Социально-педагогический проект «МЫ рядом! МЫ –союзники! МЫ вместе!»

  • docx
  • 19.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из вариантов решения проблемы общения и возрастной коммуникации детей с ОВЗ можно считать союз педагогов и семьи. Реализация проекта «МЫ рядом! МЫ- союзники! МЫ вместе!» расширит направления деятельности обучения и воспитания в семьях с «особыми» детьми , сформирует ответственность и толерантность внутри среды, будет способствовать развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья адекватных способов реагирования при общении, решению задач по расширению границ их собственной социализации.
Иконка файла материала МОЙ ПРОЕКТ.docx

Государственное  казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского  края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Крыловской

 

 

 

Каждый ребёнок особенный, все дети-равные!                              Социально-педагогический проект

«МЫ рядом! МЫ –союзники! МЫ вместе!»

 

 

Автор проекта:

Ирина Ивановна Кравцова,

учитель надомного обучения.

 

Ст-ца Крыловская

2022 год

 

Паспорт проекта

Название проекта

 Социально-педагогический проект «МЫ рядом! МЫ –союзники! МЫ вместе!»

Автор проекта

Кравцова Ирина Ивановна

Полное название организации

Государственное  казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского  края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Крыловской

Исполнители и участники проекта

Учитель надомного обучения, работники Культуры, родители воспитывающих детей с ОВЗ и дети.

Основания для разработки проекта

· Конвенция ООН о правах инвалидов;

· Национальная стратегия действий в интересах детей с ОВЗ;

· Программа обучения и воспитания на 2022- 2023 годы;

· Инициатива учителя и работников Культуры.

Актуальные педагогические технологии, применяемые в ходе реализации проекта

Личностно–ориентированные, игровые,

здоровье сберегающие, проектные, тренинговые, информационные, интерактивные технологии.

Дата начала реализации проекта:

Сентябрь 2022 г.

Дата окончания реализации проекта:

Май 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта

 

«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

                                                        Дэвид Бланкет

                        Все чаще и чаще мы слышим и сталкиваемся с «особыми детьми», данные за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей с различными отклонениями в развитии. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.   

                             В силу неблагополучия здоровья или других причин образование возможно получить и вне школы, в том числе и в семье. Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей,  т.к. именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально– психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.    Домашний учитель ориентирован на личностную модель взаимодействия с ребенком, на его социальную защиту, на оказание педагогической помощи многим категориям учащихся в условиях семьи. Обучение на дому представляет востребованную на сегодняшний день альтернативу, способную скорректировать, а возможно, и компенсировать некоторые недочеты школьного образования. Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией.

      В надомном обучении связь педагога с родителями имеет одно из главных направлений при осуществлении успешного воспитания и обучения детей и ОВЗ.

            Психологическая  работа с родителями детей с ОВЗ необходима для повышения педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей в общество. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:    

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии;

- сформировать адекватную самооценку.

                  Одним из вариантов решения проблемы общения и возрастной коммуникации детей с ОВЗ можно считать союз педагогов и семьи.

                  Реализация проекта «МЫ рядом! МЫ- союзники!  МЫ вместе!» расширит направления деятельности обучения и воспитания  в семьях с                                 «особыми» детьми , сформирует ответственность и толерантность внутри среды, будет способствовать развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья адекватных способов реагирования при общении, решению задач по расширению границ их собственной социализации.

                            Цель проекта.

Расширение среды взаимодействия, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

                             Задачи проекта.

Организовать совместное участие педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в реализации мероприятий проекта.                                           

              Формировать и расширить у детей творческую деятельность и  расширению границ их собственной социализации. Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.                           

                                    Содержание проекта

Реализация социально-педагогического проекта «МЫ рядом! «МЫ рядом! МЫ- союзники!  МЫ вместе! » направлена на социализацию детей с ОВЗ через их участие в учебных и творческих мероприятиях совместно с педагогом и семьёй. В рамках проекта предполагается проведение развивающих досуговых мероприятий, развлекательно-игровых программ, театрализованных представлений, мастер-классов, направленных на снижение эмоционального напряжения у детей ОВЗ,  , в целом - на успешную социализацию детей с ОВЗ.   При необходимости возможно участие педагога-психолога с целью оказания родителям детей с ОВЗ психолого-педагогической поддержки.

          В реализации проекта участвуют учитель надомного обучения, педагог-психолог, педагоги от школы и семья. В рамках проекта организуется системная деятельность по формированию культуры взаимодействия участников .

Этапы и сроки реализации

                Подготовительный этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022):

• планирование и согласование действий с семьёй, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья .

                Практический этап (октябрь 2022 - апрель 2023):

• организация и проведение развивающих мероприятий, мастер-классов, акций согласно плану проекта.

             Обобщающий этап (апрель 2023 - май 2023):

• Мониторинг эффективности деятельности социально-педагогического проекта «МЫ рядом! МЫ - союзники!  МЫ вместе!»;

• анализ полученных результатов мониторинга.

      Методы и формы деятельности.

• Развивающие игры, конкурсы,  социально-значимые акции, тренинги, мастер-классы.

 

 

Деятельность

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Подготовительный этап

1

Знакомство и обучение семьи способам взаимодействия с детьми с ОВЗ( Арт-терапия)

 

Октябрь 2022

Учитель,

Семья.

 

2

Согласование плана мероприятий с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ .

 

Октябрь 2022

Учитель,

семья

 

Практический этап

1

Знакомство  «Будем знакомы!»(Тренинги)

 

 

Ноябрь 2022

Учитель,

семья

 

2

Развлекательная программа "В кругу друзей"

Декабрь 2022

Учитель, музей

Семья.

 

3

Подготовка проведения  арт-часа  «Пески времени»

Январь 2023

Учитель, библиотека

семья

 

   4

Арт-час «Пески времени». Рисование песком.

 

Январь 2023

Учитель, библиотека,

семья

 

   5

Совместная работа по подготовке к развлекательной программе «Должны смеяться дети»

Февраль 2023

Учитель,ДШИ,

семья

 

   6

Развлекательная программа( Арт- терапия)

 «Должны смеяться дети»

 

Март 2023

Учитель, ДШИ

семья

 

Обобщающий этап

1

Мониторинг эффективности деятельности социально-педагогического проекта «МЫ рядом»

Апрель 2023

Учитель,

семья

 

2

Определение перспектив дальнейшего взаимодействия с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ и развития проекта.

Май 2023

Учитель,

семья

 

                            План реализации проекта

 

Результаты реализации проекта

Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ :

•совершенствование коммуникативных форм поведения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• формирование позитивной самооценки детей ОВЗ и родителей, снятие тревожности;

•расширение социализирующего пространства общения детей с ОВЗ.

Для творческой  группы (учителя и работников в сфере искусства ):     обучение и развитие обучающихся через мероприятия в учреждениях культуры.

 

             Критерии эффективности реализации проекта

1.Удовлетворенность педагога,  семьи с условиями выполнения проекта (в %)

2.Количество  людей, привлеченных к реализации проекта (в ед.)

3.Пролонгация проекта, расширения направлений деятельности в рамках проекта (да/нет).

              Риски, их минимизация

Риски

Способы устранения (коррекции)

Низкая мотивация семей к участию в проекте

 

Тренинги, направленные на формирование мотивации детей к участию в проекте.

 

      Перспективы проекта:

Возможный эффект от реализации проекта – продление дальнейшего сотрудничества семьи и организаций .

  

 

  Литература: 

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 11.08.2016 года  № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;                  2.Приказо департамента образования и науки Краснодарского края от  23 октября 2009 года № 3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов  VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях»;

3.Приказ  министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 29.05.2017 г № 2243 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;

4.Устав   государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы - интерната ст-цы Крыловской;        

5. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения. — М.: 2006.                                                             6.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.                                                                                                                                 7. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.                                                                                                                      8.Батова А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду. —  М.: 2001.                                                

 9.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — Воронеж: 2000.                                                       10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.