Социально-профессиональная адаптация молодежи.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью
Иконка файла материала Социально.doc
Социально­профессиональная адаптация молодежи. Профессиональная   адаптация  ­   важнейший   этап   процесса профессионального   самоопределения   человека.   На   этом   этапе   выявляются недостатки   предшествующей   профессиональной   ориентации   и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько   жизненные   планы   оказались   реальными.   Поэтому   адаптация является   своеобразным   критерием   эффективности   профориентационной работы с молодежью. Профессиональная   адаптация   ­   это   “процесс   приспособления учащихся   к   будущей   профессии   в   общеобразовательных   школах, профтехучилищах,   техникумах,   вузах   и   т.д.   к   условиям   их профессионального   труда   в   результате   чего   происходит   закрепление кадров в народном хозяйстве” [10; 111].      Многие   исследователи   считают,   что   процесс   профессиональной адаптации начинается непосредственно  на  производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре   периода:   подготовка   к   труду   в   школе,   выбор   профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. Под   профессиональной   адаптацией   понимают   также  “социально­ экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии” [10; 112].  В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту   или   иную   социальную,   профессиональную   группу,   освоение   социально­ психологических отношений в этой группе. Следовательно,   в   профессиональной   адаптации   можно   выделить   две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально­ психологическую. “Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями,   умениями,   навыками,   умением   быстро   ориентироваться   вразличных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [10; 112]. “Социально­психологическая  адаптация  заключается   в приспособлении молодого   работника   к   правилам   поведения,   действующим   в   конкретной социально­профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [10; 113]. В  процессе   приспособления   к   трудовому   коллективу   можно   выделить три стадии: *0 ознакомление с новой ситуацией; стадия приспособления к этой ситуации ­ работник переориентируется, *1 признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки” *2 стадия ассимиляции ­ полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.