Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме
Оценка 4.8

Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Оценка 4.8
docx
08.10.2023
Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме
СТАТЬЯ 2023.docx

Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

 

Современные экономические и политические условия России требуют смещение акцента в понимании цели профессионального образования на формирование творческой личности будущего специалиста. Только профессионально компетентная профессионально самостоятельная личность может быть конкурентоспособна на сегодняшнем рынке труда.

Поэтому одной из  основных целей  деятельности профессионального училища  выступает социальная адаптация обучающихся к новым условиям  жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию. За время обучения  обучающейся  должен получать не только профессиональное образование, но и основы образования экономического, правового, психологического. Не меньшее значение уделяется привитию здорового образа жизни развитию ценности и целевой ориентации, формированию активной жизненной позиции.

Как показывает практика, качество подготовки абитуриентов, поступающих в учреждения начального профессионального образования, ухудшается с каждым годом. Остановимся на некоторых причинах и их следствиях, характерных как для нашего училища:

1)низкий уровень обучаемости обучающихся,  особенно окончивших 9 классов;

2)слабая мотивация к обучению и выбранной сфере деятельности ;

3)высокий уровень личностных проблем (высокая тревожность, неадекватная самооценка, наличие зависимостей и т. д);

4)различие в социальном уровне и уровне образования обучающихся из крупных населенных пунктов и из отдаленных мелких поселков, отсюда различные стартовые возможности;

5)высокий процент обучающихся оставшихся без попечения родителей, требующих особый социальной и психологической поддержки;

7)наличие относительно большого количества обучающихся закончившие вспомогательные школы, коррекционные классы и соответственно требующих индивидуального подхода в обучении.

Таким образом, одним из решения этих проблем – является организация деятельности социально-психологической службы (СПС), которая функционирует у нас уже несколько лет и реализует такие направления деятельности, как:

-диагностическое, ориентированное на углубленное психолого-педагогическое изучение личности на протяжении всего периода обучения, выявление индивидуальных и особенностей обучающихся, мониторинг личностных изменений и обоснование коррекционных мероприятий в обучении и воспитании.

-коррекционное, которое определяется ориентацией службы на обеспечение соответствия различия обучающихся возрастным нормам, развитие способностей, формирование личности;

-профилактическое, нацеленное на формирование у педагогов, родителей, обучающихся потребностей в получении и использовании знаний, в самореализации и саморазвитии;

-консультативное, заключающееся в оказании поддержки и помощи преподавателям, родителям, обучающимся по широкому кругу личностных и профессиональных проблем.

Как показывает практика, большая часть поступивших в техникуме имеют слабую мотивацию к обучению и выбираемой сфере деятельности. Одна из причин этого - слабая организация профессиональной работы в школе. Часто, не зная содержания профессиональной деятельности, условий труда в этой сфере и перспектив ее развития, обучающиеся выбирают профессию на основании своих критериев, причем меньшее количество считают свой выбор экономически целесообразным (профессия + образование), основная часть обучающихся просто не хочет возвращаться в школу, так как чувствует себя дискомфортно, в связи с чем возникает низкая самооценка, неуверенность в достижении результата. Наличием данной проблемы обусловлено появление профориетационного блока в социально-психологической службе. Одним из результативных путей повышения мотивации к получению профессии мы считаем организацию допрофессиональной подготовки школьников на базе училища по программам, разработанным совместно со школой. Важным фактором, на наш взгляд, является плавный переход обучающихся общеобразовательных школ в статус обучающихся училища.

Необходимо предоставить абитуриенту возможность пережить все нюансы , особенности его будущей училищной  жизни чтобы у него появилась мечта о встрече с учебным заведением, будущими товарищами, о разнообразных видах деятельности, начале новой, самостоятельной жизни.

Выделим основные направления работы с обучающимися:

предоставление возможностей подростку ознакомиться с учебно - материальной базой, преподавателем и обучающимися  училища (дни открытых дверей, собрания  и индивидуальные консультации в социально-психологической службе, работа социального педагога по индивидуальной программе в системе дополнительного образования).

Предоставление возможности удовлетворения потребностей личности в физическом развитии, в художественном и техническом творчестве, в овладении знаниями и навыками в пользовании компьютерной техники.

Приглашение обучающихся и их родителей на традиционные училищные мероприятия, которые наиболее полно передают дух училища. Это способствует появлению уверенности в завтрашнем дне. Что особенно важно в период естественного подросткового психологического кризиса.

Целенаправленная работа по формированию первичной цели, желание владеть предлагаемыми профессиями (выставки, экскурсии, поездки профориетационнной агитбригады, подготовительные курсы).

Помощь обучающимся в самопознании определении своих индивидуальных и личностных качеств и соотношении их с требованиями и возможностями профессионального обучения в училище (психодиагностика, ознакомление с требованиями устава, образовательного процесса, особенностями учебного заведения).

Помощь в осознании в процессе обучения правильности выбора достойной личной и социальной значимости цели, уровня профессионального образования (психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в течении всего периода обучения, совместная деятельность по корректировке психофизических и личностных качеств для достижения поставленной цели).

Выстраивая работу таким образом, мы достигли некоторых результатов. Так, в 2006 г. адекватный выбор профессии отмечался у 60,1 % поступивших, а в 2008 г. – уже 70,3 %.

Как показывает анализ, у 23,5% обучающихся выявлены проблемы личностного развития. Эти обучающиеся требуют постоянного психологического сопровождения, так как чаще всего не могут найти пути разрешения проблем, проявляющихся на уровне взаимодействия со сверстниками, родителями и окружающими людьми.

На решение данной проблемы ориентировано профилактическое и коррекционное направления деятельности социально-психологической службы:

-все обучающиеся  изучают дисциплину «Профессиональное становление и саморазвитие личности»;

- действует открытая форма тренинговой группы в которой принимают участие те обучающиеся у которых имеются проблемы в общении, принятие себя, трудности в обучении;

- совместно с педагогами  службы классные руководители и мастера п/о выстраивают и реализуют коррекционные воспитательные планы;

- ведется индивидуальная  консультативная работа с обучающимися и их родителями.

В результате анализа социально демографических паспортов семей трудных подростков определены основные типы неблагополучных семей (конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные), разработаны формы индивидуальной работы с ними (беседы, посещение на дому, составление акта обследования материально-бытовых условий по месту жительства несовершеннолетнего- потенциального правонарушителя, посильная материальная и другая помощь, установление связи с предприятиями, на которых работают родители обучающихся).

Ко 2 курсу количество обучающихся имеющих проблемы личностного развития снижается в среднем на 30%, а к концу 3 курса на 50%.

Мудрецы говорят, что человек рождается дважды. Один раз как живое существо, второй раз как личность. В училище создаются условия и возможности для второго рождения и социально - психологическая служба в училище занимает активную позицию в их формировании. Функционирование СПС в образовательном учреждении является одним из свидетельств высокого уровня его развития.

 

 

 

Литература

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. Серия «Педагогическая образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002

Столяренко Л.Д. Основы психологии  Ред.- сост.Л.Д. Столяренко – Изд.10-е – Ростов н./Д: Феникс, 2008


 

Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Социально-психологическая служба в социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Как показывает практика, большая часть поступивших в техникуме имеют слабую мотивацию к обучению и выбираемой сфере деятельности

Как показывает практика, большая часть поступивших в техникуме имеют слабую мотивацию к обучению и выбираемой сфере деятельности

Помощь в осознании в процессе обучения правильности выбора достойной личной и социальной значимости цели, уровня профессионального образования (психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в течении всего…

Помощь в осознании в процессе обучения правильности выбора достойной личной и социальной значимости цели, уровня профессионального образования (психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в течении всего…

Литература Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб

Литература Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023