Социальный педагог ориентирует семью на выполнение ряда принципов.
Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления.
Социально педагогическая деятельность с семьей алкоголиков
Социальный педагог ориентирует семью на выполнение ряда принципов.
Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе
воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность
действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы
воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой
воспитания как социального явления.
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует
руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно
выстраивать политику воспитательной деятельности [ ]. К важнейшим
принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:
1) Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое
явление характеризуется наличием социальнокультурного ориентира,
который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее
предполагаемый результат. В значительной степени современная семья
ориентируется на объективные цели, которые формируются в каждой стране
как главный компонент ее педагогической политики. Носителями
объективных целей воспитания являются общественные институты
воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи,
исходя из интересов подростков, учитывают цели и задачи образовательной
работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную
преемственность в воспитательной деятельности.
2) принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось
на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях,
передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие
педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед.
получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о
построении воспитательного процесса. В ряде исследований (Т. А. Маркова,Л. В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании
связаны с пониманием родителями педагогики и психологии. Так, незнание
возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных
методов и средств воспитания.
3) Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого
принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как
данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими
чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было
внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать
самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент
его развития. Это значит принять его индивидуальное своеобразие и право
проявлять свое «я» на том уровне развития, которого с помощью родителей
он достиг. Родителям свойственно видеть «проблемы» в развитии ребенка при
сравнении с какимлибо образцом, каковым чаще всего является сверстник в
семье друзей или родственников.
Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего
какиелибо внешние особенности или физические недостатки, достаточно
заметные, вызывающие реакцию любопытства у окружающих людей. Задача
родителей – учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение
окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится,
когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умный и
т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки,
достоинство, которыми он потенциально обладает, например умение петь,
выразительно читать стихи и т.д. Любая «изюминка» в личности ребенка
будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к
иным своим недостаткам.
4) Принцип планомерности, последовательности, непрерывности.
Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в
соответствии с поставленной целю. Предполагается постепенностьпедагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и
планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в
средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и
индивидуальным возможностям детей.
Последовательность и планомерность воспитательной деятельности
взрослых дают ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа
формирования личности. При строгом воспитании во главу угла ставится
подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок – объект
манипулирования взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие
детей, содействуют развитию у них не только операциональной стороны
деятельности, но и организационной. Иными словами, при последовательном
воспитании повышается субъективность ребенка, его ответственность за свое
поведение, деятельность. К сожалению, родители, особенно молодые,
отличаются нетерпеливостью, зачастую не понимая, что для формирования
ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они
желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас».
5) Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа
заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на
личность через систему целей, содержание средств и методов воспитания, при
этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
Многократность воспитания имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового,
обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них
стали привычными картины убийства, смерти, жестокости и т.д.,
телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами,
сомнительными неологизмами.
Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс
формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное,
трудовое, умственное, физическое, правовое, налоговое и т.д.). Однаколичность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом
процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют
деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие.
Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными
институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей
нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой
идентификации.
6) Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей
воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется
разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогическими
образовательными учреждениями. Ни один из воспитателей маленького
ребенка, будь то родные люди или педагоги, не могут воспитывать его
изолированно друг от друга: необходимо согласование целей содержания
воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с
рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить
познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой
деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию
[…..].
Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какойлибо из сфер
жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется в
возложенными на нее функциями, адаптационные способности алкоголиков
существенно снижены, процесс семейного воспитания подростка протекает с
большими трудностями, медленно, малорезультативно. Данному типу семьи,
разумеется, необходима помощь со стороны социального педагога […..].
Прежде всего, конечно, социальный педагог должен начинать свою
работу с изучения семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждениепомогут педагогу представить положение в ней подростка. В случае работы с
семьей алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления
спиртными напитками и сопутствующие обстоятельства.
Причины злоупотребления алкоголем могут заключаться в семейной
предрасположенности, в некоторых особенностях личностного статуса, в
традициях семейного или социального окружения либо в иллюзорной попытке
уйти от проблем при помощи наркотически искаженного сознания. В
реальности, впрочем, все эти причины могут быть связаны друг с другом.
Необходим их анализ, ибо видимая на поверхности конфликтность семьи в
результате пьянства одного или нескольких из ее членов может представлять
искаженную картину: к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким
способом преодолеть конфликтность, хотя в своем воображении […..].
Социальный педагог составляет «карту семьи», где дается
характеристика каждому члену семьи, указываются даты рождения,
знаменательные даты в семье.
Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико
физиологическому, социальнопедагогическому и правовому.
Медикофизиологическое направление осуществляется врачами,
прежде всего наркологами и психиатрами.
Социальнопедагогическое направление реализуется преимущественно
школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его
цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на
взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения,
показать ущерб, который пьянство наносит семье. Правовое направление
имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и
поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их
ответственности перед законом.
Таким образом, основная задача социального педагога в работе с семьей
алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всегокомплекса педагогических средств для изменения стиля общения между
родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие
на состояние подростка, корректировка его поведения. Социальный педагог
помогает родителям осознать позитивные и негативные события,
происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной
ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного
благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал
семьи.
По мнению И. В. Дубровиной, также задачей социального педагога
является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных
проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных
коллизий.
Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная
и национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является
изучение воспитания подростка в семье:
–как и сколько родители проводят времени с подростком. Есть ли у них
общие дела, какова форма общения;
–проводят ли они вместе свободное время;
–что читают;
–чем интересуется подросток;
–с кем дружит;
–какие отношения в классе, школе и т.д.;
–каково здоровье подростка;
–какие у него проблемы […..].
Следует выяснить и то, что знают подростки о своих родителях, их
вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, проблемах,
здоровье.Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри
семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и подростками,
родственниками и неродственниками, которые живут в семье.
В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает
семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках
долговременных форм работы.
1. Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитание.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных
проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Деятельность социального педагога предусматривает проведение
широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
–педагогическая и социальнопсихологическая подготовка родителей к
воспитанию будущих детей;
–роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в
отношении к сверстникам;
–значение личного примера и авторитета родителей к воспитанию
будущих детей;
–роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в
отношении к сверстникам;
–значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей,
атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
–взаимоотношения различных поколений в семье,
педагогического воздействия на детей, формирование позитивных
методы
отношений между детьми и взрослыми;
–воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
–социальнопсихологические проблемы воспитания;–сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве
процессом самовоспитания детей и подростков;
–поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
–наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
–организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье
[…..].
Одним из методов социального педагога – консультирование, цель
которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В
ходе консультирования педагог стремится установить контакт со взрослыми
членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия,
характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей
и подростков. Также социальный педагог может оказывать индивидуальную
помощь подростку,
Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование психологом
находящемуся в семье алкоголиков.
различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных
результатов по отношению к каждому подростку […..].
Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую
очередь с родителями, путем их консультирования, а также с подростками
посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения
задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее
полного использования ее воспитательного потенциала. При работе
социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы.
Первую группу методов составляют методы повседневного общения,
делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют
методы педагогического и психологического воздействия педагога на
личность подростка в целях коррекции его сознания и поведения.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется
воспитательная функция, является сфера родительского долга, любви иинтереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих
сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков.
Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный
интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный
коллектив на основе совместной деятельности. Если в семье деформирована
данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у
подростков, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления
заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса.
2) Следующий вид помощи – психологическая составляющая
социальнопедагогической помощи – включает в себя два компонента:
социальнопсихологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена
на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.
Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье
оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему,
анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье,
отношения семьи с обществом. Социальный педагог должен сделать так,
чтобы взаимодействия были более конструктивными.
3) Посреднический компонент социальнопедагогической помощи
включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и
информировании […..].
Составление программы с самим наркозависимым лицом, с его семьей, с
социальным окружением. Такая программа должна включать лечебные
мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно,
социальнотрудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи.
Медицинская реабилитация алкоголиков имеет до настоящего времени
невысокую эффективность и большой процент рецидивов, ибо пролеченный
пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Семья,
привыкшая за долгие годы к существованию в условиях перманентного
кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольнотолкает его к возобновлению пьянства. Личностных ресурсов слабого
человека недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.
Поэтому работа с такой семьей включает в себя формирование
мотивации клиента и его семьи на безалкогольное существование и
психокоррекционные
построение иной системы взаимоотношений;
мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть
хозяином собственной судьбы, организационные шаги по введению клиента в
объединение лиц, ориентированных на безалкогольный образ жизни, или на
создание такого объединения. В качестве одной из самых эффективных
технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному
излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные
алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков»,
«Анонимные созависимые» и другие [ ].
Таким образом, социальный педагог должен создать условия для
успешного решения проблем.
Социальнопедагогическая деятельность с семьей будет эффективна,
если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение
и использование данных демографии, социологии и социальной психологии,
педагогики, этнографии, истории и философии, религии [ ].
Работа социального педагога с семьей алкоголиков очень длительна и не
всегда эффективна, т.к. проблема алкоголизма распространенна в нашей
стране, а специалистов в этой области мало. Социальный педагог выполняет
еще 2 роли: роль педагога и родителя для подростка. Ведь таким подросткам
не хватает ласки, любви, заботы, и социальный педагог хотя бы частично
должен заменить им родителей.
Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны быть
его родители.
Социальный педагог призван обеспечить социальнопедагогическую
защиту детей в семье и повысить психологопедагогическую культуруродителей. Его цель – наладить определенные пути взаимодействия между
человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом,
социальным окружением, с другой [ ].
В работе с подростками внимание социального педагога направлено на
повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для
социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности
семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не
справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью,
образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой
информации, трудовые коллективы и т.д. [ ].
Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе
системного подхода, что позволяет включить в социальное регулирование
подростков различные государственные и общественные структуры, семью,
школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог
должен:
1. Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства
обучающегося.
2. Изучать психологомедикопедагогические особенности личности и
ее микросреды, условия жизни.
3. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им
социальной помощи и поддержки.
4. Выступать посредником между личностью обучающегося и
учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб,
ведомств и административных органов.
5. Определить задачи, формы, методы социальнопедагогической
работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечитьпринятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и
свобод личности.
6. Организовать различные виды социально ценной деятельности,
мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений в социальной среде.
8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами
социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с
благотворительными организациями и др.
Работа социального педагога предъявляет свои требования и к его
профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо
войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие,
расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих
функций социальный педагог должен обладать такими профессионально
милосердие,
значимыми качествами,
как деликатность,
эмпатия,
целеустремленность,
Социальному педагогу необходимы выдержка,
такт и педагогический оптимизм.
культура общения,
динамизм,
психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность,
доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть
убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе
признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже
если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно
совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [ ].
Исследовательским коллективом разработана памятка для социальных
педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать с семьей
алкоголиков. Приведем некоторые выдержки из этой памятки.1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом
настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте,
что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши
цели – это прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не
поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей,
разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
4. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже
незначительные ростки достижений в действиях семьи.
5. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю
устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции
позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их
и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
6. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
Действуйте в логике системы «перспективных линий» – от дальней
перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
7. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым.
Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная
доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа
воспитания. Все хорошо в свое время. надо уметь применять разные методы в
соответствии с конкретной ситуацией [ ].
Подростки должны вовлекаться в организацию и проведение различных
мероприятий спортивного, познавательного и общественнозначимого
характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая
подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании,
общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить
профилактику – способствовать социальной адаптации семей посредством
реализации возможных правовых или экономических мер (содействие вустройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей
в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.).
Также
с
правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над
социальный педагог
сотрудничать
должен
распространением алкогольных напитков в данном районе, а также создания
досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы.
структурирующих свободное время подростков, проживающих в этом районе.
Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними
необходимую социальную, психологическую работу, а в некоторых случаях
добивается частичной или полной изоляции подростка от родителей,
способствующих употреблению подростком алкогольных веществ. Нужно
проводить деятельность, направленную не только на подростка, но и на его
ближайшее окружение (семью, класс). Социальный педагог долен
сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также
оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении
и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения,
повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [ ].
Правильно организованная социальнопедагогическая деятельность
социального педагога предполагает ориентацию на личность,
индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание
комплексной социальнопсихологопедагогической помощи семье в решении
личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом
собственной жизни.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности,
«проблемное поле» подростка, семьи, прогнозировать и проектировать
возможные варианты его поведения, влиять на мотивационнопотребностную
сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию,
приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально
педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование иразвитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных
чувств, социальнозначимых установок в жизненном самоопределении, а
значит, и нравственного поведения подростка [ ].
В своей деятельности социальный педагог также руководствуется
следующими принципами: природы и культуросообразности; гуманизации;
субъектности; принятия подростка как данности; персонализации;
личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода;
системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности;
ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты;
диалогичности и др.
Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли
(«глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к
изменяющимся условиям [ ].
При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать:
доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и
иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи;
способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений,
земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Социальный педагог работает совместно с различными социальными
службами, организациями, учреждениями:
– со службой социальной помощи населению; ведет работу по
выявлению семей алкоголиков и оказанию им содействия и
поддержки, участвует в организации семейных консультаций,
семейного просвещения и самообразования;
– со службой социальнобытовой помощи;
– со службой семейного досуга;
– со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения.
Знание «проблемного поля» [ ] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше
понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя
оказать коррекционную помощь и поддержку