Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью
Социальнопрофессиональная адаптация молодежи.
Профессиональная адаптация
важнейший этап процесса
профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются
недостатки предшествующей профессиональной ориентации и
профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых
установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется,
насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация
является своеобразным критерием эффективности профориентационной
работы с молодежью.
Профессиональная адаптация это “процесс приспособления
учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах,
профтехучилищах,
техникумах,
вузах и т.д.
к условиям их
профессионального труда в результате чего происходит закрепление
кадров в народном хозяйстве” [10; 111].
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной
адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают,
что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на
четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии,
профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также “социально
экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии”
[10; 112]. В процессе адаптации происходит активное включение личности в
ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально
психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две
взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально психологическую.
“Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми
знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться вразличных производственных ситуациях, контролировать и программировать
свои действия” [10; 112].
“Социальнопсихологическая адаптация заключается в приспособлении
молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной
социальнопрофессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и
задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и
подчиненными и т.п.” [10; 113].
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить
три стадии:
*0
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления к этой ситуации работник переориентируется,
*1
признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются
в качестве равноценных многие прежние установки”
*2
стадия ассимиляции полное приспособление к трудовому коллективу,
усвоение его установок.