Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание
Оценка 4.8

Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание

Оценка 4.8
pptx
17.03.2023
Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание
Семинар 7. .pptx

Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание

Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание

Социально-психологические аспекты воспитания, общение и воспитание, коллектив и развитие личности, семья и воспитание

Подготовила
Мотовилова Алина Львовна

План Социально-психологические аспекты воспитания

План Социально-психологические аспекты воспитания

План

Социально-психологические аспекты воспитания
Проблема управления воспитанием личности
Коллектив, семья и воспитание
Показатели и критерии воспитанности

Социально-психологические аспекты воспитания

Социально-психологические аспекты воспитания

1. Социально-психологические аспекты воспитания

С точки зрения социально-психологической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс.
Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития.

М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основные формы общения:

М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основные формы общения:

М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основные формы общения:
Ситуативно - личностное (первое полугодие жизни). Наиболее ярко представляет в комплексе оживления (эмоционально положительная реакция ребенка 2-3-х месяцев на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости и повышении общей двигательной активности).
Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 2 лет). Оно охватывает предметные игры детей со взрослыми.
Внеситуативно-познавательное (от 3 лет до 5 лет). Оно связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах и явлениях.
Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Оно служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений.

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности.
В работах Макаренко перед психологами раскрываются возможности анализа цельной человеческой личности в процессе ее формирования в труде и общественной деятельности. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания

Проблема управления воспитанием личности

Проблема управления воспитанием личности

2. Проблема управления воспитанием личности

Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:
проектирование развития личности, планирование необходимых воспитательных воздействий;
организацию воспитательных воздействий; • регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий на основе текущего сбора информации;
итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов проекту развития.

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):
Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанный на интересы детского или педагогического коллектива, вреден для общества.
Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский педагогический коллективы, воспитанника и воспитателя. (не только взрослые и коллектив может что-то требовать от ребенка как от личности, но также ребенок может предъявлять требования коллективу, взрослому человеку).
Не только отдельная личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь четкие и равные обязанности перед каждой личностью.

Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление

Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление

Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.
На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управление осуществляется:
воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают "педагогический образец";
через организацию продолжительного действия образца;
за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником)

На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что: воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;…

На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что: воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;…

На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:
воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;
актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинам заглушенный;
осуществляется коррекция мотивации.
На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя:
выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;
прекращение развертывания мотива в действие, поведение.

На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку

На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку

На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку. Внешнее управление создает:
условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения (это делает воспитатель, коллектив);
условия для неоднократного выполнения данного действия;
положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;
корректировка действия.
На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются. Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника.

Высшая форма самоуправления - самовоспитание

Высшая форма самоуправления - самовоспитание

Высшая форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание - это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
Самовоспитанием школьников надо руководить, при этом воспитатель должен решать 4 задачи:
возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себя положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения;
помочь школьнику критически отнестись к своей личности;
помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель должен указать разумные пути самовоспитания.

Коллектив, семья и воспитание

Коллектив, семья и воспитание

3. Коллектив, семья и воспитание

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности.
В работах Макаренко перед психологами раскрываются возможности анализа цельной человеческой личности в процессе ее формирования в труде и общественной деятельности. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания .

Другой исследователь этой проблемы,

Другой исследователь этой проблемы,

Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное.
Как считает Р.С. Немов, высокоразвитые детские коллективы оказывают только положительное влияние на воспитание личности, но таких было по различным данным 6- 8% в доперестроечное время, а сейчас наверняка меньше, т.к. ситуация в образовании только ухудшилась.

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):

Немов предполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива не личность):
Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанный на интересы детского или педагогического коллектива, вреден для общества.
Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский педагогический коллективы, воспитанника и воспитателя. (не только взрослые и коллектив может что-то требовать от ребенка как от личности, но также ребенок может предъявлять требования коллективу, взрослому человеку).
Не только отдельная личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь четкие и равные обязанности перед каждой личностью.

Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья

Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья

Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью;
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка.
Основная цель работы с родителями – достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка, реализация воспитательной функции -сферы родительского долга, любви и интереса.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023