересах детей с ОВЗ; · Программа обучения и воспитания на 2022- 2023 годы; · Инициатива учителя и работников Культуры. |
Актуальные педагогические технологии, применяемые в ходе реализации проекта |
Личностно–ориентированные, игровые, здоровье сберегающие, проектные, тренинговые, информационные, интерактивные технологии. |
Дата начала реализации проекта: |
Сентябрь 2022 г. |
Дата окончания реализации проекта: |
Май 2023 г. |
Актуальность проекта
«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Все чаще и чаще мы слышим и сталкиваемся с «особыми детьми», данные за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей с различными отклонениями в развитии. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
В силу неблагополучия здоровья или других причин образование возможно получить и вне школы, в том числе и в семье. Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т.к. именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально– психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них. Домашний учитель ориентирован на личностную модель взаимодействия с ребенком, на его социальную защиту, на оказание педагогической помощи многим категориям учащихся в условиях семьи. Обучение на дому представляет востребованную на сегодняшний день альтернативу, способную скорректировать, а возможно, и компенсировать некоторые недочеты школьного образования. Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией.
В надомном обучении связь педагога с родителями имеет одно из главных направлений при осуществлении успешного воспитания и обучения детей и ОВЗ.
Психологическая работа с родителями детей с ОВЗ необходима для повышения педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей в общество. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии;
- сформировать адекватную самооценку.
Одним из вариантов решения проблемы общения и возрастной коммуникации детей с ОВЗ можно считать союз педагогов и семьи.
Реализация проекта «МЫ рядом! МЫ- союзники! МЫ вместе!» расширит направления деятельности обучения и воспитания в семьях с «особыми» детьми , сформирует ответственность и толерантность внутри среды, будет способствовать развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья адекватных способов реагирования при общении, решению задач по расширению границ их собственной социализации.
Цель проекта.
Расширение среды взаимодействия, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи проекта.
Организовать совместное участие педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в реализации мероприятий проекта.
Формировать и расширить у детей творческую деятельность и расширению границ их собственной социализации. Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Содержание проекта
Реализация социально-педагогического проекта «МЫ рядом! «МЫ рядом! МЫ- союзники! МЫ вместе! » направлена на социализацию детей с ОВЗ через их участие в учебных и творческих мероприятиях совместно с педагогом и семьёй. В рамках проекта предполагается проведение развивающих досуговых мероприятий, развлекательно-игровых программ, театрализованных представлений, мастер-классов, направленных на снижение эмоционального напряжения у детей ОВЗ, , в целом - на успешную социализацию детей с ОВЗ. При необходимости возможно участие педагога-психолога с целью оказания родителям детей с ОВЗ психолого-педагогической поддержки.
В реализации проекта участвуют учитель надомного обучения, педагог-психолог, педагоги от школы и семья. В рамках проекта организуется системная деятельность по формированию культуры взаимодействия участников .
Этапы и сроки реализации
Подготовительный этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022):
• планирование и согласование действий с семьёй, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья .
Практический этап (октябрь 2022 - апрель 2023):
• организация и проведение развивающих мероприятий, мастер-классов, акций согласно плану проекта.
Обобщающий этап (апрель 2023 - май 2023):
• Мониторинг эффективности деятельности социально-педагогического проекта «МЫ рядом! МЫ - союзники! МЫ вместе!»;
• анализ полученных результатов мониторинга.
Методы и формы деятельности.
• Развивающие игры, конкурсы, социально-значимые акции, тренинги, мастер-классы.
№ |
Деятельность |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Подготовительный этап |
|||
1 |
Знакомство и обучение семьи способам взаимодействия с детьми с ОВЗ( Арт-терапия) |
Октябрь 2022 |
Учитель, Семья. |
2 |
Согласование плана мероприятий с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ . |
Октябрь 2022 |
Учитель, семья
|
Практический этап |
|||
1 |
Знакомство «Будем знакомы!»(Тренинги)
|
Ноябрь 2022 |
Учитель, семья
|
2 |
Развлекательная программа "В кругу друзей" |
Декабрь 2022 |
Учитель, музей Семья.
|
3 |
Подготовка проведения арт-часа «Пески времени» |
Январь 2023 |
Учитель, библиотека семья
|
4 |
Арт-час «Пески времени». Рисование песком.
|
Январь 2023 |
Учитель, библиотека, семья
|
5 |
Совместная работа по подготовке к развлекательной программе «Должны смеяться дети» |
Февраль 2023 |
Учитель,ДШИ, семья
|
6 |
Развлекательная программа( Арт- терапия) «Должны смеяться дети»
|
Март 2023 |
Учитель, ДШИ семья
|
Обобщающий этап |
|||
1 |
Мониторинг эффективности деятельности социально-педагогического проекта «МЫ рядом» |
Апрель 2023 |
Учитель, семья
|
2 |
Определение перспектив дальнейшего взаимодействия с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ и развития проекта. |
Май 2023 |
Учитель, семья
|
План реализации проекта
Результаты реализации проекта
Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ :
•совершенствование коммуникативных форм поведения детей с ограниченными возможностями здоровья;
• формирование позитивной самооценки детей ОВЗ и родителей, снятие тревожности;
•расширение социализирующего пространства общения детей с ОВЗ.
Для творческой группы (учителя и работников в сфере искусства ): обучение и развитие обучающихся через мероприятия в учреждениях культуры.
Критерии эффективности реализации проекта
1.Удовлетворенность педагога, семьи с условиями выполнения проекта (в %)
2.Количество людей, привлеченных к реализации проекта (в ед.)
3.Пролонгация проекта, расширения направлений деятельности в рамках проекта (да/нет).
Риски, их минимизация
Риски |
Способы устранения (коррекции) |
Низкая мотивация семей к участию в проекте
|
Тренинги, направленные на формирование мотивации детей к участию в проекте.
|
Перспективы проекта:
Возможный эффект от реализации проекта – продление дальнейшего сотрудничества семьи и организаций .
Литература:
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 2.Приказо департамента образования и науки Краснодарского края от 23 октября 2009 года № 3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях»;
3.Приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 29.05.2017 г № 2243 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;
4.Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы - интерната ст-цы Крыловской;
5. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: 2006. 6.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с. 7. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с. 8.Батова А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду. — М.: 2001.
9.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — Воронеж: 2000. 10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.