Социально педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений,которые способствуют совер-шению противоправных действий.Хотя в периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам,в периодизации социального развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые характеризуют социальное созревание индивида в это время,совпадением механизмов,ин-ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют этот возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом,гражданскими правами и обя-занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в отличае от взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен
Иконка файла материала Социально педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.doc
Социально  педагогические и психологические характеристики  несовершеннолетних правонарушителей. По   мнению   многих   авторов   эта   возростная     группа   (14­17лет)   харак­ теризуется   рядом   особенностей   и   изменений,которые   способствуют   совер­ шению   противоправных   действий.Хотя   в   периодизациях   психофизиологи­ ческого развития старший подростковый (14­15лет) и младший юношеский (16­ 17лет)возроста   относят   к   разным   возрастным   периодам,в   периодизации социального   развития   оба   они   обозначаются   как   ‘маргинальный   период   со­ циализации’.Это   обьясняется   сходством   процессов,которые   характеризуют социальное   созревание   индивида   в   это   время,совпадением   механизмов,ин­ ститутов,способов   социализации   и   т.п.[         ].Юристы   также   выделяют   этот возраст,употребляя   понятие   ‘несовершеннолетний’   в   отношении   лиц   14­17 лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу­ются определенным   социальным   статусом,гражданскими   правами   и   обя­ занностями,закрепленными   в   законодательных   актах.Однако,в   отличае   от взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[  ]. Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения   ими   правонарушений,мы   считаем   необходимым   рассмотреть основные   причины   этого,связанные   с   особенностями   возростных   из­ менений.И.С.Кон,который   занимался   изучением   данного   возроста,выделил следующие причины 1. Внутренние     неустойчивости,неадекватных   трудности   переходного   возраста,начиная   с психогормональных   изменений   и   заканчивая   формированием   и перестройкой 'Я­концепции'.Т.е. в физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря',вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной эмоциональных реакциях,непредсказуемости   настроений,   раздражительности.Это может   вызывать   трудности   во   взаимоотношениях,конфликты,ссоры, вербальную   и   другие   виды   агрессии,   различные   виды   девиантного поведения.В   этом   возрасте   происходит   также   половое созревание,которое   вызывает   серьезные   проблемы   в   сфере взаимоотношений   полов   и   может   служить   толчком   к   асоциальным проявлениям   в   сексуальной   жизни   подростка.А   возникшее   желание найти   признание   у   противоположного   пола   иногда   приводит   к использованию   в   этом   деле   аморальных   и   т.п.   способов   и приемов.Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.В связи с этим может возникнуть синдром   дисморфобии[     ],когда   собственный   физический недостаток(зачастую   придуманный)   ясно   осознается   и   фрустрирует личность.Под   действием   синдрома   возникают   характерологические изменения,которые вызывают проблемы в общении и адаптации.А,какуже   говорилось   ранее,дезадаптация­одна   из   основных   причин формирования   противоправного   поведения.Ряд   комплексов неполноценности,   формирующихся   под   влиянием   синдрома дисморфобии,приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе,усилению   его   убеждаемости,снижению   самооценки   и   вызывает появление   ряда   негативных   качеств,отрицательно   влияющих   на формирование устойчивой позитивной ' Я­концепции '[    ].Важность ее создания   неоспорима.Это   подтверждают   и   исследования Е.Н.Голубевой,согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних   правонарушителей не в том,что подросток не хочет исправиться или не понимает,что надо жить честно,а в том,что они порой не могут этого сделать из­за наличия уже сформировавшейся и   достаточно   инертной   системы   негативных   ценностей,оцениваемых обществом как аморальные»[    ].Необходимо заметить,что сам процесс формирования   самосознания   в   этом   возрасте   также   существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает к самостоятельности,эмнсипации, атономности от взрослых,обостренной критичности   к   ним   и   всему,что   они   предлагают,что   порождает конфликты   и   отторжение   ценностей   общества   (взрослых).С   другой стороны, со сверстниками,повышенное   внимание   к   их   мнению,потребность всамоутверждении в этой среде[   ]. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе.     проявляется выраженного общению   стремления проявление   стремление   к           2. Статусно­ролевая   неопределенность   и   пограничность   социального положения   несовершеннолетнего.Она   характеризуется   тем,что   по биологическим   данным   подросток/юноша   достигает   параметров взрослого   человека,а   его   социальные   и  психологичесие   возможности ограничены   (т.е.   у   него   почти   отсутствует   жизненный   опыт,не сложилось   мировоззрение,не   сформированы   защитные   механизмы   и стратегии   адаптации,нет   в   наличии   форм   и   механизмов   поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.)[    ].Таким образом,можно говорить о том,что они уже   не   дети,но,в   то   же   время,еще   и   не   взрослые.Это   вызывает несоответствие   между   уровнем   притязаний   и   его   психологическими возможностями.Стремление   преодолеть   это   противоречие   может приводить   к   принятию   внешних   атрибутов   взрослости   таких,как курение,сквернословие,употребление спиртных напитков и т.д.,вплоть до   совершения   преступлений   и   правонарушений.С   другой стороны,желание взрослым,самостоятельным, эмансипированность   школьной   молодежи     заставлиет   их   подвергать казатьсякритике   или   вовсе   отвергать   нормы   поведения   и ценности,предлагаемые старшим покалением[    ]. 3. Противоречия,обусловленные   перестройкой   механизмов   социального контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм,послушания,уже не действуют;а взрослые способы,предполагающие и самоконтроль,основанные на внутренних нормах,еще не сложились или не окрепли»[     ].                 сознательную   дисциплину       Хотелось бы отметить еще ряд качеств,свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий.К ним относится,например,подростковое упрямство,природе кото­рого еще не нашли объяснения.Наличие   этого   качества   вызывает   у   взрослых   негативные эмоции,может   приводить   к   конфликту   и   наказанию   пдростка.   Это,в   свою очередь,вызывает   еще   большее   упрямство   ,несовершеннолетний   может предпринимать попытки ухода из дома,совершения аморальных и асоциальных поступков.За   этим   следует   новая   попытка   родителей   привлечь   подростка   к порядку   и   т.д.Таким   образом,получается   замкнутый   круг.   Постоянные наказания   приводят   к   тому,что   подросток   перестает   ощущать   свою   вину   за совершаемые   противоправные   действия[   ].Это   содействует   формированию личности с асоциальной направленностью. Еще   одно   качество,свойственное   этому   возрасту,­конформизм,  который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением[  ].По статистике [   ] большинство правонарушений осуществляется несовершенно­летними под давлением группы. К   совершению   аморальных   и   асоциальных   поступков   может   привести также юношеский ‘романтизм’,стремление к чему­то яркому, необычному.А так как   преступную   деятельность   всегда   окружает   ореол   таинственности   и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К тому   же   немаловажную   роль   играет   склонность   к   риску   и авантюризму(свойственна 43)[    ]. До сих пор мы рассматривали особенности, характеризующие нормаль­ное развитие   в   этом   возрасте,   не   касаясь   “различных   психических   патологий   и аномалий,которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственные асоциального поведения”.К таким психическим отклонениям  и заболеваниям можно отнести олигофрению,ЗПР,психопатии,свойственные возрасту неврозы,психозы,патохарактерологические изменения и т.д. [     ].    психобиологические   предпосылки   этому        Однако, исследования показали,что и в этих случаях важную роль играет социальный фактор,ближайшее окружение[    ]. Особое значение придается наличию у несовершеннолетнего нарушений индивидуально­психологического характера,включая нарушения эмоционально­ волевой   (повышенная   тревожность,агрессивность,снижение   эмпатийногокачества,акцентуации   характера   и   т.д.)   и   мотивационной   сферы   . Остановимся   подробнее   на   акцентуациях   характера   в   плане   их   влияния   на совершение   им   правонарушений   и   преступлений.Т.к.   установлено,что   среди психически   и   умственно   полноценных   подростков­правонарушителей, акцентуации выявлены более,чем в 90 случаев[    ].   Исследования А.В.Лебедева и И.А.Горьковой показали,что чаще других встречается   акцентуация   по   гипертимному   типу   (более   30).   Подростки данного типа отличаются общительностью,повышенным уровнем психической энергии,   расторможенностью,   неусидчивостью,   недисциплинированностью, склонностью   к   лидерству,   ранним   стремлением   к   самостоятельности.   Они достаточно легко могут оказаться в неблагоприятной среде из­за сочетания склонности   к   риску   с   излишне   эмоциональной   реакцией   на   контроль   со стороны родителей, педагогов. Для подростков,отличающихся повышенной агрессивностью,вплоть до садистских   действий,характерен   шизоидный   тип   акцентуации   (по   тем   же данным).Довольно   часто   среди   несовершеннолетних   правонарушителей встречается   и   эпилептоидный   тип.   Каждая   из   акцентуаций   имеет   свои особенности,которые   необходимо   учитывать   при   организации   профилакти­ ческой работы. В  последние   годы   в  отечественной   литературе   выделяется   акцентуа­ ция   по   криминогенному   типу,под   которой   понимается   “определенный   тип развития подростка,когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей”[    ]. Что   касается   мотивационной   сферы,   то   для   молодежи   характерно большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не только из корысти, но и ипз­за стремления утвердить престиж в группе, озорства, желания   оказать   содействие   товарищам   и   т.п.).   В   большинстве   случаев характерен скоротечный, ситуативный мотив. [    ]    Сами   подростки   выделяют   следующие   основные   мотивы   совершения преступлений и правонарушений:  1. «Собственная   глупость»   (за   которой,   как   правило,   скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежелание задумываться над будущим). 2. «Плохие друзья» , «стечение обстоятельств» (как стремление снять с себя ответственность за совершенные действия) и т.д. [    ] Немаловажное значение, по мнению С.А. Беличевой, имеет социально­ психологические особенности, которые  определяются уровнем социального развития   (социализация   в   различных   сферах   жизнедеятельности), направленностью   личности   (ценностные   ориентиры,   социальные   установки, ценностно­нормативные представления) и системой оценок и самооценок [    ].Таким   образом,  мы   можем   говорить   о   некоторых   особенностях   лич­ ности,которые   характеризуют   подростка­правонарушителя.А.И.Кучинский выделяет   следующие   черты   группового   сознания   несовершеннолетних   с противоправным поведением неустойчивость   ценностных   ориентаций,   слабая   целевая   информиро­ ванность,’размытость’ суждений, сужение сферы потребностей и ин­тересов, доминирование локальных потребностей; нонконформизм   в   оценке   общественных   ценностей   и   стереотип ‘стадных’ потребностей; стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея­ тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними; стремление   к   статусному   или   ‘престижному’   потреблению   как основному способу социализации и укрепления своего авторитета; социальная   пассивность,инфантилизм   и   апатия,соседствующие   с   пси­ хической агрессивностью. Однако,   не   у   всех   несовершеннолетних   правонарушителей   выражена криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и права. Исследования Г.М.Миньковского позволяют выделить следующие типы подростков­правонарушителей в зависимости от степени выраженности у них преступной   направленности,   которые   идентичны   классификации Д.И.Фельдштейна Несовершеннолетние   с   преступной   направленностью,   для   которых характерны примитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность  к пустому  времяпрепровождению,  азартным играм, уголовному фольклору. Часто они выступают организаторами преступ­лений. Отрицательная   направленность   личности.   Подростки   этой   категории характеризуются   привычкой   к   бесцельному   времяпрепровождению,   склон­ ностью   к   алкоголю.   Преступления   совершают   не   в   результате   активной подготовки, а ‘как получится’. Неустойчивая   направленность   личности.   Им   свойственна   борьба   по­ ложительных   и   отрицательных   качеств.   Преступления   они   совершают   по престижным   мотивам   или   в   результате   подражаия.  Выражают   раскаяние   в совершенном преступлении. Положительная направленность. Эта категория подростков совер­шает преступление   случайно,   в   результате   “детской   мотивации”   (легко­ мысленности или неправильной оценки действий и их последствий). Исследования   эмоциональной   сферы   несовершеннолетних   правона­ рушителей,   проведенные   Т.Н.Курбатовой   и   Э.Квятковской­Тохович, показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов) [    ].В   зависимости   от   степени   деморализации   личности   выделяют следующие типы поведения подростков­правонарушителей социально­нравственно­правовая   деформация   поведения   (кримино­ генная).   Для   подростков   этой   группы   характерно   систематическое употребление алкоголя, раннее начало половой жизни и неразборчивость  в связях, половину из них составляют второгодники; почти все затевают драки или   учавствуют   в   них;   многие   из   них   совершают   кражи   и   грабежи. Большинство из них находится в поле зрения правоохранительных органов; социально­нравственная   деформация.Такое   поведение   противоречит социально­ролевым   требованиям   (отставание   в   учебе,второгодничество)   и связано с аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в ‘дворовых’драках и т.п.), но они почти не оказываются на учете в ИДН; социально­деформированное поведение характеризуется нарушения­ми только требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты с учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т.п.)[    ]. Итак,исследования в этой области показали,что изменения в социаль­ но­ролевом   статусе,внутренние   трудности,противоречия,обусловленные перестройкой   механизмов   социального   контроля,характеризующие   этот возраст,могут   вызывать   формирование   негативных   качеств   личности   и служить предпосылкой совершения правонарушения.Так же можно гово­рить об   особенностях   личности   несовершеннолетних   правонарушителей,   степень проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального поведения.  *  *  * Таким   образом,   на   основе   изучения   литературных   источников   мы можем   определить   понятие   “школьная   молодежь”   как   социально­ демографическую  группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст которой составляет 14­17 лет.  Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально­ правовых,   педагогических   и   иных   мер,   направленных   на   выявление   и устранение   причин   и   условий,   способствующих   правонарушениям   и антиобщественным   действиям,   в   совокупности   с   индивидуально­ профилактической работой. Среди   факторов,   влияющих   на   формирование   противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные: 1. Индивидуальный. 2. Психолого­педагогический.3. Социально­психологический. 4. Личностный. 5. Социальный, социально­экономический. Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качеств   и   особенностей   личности,   характеризующий   подростков­ правонарушителей.Основными   среди   них   являются   неустойчивость   цен­ ностных   ориентаций,психическая   агрессивность,социальная   пассивность, повышенная тревожность,конфликтогенность и т.д. Раннее диагностирование этих качеств,выявление причин отклонений в поведении   и   принятие   соответствующих   мер   будут   способствовать повышению   эффективности   профилактической   работы   со   школьной молодежью.