По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений,которые способствуют совер-шению противоправных действий.Хотя в периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам,в периодизации социального развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые характеризуют социальное созревание индивида в это время,совпадением механизмов,ин-ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют этот возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом,гражданскими правами и обя-занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в отличае от взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен
Социально педагогические и психологические характеристики
несовершеннолетних правонарушителей.
По мнению многих авторов эта возростная группа (1417лет) харак
теризуется рядом особенностей и изменений,которые способствуют совер
шению противоправных действий.Хотя в периодизациях психофизиологи
ческого развития старший подростковый (1415лет) и младший юношеский (16
17лет)возроста относят к разным возрастным периодам,в периодизации
социального развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период со
циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые характеризуют
социальное созревание индивида в это время,совпадением механизмов,ин
ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют этот
возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 1417
лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризуются
определенным социальным статусом,гражданскими правами и обя
занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в отличае от
взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ].
Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане
совершения ими правонарушений,мы считаем необходимым рассмотреть
основные причины этого,связанные с особенностями возростных из
менений.И.С.Кон,который занимался изучением данного возроста,выделил
следующие причины
1. Внутренние
неустойчивости,неадекватных
трудности переходного возраста,начиная
с
психогормональных изменений и заканчивая формированием и
перестройкой 'Яконцепции'.Т.е. в физиологическом плане у подростка
наблюдается 'гормональная буря',вызванная повышенной активностью
эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости,
эмоциональной
эмоциональных
реакциях,непредсказуемости настроений,
раздражительности.Это
может вызывать трудности во взаимоотношениях,конфликты,ссоры,
вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного
поведения.В этом возрасте происходит также половое
созревание,которое вызывает серьезные проблемы в сфере
взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным
проявлениям в сексуальной жизни подростка.А возникшее желание
найти признание у противоположного пола иногда приводит к
использованию в этом деле аморальных и т.п. способов и
приемов.Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние)
влекут за собой изменения в психике.В связи с этим может возникнуть
синдром дисморфобии[
],когда собственный физический
недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует
личность.Под действием синдрома возникают характерологические
изменения,которые вызывают проблемы в общении и адаптации.А,какуже говорилось ранее,дезадаптацияодна из основных причин
формирования противоправного поведения.Ряд комплексов
неполноценности,
формирующихся под влиянием синдрома
дисморфобии,приводит к возникновению у подростка неуверенности в
себе,усилению его убеждаемости,снижению самооценки и вызывает
появление ряда негативных качеств,отрицательно влияющих на
формирование устойчивой позитивной ' Яконцепции '[ ].Важность ее
создания неоспорима.Это подтверждают и исследования
Е.Н.Голубевой,согласно которым «главная трудность в перевоспитании
даже несовершеннолетних правонарушителей не в том,что подросток
не хочет исправиться или не понимает,что надо жить честно,а в том,что
они порой не могут этого сделать изза наличия уже сформировавшейся
и достаточно инертной системы негативных ценностей,оцениваемых
обществом как аморальные»[ ].Необходимо заметить,что сам процесс
формирования самосознания в этом возрасте также существенным
образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми,
вызывает
к
самостоятельности,эмнсипации, атономности от взрослых,обостренной
критичности к ним и всему,что они предлагают,что порождает
конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).С другой
стороны,
со
сверстниками,повышенное внимание к их мнению,потребность
всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой становится референтная
группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей
главе.
проявляется
выраженного
общению
стремления
проявление
стремление
к
2. Статусноролевая неопределенность и пограничность социального
положения несовершеннолетнего.Она характеризуется тем,что по
биологическим данным подросток/юноша достигает параметров
взрослого человека,а его социальные и психологичесие возможности
ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт,не
сложилось мировоззрение,не сформированы защитные механизмы и
стратегии адаптации,нет в наличии форм и механизмов поведения
необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних
конфликтов и т.п.)[ ].Таким образом,можно говорить о том,что они
уже не дети,но,в то же время,еще и не взрослые.Это вызывает
несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими
возможностями.Стремление преодолеть это противоречие может
приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких,как
курение,сквернословие,употребление спиртных напитков и т.д.,вплоть
до совершения преступлений и правонарушений.С другой
стороны,желание
взрослым,самостоятельным,
эмансипированность школьной молодежи заставлиет их подвергать
казатьсякритике или вовсе отвергать нормы поведения и
ценности,предлагаемые старшим покалением[ ].
3. Противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального
контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные
на соблюдении внешних норм,послушания,уже не действуют;а взрослые
способы,предполагающие
и
самоконтроль,основанные на внутренних нормах,еще не сложились или
не окрепли»[ ].
сознательную
дисциплину
Хотелось бы отметить еще ряд качеств,свойственных данному возрасту и
оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий.К ним
относится,например,подростковое упрямство,природе которого еще не нашли
объяснения.Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные
эмоции,может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Это,в свою
очередь,вызывает еще большее упрямство ,несовершеннолетний может
предпринимать попытки ухода из дома,совершения аморальных и асоциальных
поступков.За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к
порядку и т.д.Таким образом,получается замкнутый круг. Постоянные
наказания приводят к тому,что подросток перестает ощущать свою вину за
совершаемые противоправные действия[ ].Это содействует формированию
личности с асоциальной направленностью.
Еще одно качество,свойственное этому возрасту,конформизм, который
наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением[ ].По статистике
[ ] большинство правонарушений осуществляется несовершеннолетними под
давлением группы.
К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести
также юношеский ‘романтизм’,стремление к чемуто яркому, необычному.А так
как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и
романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К
тому же немаловажную роль играет склонность к риску и
авантюризму(свойственна 43)[ ].
До сих пор мы рассматривали особенности, характеризующие нормальное
развитие в этом возрасте, не касаясь “различных психических патологий и
аномалий,которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют
непосредственные
асоциального
поведения”.К таким психическим отклонениям и заболеваниям можно отнести
олигофрению,ЗПР,психопатии,свойственные
возрасту
неврозы,психозы,патохарактерологические изменения и т.д. [ ].
психобиологические
предпосылки
этому
Однако, исследования показали,что и в этих случаях важную роль играет
социальный фактор,ближайшее окружение[ ].
Особое значение придается наличию у несовершеннолетнего нарушений
индивидуальнопсихологического характера,включая нарушения эмоционально
волевой (повышенная тревожность,агрессивность,снижение эмпатийногокачества,акцентуации характера и т.д.) и мотивационной сферы
.
Остановимся подробнее на акцентуациях характера в плане их влияния на
совершение им правонарушений и преступлений.Т.к. установлено,что среди
психически и умственно полноценных подростковправонарушителей,
акцентуации выявлены более,чем в 90 случаев[ ].
Исследования А.В.Лебедева и И.А.Горьковой показали,что чаще других
встречается акцентуация по гипертимному типу (более 30). Подростки
данного типа отличаются общительностью,повышенным уровнем психической
энергии, расторможенностью, неусидчивостью, недисциплинированностью,
склонностью к лидерству, ранним стремлением к самостоятельности. Они
достаточно легко могут оказаться в неблагоприятной среде изза сочетания
склонности к риску с излишне эмоциональной реакцией на контроль со
стороны родителей, педагогов.
Для подростков,отличающихся повышенной агрессивностью,вплоть до
садистских действий,характерен шизоидный тип акцентуации (по тем же
данным).Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей
встречается и эпилептоидный тип. Каждая из акцентуаций имеет свои
особенности,которые необходимо учитывать при организации профилакти
ческой работы.
В последние годы в отечественной литературе выделяется акцентуа
ция по криминогенному типу,под которой понимается “определенный тип
развития подростка,когда с раннего детства определяется неуправляемость
поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения
общепринятой системы ценностей”[ ].
Что касается мотивационной сферы, то для молодежи характерно
большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не только
из корысти, но и ипзза стремления утвердить престиж в группе, озорства,
желания оказать содействие товарищам и т.п.). В большинстве случаев
характерен скоротечный, ситуативный мотив. [ ]
Сами подростки выделяют следующие основные мотивы совершения
преступлений и правонарушений:
1. «Собственная глупость» (за которой, как правило, скрывается
бездуховность, затянувшееся детство, нежелание задумываться над
будущим).
2. «Плохие друзья» , «стечение обстоятельств» (как стремление снять с
себя ответственность за совершенные действия) и т.д. [ ]
Немаловажное значение, по мнению С.А. Беличевой, имеет социально
психологические особенности, которые определяются уровнем социального
развития (социализация в различных сферах жизнедеятельности),
направленностью личности (ценностные ориентиры, социальные установки,
ценностнонормативные представления) и системой оценок и самооценок [ ].Таким образом, мы можем говорить о некоторых особенностях лич
ности,которые характеризуют подросткаправонарушителя.А.И.Кучинский
выделяет следующие черты группового сознания несовершеннолетних с
противоправным поведением
неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая информиро
ванность,’размытость’ суждений, сужение сферы потребностей и интересов,
доминирование локальных потребностей;
нонконформизм в оценке общественных ценностей и стереотип
‘стадных’ потребностей;
стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея
тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними;
стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению как
основному способу социализации и укрепления своего авторитета;
социальная пассивность,инфантилизм и апатия,соседствующие с пси
хической агрессивностью.
Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей выражена
криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и
права. Исследования Г.М.Миньковского позволяют выделить следующие типы
подростковправонарушителей в зависимости от степени выраженности у них
преступной направленности,
которые идентичны классификации
Д.И.Фельдштейна
Несовершеннолетние с преступной направленностью, для которых
характерны примитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость,
склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному
фольклору. Часто они выступают организаторами преступлений.
Отрицательная направленность личности. Подростки этой категории
характеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон
ностью к алкоголю. Преступления совершают не в результате активной
подготовки, а ‘как получится’.
Неустойчивая направленность личности. Им свойственна борьба по
ложительных и отрицательных качеств. Преступления они совершают по
престижным мотивам или в результате подражаия. Выражают раскаяние в
совершенном преступлении.
Положительная направленность. Эта категория подростков совершает
преступление случайно, в результате “детской мотивации” (легко
мысленности или неправильной оценки действий и их последствий).
Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних правона
рушителей,
проведенные Т.Н.Курбатовой и Э.КвятковскойТохович,
показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для
воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов)
[ ].В зависимости от степени деморализации личности выделяют
следующие типы поведения подростковправонарушителей
социальнонравственноправовая деформация поведения (кримино
генная). Для подростков этой группы характерно систематическое
употребление алкоголя, раннее начало половой жизни и неразборчивость в
связях, половину из них составляют второгодники; почти все затевают драки
или учавствуют в них; многие из них совершают кражи и грабежи.
Большинство из них находится в поле зрения правоохранительных органов;
социальнонравственная деформация.Такое поведение противоречит
социальноролевым требованиям (отставание в учебе,второгодничество) и
связано с аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры,
участие в ‘дворовых’драках и т.п.), но они почти не оказываются на учете в
ИДН;
социальнодеформированное поведение характеризуется нарушениями
только требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе,
конфликты с учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время
и т.п.)[ ].
Итак,исследования в этой области показали,что изменения в социаль
норолевом статусе,внутренние трудности,противоречия,обусловленные
перестройкой механизмов социального контроля,характеризующие этот
возраст,могут вызывать формирование негативных качеств личности и
служить предпосылкой совершения правонарушения.Так же можно говорить
об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, степень
проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального
поведения.
* * *
Таким образом, на основе изучения литературных источников мы
можем определить понятие “школьная молодежь” как социально
демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных
характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как
ведущей деятельности, возраст которой составляет 1417 лет.
Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально
правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и
антиобщественным действиям,
в совокупности с индивидуально
профилактической работой.
Среди факторов, влияющих на формирование противоправного
поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные:
1. Индивидуальный.
2. Психологопедагогический.3. Социальнопсихологический.
4. Личностный.
5. Социальный, социальноэкономический.
Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор
качеств и особенностей личности,
характеризующий подростков
правонарушителей.Основными среди них являются неустойчивость цен
ностных ориентаций,психическая агрессивность,социальная пассивность,
повышенная тревожность,конфликтогенность и т.д.
Раннее диагностирование этих качеств,выявление причин отклонений в
поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать
повышению эффективности профилактической работы со школьной
молодежью.